ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-2655/2021 от 13.12.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

61RS0060-01-2021-000638-59

Судья: Кадурин С.А. Дело № 11-2655/2021

Р Е Ш Е Н И Е

13 декабря 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО1 на решение судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года, постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград»,

установил:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора от 15 июля 2021 года общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Волгоград» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

Решением судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО2 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и постановления начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора от 15 июля 2021 года. Заявитель жалобы полагает, что внеплановая проверка в отношении общества проведена с нарушениями положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля», общество не было уведомлено должностным лицом административного органа об осуществлении проверочных мероприятий.

Заявитель полагает, что при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судье необходимо было учитывать положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать совершенное административное правонарушение малозначительным.

В судебном заседании защитник Самохин А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель Минприроды Ростовской области ФИО3 в судебном заседании возражал против отмены решения судьи и постановление должностного лица, считая их законными и обоснованными.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, судья Ростовского областного суда приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (утратили силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года № 1132).

Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила) устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Пунктом 19 Правил установлено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Ростовской области от 19 апреля 2021 года № 313 на территории Ростовской области установлен особый противопожарный режим.

16 июня 2021 года во исполнение планового (рейдового) задания от 16 июня 2021 года № 88, на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25 декабря 2020 года № ПР-296 «О патрулировании территории лесного фонда Ростовской области», в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства, государственным лесным инспектором, специалистом первой категории Верхнедонского межрайонного отдела управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО7 выявлено следующее.

В охранной зоне линии ВЛ 10 кВ №8, проходящей через выдел 1 квартала СПК «Щедровское» Чертковского участкового лесничества на общей площади порядка 1 га (шириной 20 м и длиной 500 м) не осуществлена уборка и складирование порубочных остатков в границах охранной зоны, в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах, срубленные деревья лиственных пород «ясень», «акация» и хвойных пород «сосна» оставлены на местах рубок (лесосеках) в период пожароопасного сезона, стволы деревьев не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю, заготовленная древесина не собрана в штабеля, поленницы не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м, в частности:

- между опорами №23 и № 31 охранной зоны линии электропередач в хвойных насаждениях зафиксировано нахождение порубочных остатков и срубленных деревьев породы «сосна» объёмом 5 куб.м, которые оставлены в пределах границ просеки на площади 0,89 га;

- между опорами №31 и № 32 охранной зоны линии электропередачи в хвойных насаждениях зафиксировано нахождение порубочных остатков и срубленных деревьев породы «акация» и «ясень» объёмом 1 куб.м, которые оставлены в пределах просеки на площади 0,11 га.

В связи с указанными обстоятельствами и выявлением нарушения 16 июня 2021 года в период действия на территории Ростовской области особого противопожарного режима в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении общество привлечено к административной ответственности.

Факт совершения ООО «Газпром трансгаз Волгоград» административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобам на постановление должностным лицом и судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину общества в совершении вмененного административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения правил пожарной безопасности в лесах ООО «Газпром трансгаз Волгоград» не предпринято.

В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судьей районного суда на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт нарушения правил пожарной безопасности в лесах, что при выявлении данного факта в период действия особого противопожарного режима указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьей обстоятельства выявленных нарушений в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено.

Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным при надлежащем уведомлении в отсутствие законного представителя. Протокол соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем содержатся все необходимые сведения.

Дело рассмотрено в присутствии защитника общества. В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.

Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос возможности применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследовался при рассмотрении дела. Основания для применения данных положений ни должностное лицо, ни судьи мотивированно не усмотрели.

В силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», квалификация административного правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и должна соотноситься с характером и степенью потенциальной опасности совершенного деяния, а также с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Вместе с тем, исходя из характера описанного правонарушения и конкретных обстоятельств настоящего дела, оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным не имеется, так как действия юридического лица, выразившиеся в нарушении требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, создают непосредственную угрозу отношениям, возникающим в области охраны окружающей среды и экологической системе леса, обеспечение пожарной безопасности в лесах является одной из важнейших функций государства. При этом, как правильно отмечено судьей первой инстанции, фактическое отсутствие негативных последствий в данном случае не свидетельствует об отсутствии угрозы их наступления. Создаваемая угроза от такого нарушения, выявленного в настоящем случае, носит существенный характер, что исключает как возможность применения положений о малозначительности, так замену административного штрафа на предупреждение в силу положений статей 4.1.1 и 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что внеплановая проверка в отношении общества проведена с нарушениями положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзор) и муниципального контроля», приводились заявителем при рассмотрении жалобы на постановление, проанализированы судьей районного суда и мотивированно отклонены.

Другие доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, которые являлись предметом исследования и оценки районного суда. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности ООО "Газпром трансгаз Волгоград" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.

Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем, обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ судья,

решил:

решение судьи Чертковского районного суда Ростовской области от 22 сентября 2021 года, постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, старшего государственного лесного инспектора от 15 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Газпром трансгаз Волгоград» оставить без изменения, жалобу защитника ООО «Газпром трансгаз Волгоград» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: