ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-2539/2021 от 02.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Волкова Е.В. УИД 61RS0003-01-2021-007388-96

Дело № 11-2539/2021

РЕШЕНИЕ

2 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Чеботарева М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. на решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 октября 2021 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области от 2 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко Максима Юрьевича,

установила:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области от 2 сентября 2021 года № 22-12/2021-91 должностное лицо главный специалист отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Начальник отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. обжаловал указанное постановление в районный суд в порядке статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 октября 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области от 2 сентября 2021 года № 22-12/2021-91 оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, постановления должностного лица и прекращении производства по делу.

Заявитель жалобы полагает решение судьи необоснованным, указывает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, изложенным в жалобе доводам не дана надлежащая оценка.

Также в жалобе начальник отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. ссылается на то, что протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие оснований для этого, в частности, при отсутствии в его действиях состава вменяемого административного правонарушения, притом что им в полном объеме соблюдены условия предоставления субсидий.

Заявитель жалобы указывает, что при рассмотрении дела районным судом не исследовался вопрос о том, является ли министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, финансовым органом применительно к части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что позволяло бы привлечь его должностное лицо к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.

По мнению начальника отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю., судом не дана оценка тому обстоятельству, что министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области не осуществляет контроль за обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, притом что в числе полномочий данного министерства находится осуществление контроля за целевым расходованием предоставленных субвенций.

В жалобе оспаривается факт вменяемых должностному лицу нарушений, выразившихся в недостижении планового значения показателя результативности использования субсидии и предоставлении отчета о достижении такого показателя, содержащего недостоверные сведения, по мотиву того, что в отчетном периоде за счет средств субсидии приобретено 95 жилых помещений, которые включены в специализированный жилищный фонд и распределены детям-сиротам, тогда как плановое значение показателя результативности использования субсидии предусматривает обеспечение жильем 60 человек.

Кроме того, заявитель жалобы полагает административное правонарушение, совершение которого вменено ему, малозначительным.

В возражениях на жалобу лицо, вынесшее постановление по делу об административных правонарушениях – заместитель руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области ФИО полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.

Начальник отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель начальника отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. – Мещерякова Ю.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы жалобы.

Представитель лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области ФИО – Пономарева Н.К., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителя начальника отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. – Мещеряковой Ю.П., заслушав представителя лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области ФИО – Пономареву Н.К., проверив законность и обоснованность обжалуемых постановления и решения, судья Ростовского областного суда приходит к следующим выводам.

Часть 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Областного закона Ростовской области от 22 июня 2006 года № 499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Согласно пункту 5 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации», цели предоставления субсидий определяются правилами предоставления субсидий и соглашениями исходя из необходимости достижения результатов использования субсидии.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Руденко М.Ю., являвшегося на момент составления протокола об административном правонарушении главным специалистом отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явились следующие обстоятельства.

В ходе проведения должностным лицом Управления Федерального казначейства по Ростовской области в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области плановой выездной проверки соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года, установлено, что с целью предоставления в 2020 году бюджету Ростовской области субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ростовской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Ростовской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525 (далее – Соглашение от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525).

Приложением № 4 к Соглашению от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525 установлен показатель результативности использования субсидии в 2020 году «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году» - 60 человек.

В 2020 году предоставление субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, осуществлялось: бюджету г. Ростова-на-Дону – в общей сумме 48 217 750 руб.; бюджету г. Новочеркасска – в общей сумме 38 673 842 руб.

Однако согласно сведениям, предоставленным муниципальными образованиями Ростовской области, получившими субвенцию на приобретение жилья детям-сиротам, за 2020 год, фактическое количество детей-сирот, получивших жилое помещение в текущем финансовом году, – 42 человека, что не соответствует фактическому значению, указанному в отчете о результативности за 2020 год (95), а также свидетельствует о невыполнении показателя результативности, установленного Соглашением от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525 (60).

Таким образом, министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области не достигнуто плановое значение показателя результативности использования субсидии, установленное Соглашением от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525, а именно: при плановом значении показателя «численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в отчетном финансовом году» - 60 человек, фактическое значение составило 42 человека.

Согласно подпункту 3.1.4.1 должностного регламента главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, должность которого на момент совершения административного правонарушения занимал Руденко М.Ю., исходя из задач отдела, главный специалист реализует мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот, в рамках компетенции отдела.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю.

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области от 2 сентября 2021 года № 22-12/2021-91 должностное лицо – главный специалист отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам исследования и оценки совокупности собранных доказательств судья районного суда пришел к выводу о правомерности признания главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Действия главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. правильно квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такие действия образуют объективную сторону соответствующего административного правонарушения.

Наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также состава данного правонарушения в действиях должностного лица – главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. подтверждается материалами дела об административном правонарушении, совокупности которых должностным лицом дана правильная оценка по правилам действующего законодательства.

Отклоняя доводы жалобы об отсутствии в действиях главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. состава вменяемого административного правонарушения, судья Ростовского областного суда исходит из следующего.

Согласно пункту 4.3.3 Соглашения от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525, субъект (Правительство Ростовской области) обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № 4 к Соглашению от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525.

На основании пункта 6.1.1 Соглашения от 19 декабря 2019 года № 073-09-2020-525 уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством просвещения Российской Федерации, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и представлению отчетности, является министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

При таких обстоятельствах, вывод должностного лица административного органа, с которым согласился судья районного суда, о том, что лицом, ответственным за допущенные нарушения в данном случае является именно должностное лицо министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, не вызывает сомнений.

Порядок и срок давности привлечения главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. к административной ответственности соблюдены.

Наказание назначено главному специалисту отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. в соответствии с санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Довод жалобы о малозначительности совершенного главным специалистом отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. административного правонарушения, также отклоняется судьей Ростовского областного суда.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Однако совершенное главным специалистом отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.

Судья Ростовского областного суда учитывает, что нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства, а также права граждан, притом что отсутствие материальных последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности административного правонарушения.

С учетом изложенного у судьи районного суда отсутствовали основания для отмены постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства Ростовской области от 2 сентября 2021 года № 22-12/2021-91.

При этом процессуальное решение принято судьей с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом установленных на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств всех предусмотренных статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридически значимых обстоятельств совершения административного правонарушения.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6-30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ростовского областного суда

решила:

Решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного специалиста отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко Максима Юрьевича оставить без изменения, жалобу начальника отдела по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и сопровождения национального проекта управления реализации социальных жилищных программ министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Руденко М.Ю. – без удовлетворения.

Судья М.В. Чеботарева