ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-267/20 от 26.02.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Захаренко Л.В. №11-267/2020

Р Е Ш Е Н И Е

26 февраля 2020 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Администрации г. Ростова-на-Дону Янина В.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 09 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации г. Ростова-на-Дону,

УСТАНОВИЛ :

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09 сентября 2019 года № 0211/01/0158/ПР/2019 Администрация г. Ростова-на-Дону признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Администрация г.Ростова-на-Дону обжаловала указанное постановление в суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 января 2020 года Администрации г. Ростова-на-Дону отказано в удовлетворении жалобы.

Администрация г.Ростова-на-Дону, действуя через защитника Янина В.В., подала жалобу на указанные постановление и судебное решение в Ростовский областной суд, в которой заявитель жалобы просит об отмене обжалуемых актов, указывает на то, что Администрация г. Ростова-на-Дону не является субъектом административного правонарушения, что лицом, ответственным за соблюдение норм природоохранного законодательства по обустройству очистными сооружениями выпуска в реку Дон, откуда произошел сброс отходов, является собственник земельного участка – АО «Ростовский порт».

В судебном заседании защитник привлекаемого к административной ответственности лица, действующий по доверенности Тареев С.П. поддержал доводы жалобы, просил удовлетворить.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитника Администрации города Ростова-на-Дону Тареева С.П., судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемых постановления и решения.

В соответствии с положениями, предусмотренными частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу части 1 статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1,2 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся:1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.

Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями, в том числе, в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

На основании части 1 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Согласно данным государственного водного реестра, длина реки Дон составляет 1870 км.

Из материалов дела усматривается, что 22.05.2019 проведён осмотр акватории реки Дон в границах причала № 11 АО «Ростовский порт» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30, в результате которого установлен факт наличия в акватории водного объекта пленки нефтепродуктов, поступивших из выпуска городского ливневого коллектора, расположенного между 3 и 4 швартовыми тумбами причала № 11.

Сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод выпуск городской ливневой канализации, расположенный между 3 и 4 швартовыми тумбами причала № 11 АО «Ростовский порт», не оборудован. Сброс сточных ливневых вод по данному выпуску городской ливневой канализации осуществляется в водный объект - реку Дон, без очистки.

Объект ливневой канализации частично расположен в водоохранной зоне.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Администрации г. Ростова-на-Дону к административной ответственности по части 1 статьи 8.45 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства административного правонарушения и вина Администрации г. Ростова-на-Дону подтверждаются материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 25 июля 2019 года № 0211/01/0158/ПР/2019; актом обследования от 22 мая 2019 года; протоколами отбора проб воды; протоколами испытаний проб воды; экспертным заключением от 28 мая 2019 года; актом осмотра ливневой канализации от 20 июля 2019 года и иными материалами дела.

Исследовав собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела и дав им надлежащую оценку, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения юридического лица - Администрации г. Ростова-на-Дону к административной ответственности.

Довод жалобы о том, что в действиях Администрации г. Ростова-на-Дону отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, как вина лица, привлеченного к административной ответственности, несостоятелен.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ является формальным и наступает независимо от причинения вреда водному объекту. При этом объективная сторона состава правонарушения выражается в невыполнении требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, а не в причинении вреда водному объекту.

Также признается несостоятельным довод Администрации г. Ростова-на-Дону о том, что в данном случае к административной ответственности подлежит привлечению АО «Ростовский порт», поскольку выпуск городского ливневого коллектора, расположенный в районе причала № 11 АО «Ростовский порт» (адресный ориентир - г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая. 30) является окончанием городского ливневого коллектора, проходящего, в том числе, вдоль ул. Нижегородская г. Ростова-на-Дону и частично расположенного в 200-метровой водоохранной зоне реки Дон.

Принимая во внимание, что в ходе административного расследования, при проведении осмотра в месте сброса сточных ливневых вод в реку Дон установлено, что на территории АО «Ростовский порт» ливневых колодцев для отведения ливневых сточных вод в указанный городской ливневый коллектор не имеется. АО «Ростовский порт» не эксплуатирует выпуск городского ливневого коллектора, расположенный в районе причала № 11 АО «Ростовский порт» (адресный ориентир - г. Ростов-на-Дону, ул. Береговая, 30).

Указание в жалобе на то, что указанный объект ливневой канализации не включен в реестр бесхозяйных вещей г. Ростова-на-Дону и не принят в муниципальную собственность, не имеет правового значения, поскольку коллектор ливневой канализации, имеющий выход сточных вод в реку Дон в районе причала № 11 АО «Ростовский порт», в соответствии с подпунктом «б» пункта 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644, является централизованной ливневой системой водоотведения, предназначенной для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод с территории города.

Таким образом, ответственность за организацию работ по реализации водоохранных мероприятий на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, законодательно возложена на муниципальные образования - Администрацию г. Ростова-на-Дону.

Представленные материалы дела не содержат доказательств того, что Администрацией г. Ростова-на-Дону предпринимались какие-либо меры для выполнения требований по оборудованию хозяйственного объекта, расположенного в границах водоохранной зоны, сооружением, обеспечивающим охрану водного объекта от загрязнения, и совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями.

Следовательно, вина Администрации г. Ростова-на-Дону, как юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, является установленной.

Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ.

С учетом изложенного оснований для отмены решения судьи районного суда и постановления должностного лица административного органа не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 09 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Ростова-на-Дону, оставить без изменения, жалобу защитника Администрации г. Ростова-на-Дону Янина В.В. – без удовлетворения.

Судья