ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-272/20 от 20.02.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Кукленко С.В. Дело № 11-272/2020

Р Е Ш Е Н И Е

20 февраля 2020 года г.Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Маримов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - капитана теплохода «Каспиан Лидер» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области от 17 октября 2019 года капитан теплохода «Каспиан Лидер» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23 декабря 2019 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ФИО1 действующий по доверенности Чумак И.В., ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель указал, что судом не был исследован вопрос соблюдения порядка объявления временно опасным для плавания района, в котором фактически находилось судно «Каспиан Лидер» под управлением капитана ФИО1 1-го сентября 2019 года.

В судебное заседание ФИО1 и его защитник Чумак И.В. не явились, извещены телефонограммой о месте и времени судебного разбирательства, дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Пограничного управления ФСБ России по Ростовской области ФИО2, судья областного суда приходит к следующему.

Частью 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса.

Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в нарушении лицами и транспортными средствами правил пересечения Государственной границы Российской Федерации и (или) порядка их следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении.

Объектом посягательства данного правонарушения являются конкретные правила режима государственной границы Российской Федерации.

Субъектами правонарушения выступают физические лица (в том числе иностранные граждане и лица без гражданства), должностные лица и юридические лица.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон №4730-1) государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Закона №4730-1 российские и иностранные суда, пересекают Государственную границу на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами. Судам, указанным в части седьмой настоящей статьи, при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно запрещается (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее - Закон №155-ФЗ) в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных интересов Российской Федерации и охраны окружающей среды во внутренних морских водах и в территориальном море могут устанавливаться запретные для плавания и временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь (пункт 1).

В запретных для плавания районах плавание всех судов, военных кораблей, других государственных судов и всех иных плавучих средств запрещается. Решения об установлении запретных для плавания районов и об открытии их для плавания, а также правила для таких районов принимает уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по представлению заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Указанные решения вступают в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям» (пункт 2).

Как следует из материалов дела, 1 сентября 2019 года в 22 час. 3 мин. при осуществлении пограничной деятельности в территориальном море Российской Федерации в координатах 44°56,10` северной широты 36°40,10` восточной долготы, досмотровой группой пограничного сторожевого катера проведено контрольно - проверочное мероприятие в отношении судна «Каспиан Лидер», тип судна: нефтеналивное, порт регистрации: Таганрог; номер IМО: 9235684; позывной сигнал: UGOQ; собственник: ООО «ПАЛМАЛИ»; маршрут следования порт Кавказ (Россия) – порт Бургас (Болгария).

В ходе контрольно-проверочного мероприятия установлено, что 1 сентября 2019 года в 23 час. 00 мин. судно «Каспиан Лидер» под управлением капитана судна - гражданина Российской Федерации ФИО1, осуществляя переход из порта Кавказ (Российская Федерация) в порт Бургас (Болгария) при следовании от пункта пропуска через Государственную границу РФ до Государственной границы находилось во временно опасном для плавания районе (согласно ПРИП N 435), чем были нарушены п.б ч.8 ст.9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон №4730-1).

Между тем, капитан судна «Каспиан Лидер» ФИО1 27 августа 2019 года в 5:30 (UTC) через систему «NAVTEX» получил прибрежное предупреждение (ПРИП) №435 о том, что квадрат с координатами 44-45N 036-36Е 44-55N 036-33E 44-58N 036-53Е 44-49N 036-55Е является опасным для плавания до 22-00 (UTC) 30.09.2019г., однако, 01.09.2019г. судно «Каспиан Лидер» (ИМО 9235684), под руководством капитана ФИО1, находилось в указанном запретном районе.

По данному факту Пограничным управлением ФСБ России по Ростовской области в отношении капитана судна «Каспиан Лидер» ФИО1 5 сентября 2019 года составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции постановляя решение указал, что Российская Федерация является участником Конвенции Международной морской организации (Женева, 06.03.1948) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (Лондон, 01.11.1974).

В силу пункта 3 правил N 9 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море в целях оказания помощи мореплаванию распространение извещений мореплавателям с тем, чтобы морские навигационные карты и пособия были всегда откорректированы, является неотъемлемым обстоятельством договаривающихся правительств.

Всемирной службой навигационных предупреждений 06.11.1991 приняты Резолюции А.705 (17) и А.706 (17).

Требованиями Резолюции А.705 (17) по распространению информации по безопасности на море с учетом крайней ограниченности ресурсов администраций и мореплавателей предписывается передавать в навигационных предупреждениях только ту информацию, которая является жизненно важной для безопасного управления судном. Для передачи менее срочной информации существуют извещения мореплавателям.

Резолюция А.706 (17) содержит специальное руководство для распространения всемирно скоординированных предупреждений НАВАРЕА и прибрежных предупреждений по УКВ кодом Морзе (А1А) через систему НАТЕКС и Международные службы сети передачи информации относительно безопасности на море.

Согласно пункту 2.1.1 Резолюции навигационное предупреждение - это сообщение по радио, содержащее срочную информацию, относящуюся к безопасности мореплавания.

В соответствии с пунктом 4.2.1.2 Резолюции предупреждения для прибрежных районов могут обеспечиваться системой НАВТЕКС или Международной службой сети передачи информации относительно безопасности на море при применении ее вместо службы НАВТЕКС.

С 01.08.1993 приемник НАВТЕКС является обязательным на всех судах, плавающих в районах службы НАВТЕКС (Резолюция А.706 (17)).

Согласно абзацу 7 пункта 6.6.1. Резолюции национальной координатор должен включать соответствующие предупреждения в НАВТЕКС/Сети передачи по радио информации относительно безопасности на море и, если необходимо, в извещения мореплавателям.

Из анализа информации, указанной в прибрежном предупреждении № 435, следует, что полученная капитаном судна ФИО1 через систему «NAVTEX» информация об опасном районе являлась срочной и сообщена в целях безопасности мореплавания, что согласуется с положениями Конвенции Международной морской организации, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Резолюциям А.705 (17) и А.706 (17).

Из пояснений административного органа от 17 сентября 2019 года следует, что если в сообщении, полученном при помощи системы НАВТЕКС, не указана дата и время начала действия временно опасного для плавания района, то временем начала действия такого района будет время получения соответствующего предупреждения.

Аналогичная позиция согласуется с положениями Конвенции Международной морской организации, Международной конвенции по охране человеческой жизни на море и Резолюциям А.705 (17) и А.706 (17).

Из материалов дела следует, что учения проводились с 26 августа 2019 года по 30 сентября 2019 года, а значит указанный в прибрежном предупреждении №435 район с 26 августа 2019 года являлся временно опасным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что капитан судна должен был и мог обладать информацией, содержащейся в передаваемом сообщении, однако, не выполнил предписанные требования.

Прибрежные и навигационные предупреждения объявляются (передаются) и публикуются с целью обеспечения безопасности мореплавания, что неразрывно связано с функцией по защите государственной границы как части системы обеспечения безопасности Российской Федерации. С целью обеспечения выполнения функций по защите государственной границы, а также для обеспечения безопасности условий труда и охраны здоровья, законодатель запретил судам при следовании от границы Российской Федерации до пунктов пропуска через государственную границу и обратно заход в запретный для плавания или временно опасный для плавания районы (пункт "б" части 8 статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации»).

ФИО1, являясь капитаном судна «Каспиан Лидер», обладая организационно-хозяйственными функциями по отношению к экипажу и имуществу (судна), обязан был соблюдать вышеуказанные требования действующего законодательства.

В данном случае факт совершения капитаном судна «Каспиан Лидер» ФИО1 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержден собранными доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 5 сентября 2019 года; копией сообщения НАВТЕКС от 27.08.2019 года; объяснениями ФИО1; копией рабочего диплома ФИО1 и иными имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, относимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов ФИО1 при производстве по делу об административном правонарушении не допущено и не оспаривается, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не выявлено.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления, не истек.

Санкция ч.1 ст.18.1 КоАП РФ для должностных лиц за совершение данного правонарушения предусматривает наказание в виде административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.

Иных доказательств в обоснование изложенных доводов заявителем не представлено.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

решение судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 23 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья: