11-273/2017 судья Баштрыкова В.Л.
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир 6 декабря 2017 г.
Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя управляющего Отделением по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО от 10 августа 2017 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 6 октября 2017 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя управляющего Отделением по Владимирской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 10 августа 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 6 октября 2017 г., ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, ФИО1 просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Указывает, что не является субъектом административного правонарушения. Ее действия не повлекли за собой предоставление недостоверной информации.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, поддержавшую жалобу, представителя Отделения по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 указанной статьи.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, в том числе сведения о:
виде операции и основания ее совершения;
дате совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумме, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;
На основании п. 2.8 «Положения о порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ЦБ РФ от 29 августа 2008 г. № 321-П (далее – Положение № 321-П) кредитная организация доставляет отчет в виде электронного сообщения - сообщение, формируемое для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Законом, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации (далее –ОЭС), подготовленный в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 указанного Положения, в территориальное учреждение ЦБ РФ по каналам связи или на магнитном носителе.
Исходя из п. 2.5 Положения № 321-П описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к нему и включает в себя, среди прочего указание на ИНН участника операции, наименование улицы места нахождения участника операции.
Из постановления о назначении административного наказания следует, что ФИО1, являвшаяся заместителем начальника управления финансового мониторинга ООО «Владимирский промышленный банк» (далее – ООО «Владпромбанк»), привлечена к административной ответственности в связи с тем, что в нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 7 Закона, п. 2.5, 2.8 Положения № 321-П в период с 11 августа 2016 г. по 26 декабря 2016 г. представила в уполномоченный орган ОЭС (даты, номера и иные сведения о которых подробно перечисленные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания), в которых не были указаны ИНН представителей участников операции (при наличии сведений о них в ООО «Владпромбанк»), а в ОЭС № 5975 от 14 декабря 2016 г. указала недостоверные сведения о наименовании улицы в адресе места жительства представителя ООО «Ломбард Бриант» Д
Изложенное не отрицается ФИО1 и подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, копиями ОЭС и иными доказательствами, полученными в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ и оцененными должностным лицом и судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, а ее действия не повлекли за собой предоставления недостоверных сведений ранее надлежащим образом рассматривались должностным лицом при рассмотрении дела и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания.
В постановлении и решении им дана подробная мотивированная оценка, оснований не согласиться с которой нет.
В дополнительно представленных по требованию судьи Владимирского областного суда из Отделения по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО полных текстах «Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и противодействию терроризма» (далее – ПВК по ПОД/ФТ), утвержденных приказами председателя правления ООО «Владпромбанк» от 13 мая 2016 г. № 160513/2 от 4 октября 2016 г. № 161004/1, от 9 ноября 2016 г. № 161109/1, и действовавших в период совершения вменяемых в вину ФИО1 деяний содержатся аналогичные по своему содержанию «Программы организации системы ПОД/ФТ», являющиеся приложениями к названным Правилам (далее - Программы).
Пунктами 2.1.4, 2.1.4.2 и 2.1.4.3 всех указанных Программ предусмотрено, что для обеспечения реализации ПВК по ПОД/ФТ в ООО «Владпромбанк» создано и функционирует управление финансового мониторинга (заместителем начальника которого и являлась ФИО1). Персональное закрепление за конкретными сотрудниками указанного структурного подразделения функций в сфере ПОД/ФТ осуществляется на основании должностных инструкций и иных внутренних документов банка.
К таким внутренним документам должностным лицом, рассматривавшим дело, обоснованно отнесен приказ ООО «Владпромбанк» от 12 октября 2015 г. № 151012/3 «О возложении обязанностей и назначении функции специального должностного лица» (том 5, л.д. 74-75), которым именно на ФИО1 возложены обязанности по организации и контролю предоставления сведений в уполномоченный орган в соответствии с требованиями законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Возложение на ФИО1 таких обязанностей не противоречит положениям п. 1.3, 2.8 «Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и финансированию терроризму», утвержденных Центральным банком Российской Федерации 2 марта 2012 г. № 375-П (далее – Положение № 375-П).
Кроме того, во всех названных Программах имеются разделы о принципах взаимодействия элементов системы ПОД/ФТ, механизмах их взаимодействия; о порядке и основных направлениях взаимодействия между специальным должностным лицом, сотрудниками управления финансового мониторинга с сотрудниками иных подразделений банка, что соответствует требованиям п. 2.8 Положения № 375-П.
В связи с изложенным ошибочное указание в решении судьи Октябрьского районного суда на отсутствие таких сведений не является основанием для отмены постановления и прекращения производства по делу.
Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Ей назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией указанной нормы закона.
Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело допущено не было.
Постановление и решение являются законными и обоснованными. Оснований для их отмены или изменения нет.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя управляющего Отделением по Владимирской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО от 10 августа 2017 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 6 октября 2017 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья областного суда Ю.А. Шайкин