ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-27 от 02.11.2011 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Решение вступило в законную силу 02 ноября 2011 года.

Определением Верховного суда Российской Федерации №1-Г11-27 от 02 ноября 2011 года решение оставлено без изменения.

Официальное сообщение Архангельского областного суда о решении опубликовано в газете «Волна» № 54(1334) от 20 декабря 2011 года.

Дело № 3-46                                                                            24 августа 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:

судьи Архангельского областного суда Гудушина Н.Б.,

при секретаре судебного заседания Трусовой Ю.В.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 24 августа 2011 года дело по заявлению закрытого акционерного общества «Моряна», общества с ограниченной ответственностью «Зенит» о признании недействующими абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп» (в редакции от 09.08.2011), подпункта 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (в редакции от 09.08.2011),

у с т а н о в и л :

постановлением Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп утверждены ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск».

Данным правовым актом в первоначально действовавшей редакции (подпункт 9.1) для земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз, складов; предприятий материально-технического снабжения, сбыта и заготовок; административных зданий установлены ставки арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м.) земельного участка, в процентах. Для земельных участков площадью до 3000 кв.м. ставка была установлена в размере 5,0 процентов; площадью от 3001 до 50000 кв.м. – 3,0; площадью свыше 50000 кв.м. – 1,5.

Решение Архангельского областного суда от 10.12.2010 по делу № 3-48, рассмотренному в порядке главы 24 ГПК РФ, в признании данного подпункта недействующим было отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2011 (дело №1-Г11-1) решение Архангельского областного суда от 10.12.2010 отменено, признано недействующим с момента вступления в силу настоящего решения постановление правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп в части утверждения ставки арендной платы для земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз складов; предприятий материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; административных зданий (п. 9.1).

Постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп утверждены изменения, которые вносятся в ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп.

Пунктом 4 утвержденных изменений предусмотрено, что подпункт 9.1 постановлением Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп подлежит изложению в следующей редакции: для земельных участков, предназначенных для размещения фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов, типографий; других промышленных предприятий; объектов коммунального хозяйства (за исключением земельных участков, указанных в пункте 13); объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов, мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; баз, складов; предприятий материально-технического снабжения, сбыта и заготовок; административных зданий установлены ставки арендной платы от кадастровой стоимости единицы площади (1 кв.м.) земельного участка, в размере 5,0 процентов.

Согласно абзацу второму пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп действие пункта 4 прилагаемых изменений распространяется на отношения по использованию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», начиная с 31 декабря 2009 года.

ЗАО «Моряна» и ООО «Зенит» обратились в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп, а также пункта 4 изменений, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп, и подпункта 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп (в редакции от 17.05.2011) в части слов «5.0 процентов в отношении административных зданий» со дня вступления их в силу.

В обоснование заявленных требований указали, что они являются арендаторами земельного участка площадью 1427 кв.м., расположенного по адресу: <...>, на основании заключенного с мэрией г. Архангельска договора аренды от 06.04.2005. Указанный земельный участок отнесен к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.  В связи с принятием оспариваемых положений размер уплачиваемой заявителями арендной платы значительно увеличился. При установлении единой ставки арендной платы для определенной категории земельных участков вне зависимости от их площади был нарушен принцип экономической обоснованности, сами ставки установлены произвольно. Кроме того, действие измененных ставок распространено на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2009 года. Указанное, по мнению заявителей, свидетельствует о противоречии оспариваемых норм статьям 204, 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации, основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582.

В ходе судебного разбирательства постановлением Правительства Архангельской области от 09.08.2011 № 287-пп были внесены изменения в Ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп, дополнены примечанием следующего содержания: «Примечание. При применении пункта 9.1 настоящих Ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», не допускается перерасчет арендной платы за 2010-2011 годы, ухудшающий положения арендаторов.» (пункт 1).

Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 09.08.2011 № 287-пп абзац второй пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года № 155-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп» после слов «начиная с 31 декабря 2009 года» дополнен словами «в части, не ухудшающей положение арендаторов» (пункт 2).

В судебное заседание ЗАО «Моряна» и ООО «Зенит» представителей не направили, представлено заявление об отказе от заявленных требований. Заявители утверждают, что заинтересованное лицо в одностороннем порядке снизило размер арендной платы, в связи с чем отпала необходимость их обращения в суд.

В судебном заседании представители Правительства Архангельской области ФИО1,ФИО2 не согласились с заявленными требованиями.

Выслушав представителей заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А., полагавшей оспариваемые положения подлежащими признанию полностью недействующими, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.

Постановление Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» официально опубликовано в печатном издании «Волна», № 56, 31.12.2009.

Постановление Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп» официально опубликовано в печатном издании «Волна», № 25, 31.05.2011, подлежит вступлению в силу через 10 дней со дня его официального опубликования (пункт 2).

Постановление Правительства Архангельской области от 09.08.2011 № 287-пп «О внесении изменений в Ставки арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп, и в постановление Правительства Архангельской области от 17 мая 2011 года № 155-пп» официально опубликовано в печатном издании «Волна», № 36, 16.08.2011, подлежит вступлению в силу со дня официального опубликования (пункт 3).

Таким образом, заявителями оспаривались отдельные положения нормативных правовых актов, официально опубликованных и вступивших в силу. На день рассмотрения дела оспариваемые положения в установленном порядке не отменены и не утратили силу.

Поскольку заявители оспаривали в части нормативные правовые акты, регулирующей права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с их участием, следует признать, что ЗАО «Моряна» и ООО «Зенит»  имели правовой интерес как необходимое условие проверки акта или его части в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Доказательствами такого интереса являются представленные расчеты (перерасчеты) арендной платы и переписка между сторонами договора аренды.

В соответствии с частью 3 статьи 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.

Принимая во внимание эти положения, учитывая, что производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер, а результаты его рассмотрения являются обязательными, в том числе, и для лиц, не участвующих в рассмотрении данного дела, суд не находит оснований для прекращения производства по настоящему делу в связи с отказом от заявления.

Суд при этом учитывает и правовые позиции, высказанные Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 года № 15-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 АПК Российской Федерации, в соответствии с которыми принцип диспозитивности, значимый и при производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, может быть ограничен в силу специфики публично-правового спора, но только в тех случаях, когда природа спорного публичного правоотношения не предполагает возможность свободного распоряжения субъективным материальным правом.

В силу требований части 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В этой связи судебной проверке по настоящему делу подлежит в целом  подпункт 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп (действующий в редакциях постановлений Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп, от 09.08.2011 № 287-пп), поскольку оспариваемая ставка арендной платы в размере 5.0 процентов подлежит применению ко всем земельным участкам (указанным в подпункте 9.1), а не к отдельным строениям, множественность которых на земельном участке не исключается.

Также судом по правилам главы 24 ГПК РФ проверяется абзац второй пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп (в редакции от 09.08.2011).

Согласно частям 1 и 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу части 4 статьи 22, статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.

В соответствии приведенными нормами Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования; принципа предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в соответствии с пунктом 10 данной статьи.

В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 этого же Федерального закона порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Архангельской области от 15.12.2009 № 190-пп утверждено Положение об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области.

Положение устанавливает порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, на что указано в пункте 1.

В пункте 4 Положения указана формула расчета размера арендной платы при аренде земельного участка.

Оспариваемая заявителями ставка арендной платы, установленная уполномоченным органом - Правительством Архангельской области, используются в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.

При расчете арендной платы также учитывается удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Исходя из того, что под кадастровой стоимостью земельного участка может пониматься капитализированный расчетный рентный доход, заслуживает внимания довод заинтересованного лица о том, что расчет арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка и обеспечивает установление арендной платы в зависимости от доходности земельного участка, а, соответственно, и соблюдение принципа экономической обоснованности.

 Установление величины ставки арендной платы охватывается понятием порядка определения размера арендной платы, который при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также суд учитывает довод заинтересованного лица о том, что законодательством Российской Федерации не установлена единая методика расчета ставок арендной платы.  Соответственно, применяемые методы расчета арендной платы не могут противоречить чему-либо.

Таким образом, подпункт 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (в редакции от 09.08.2011) не противоречит какому-либо федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Неправильный расчет арендной платы в отношении заявителей не является основанием для признания вышеприведенных положений недействующими.

Что касается абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп (в редакции от 09.08.2011), то его следует признать недействующим по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Из анализа указанной нормы следует, что исключение, установленное законодателем, позволяющее придавать обратную силу правовым актам, действует только в отношении законов и не распространяется на иные нормативные правовые акты. При этом под законом в силу пункта 2 статьи 3 ГК РФ понимаются только федеральные законы.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение от 15.04.2008 № 262-О-О и другие).

Постановлением Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп ранее дифференцированные ставки арендной платы (1,5 процента, 3.0 процента, 5.0 процентов) изменены и ставка установлена в размере 5.0 процентов (пункт 4).

При этом согласно оспариваемому абзацу второму пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп данные изменения распространяется на отношения по использованию земельных участков (являющиеся имущественными отношения и регулируемые по общему правилу гражданским законодательством – часть 3 статьи 3 ЗК РФ), начиная с 31 декабря 2009 года.

Между тем ни одним законом, действующим в Российской Федерации, не допускается возможность придания обратной силы актам, регулирующим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт (направленный на регулирования существенного условия договора аренды земельного участка – размера арендной платы),  принятый после заключения договора, не может наделяться обратной силы по отношению к условиям договора аренды земельного участка.

Кроме того, оспариваемое положение принято в нарушение основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582, в частности, в нарушение принципа предсказуемости расчета размера арендной платы.

Дополнение оспариваемого абзаца словами «в части, не ухудшающей положения арендаторов» (пункт 2 постановления Правительства Архангельской области от 09.08.2011 № 287-пп), по мнению суда, вызывает неоднозначное толкование оспариваемого абзаца, что является основанием для признания его недействующим (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

При этом суд исходит из того, что в первоначальной редакции постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп в подпункте 9.1 утвержденных Ставок для земельных участков площадью до 3000 кв.м. ставка была установлена в размере 5,0 процентов; площадью от 3001 до 50000 кв.м. – 3,0; площадью свыше 50000 кв.м. – 1,5.

Признавая недействующим указанный подпункт 9.1, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в определении от 02.02.2011 по делу № 1-Г11-1 указала, что установление дифференцированной ставки арендной платы по площади земельного участка противоречит установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 принципу экономической обоснованности, может способствовать нарушению прав субъектов малого и среднего бизнеса.

В такой ситуации, в частности для арендаторов земельных участков площадью до 3000 кв. м., применение оспариваемого абзаца второго пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп (с учетом редакционных изменений от 09.08.2011) не исключает их обязанность уплаты арендной платы с 31 декабря 2009 года по ранее действовавшей ставке 5.0 процентов, тем самым нарушается запрет (часть 4 статьи 253 ГПК РФ) на преодоление решения суда о признании нормативного правового акта недействующим повторным принятием такого же акта (распространение действия для отдельных арендаторов идентичной ставки арендной платы с 31 декабря 2009 года).

В судебном заседании представители Правительства Архангельской области подтвердили сохранение для арендаторов на 2010-2011 годы тех же ставок, которые были установлены в первоначальной редакции подпункта 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп.

При таких обстоятельствах абзац второй пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп» (в редакции от 09.08.2011) подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу названного нормативного правового акта, то есть через 10 дней со дня официального опубликования постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп в печатном издании «Волна», № 25, 31.05.2011.

Указанное обусловлено тем, что на день вступления в силу названного правового акта его оспариваемая часть вошла в противоречие с вышеприведенными нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу.

Редакционные изменения от 09.08.2011 не являются теми обстоятельствами, которые позволяют признать оспариваемую часть правового акта недействующей с иного времени.

В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании – газете «Волна».

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления ЗАО «Моряна» и ООО «Зенит», то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителями судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд (л.д. 4,5) подлежат возмещению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление закрытого акционерного общества «Моряна», общества с ограниченной ответственностью «Зенит» удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац второй пункта 3 постановления Правительства Архангельской области от 17.05.2011 № 155-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 23 декабря 2009 года № 244-пп» (в редакции от 09.08.2011) со дня вступления в силу названного нормативного правового акта.

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта 9.1 постановления Правительства Архангельской области от 23.12.2009 № 244-пп «Об утверждении ставок арендной платы в зависимости от разрешенного (функционального) использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Архангельской области, расположенных на территории муниципального образования «Город Архангельск» (в редакции от 09.08.2011).

Взыскать с Правительства Архангельской области судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в пользу ЗАО «Моряна» в сумме 1500 рублей, в пользу ООО «Зенит» в сумме 1500 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором принесено кассационное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Судья                                                                                                Н.Б. Гудушин