61RS0043-01-2021-001208-26
Судья: Писаренко В.В. № 11-34/2022
Р Е Ш Е Н И Е
27 января 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Федерального государственного бюджетного учреждения «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации, действующего на основании доверенности Шевкопляса Л.Ю. на решение судьи Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и республике Калмыкия от 19 августа 2021 года, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением судьи Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2021 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ростовской области и республике Калмыкия от 19 августа 2021 года оставлено без изменения, жалоба ФГБУ «Центрального жилищно-коммунальное управления» Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ФГБУ «Центрального жилищно-коммунального управления» Министерства обороны Российской Федерации Шевкопляс Л.Ю. ставит вопрос об отмене решения судьи, ссылаясь на то, что отчеты о сбросе сточных вод были направлены в адрес заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области и заместителя руководителя-начальника отдела водных ресурсов Ростовской области Донского БВУ. Так же заявитель утверждает, что сброс сточных вод происходит в состоянии крайней необходимости в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ. Одновременно автором жалобы заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы.
Учитывая, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации получило решение судьи районного суда 02 ноября 2021 года, жалоба подана 12 ноября 2021 года защитником Шевкопляс Л.Ю. в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Вызванные для участия в рассмотрении жалобы лица повторно не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене состоявшихся по делу актов.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
В силу ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно п. 1 ст. 9 физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными или их частями в целях сброса сточных вод приобретается физическими лицами и юридическими лицами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранами зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно п. 2 порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 903 от 09.11.2020 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества» (далее - Порядок учета) обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества возлагается на физических лиц (индивидуальных предпринимателей), юридических лиц, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с п. 24 Порядка учета, сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.1 - 3.3, указанные в приложении к Порядку), представляются в уполномоченный на предоставление водного объекта в пользование орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью лиц, указанных в пункте 2 Порядка, либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью
Из материалов дела следует, что на основании Решения Правительства Ростовской области о предоставлении водного объекта в пользование №61-05.01.04.007-Р-РСХБ-С-2019-04894/00 от 18.11.2019 водный объект река Быстрая, код водного объекта 05010400712107000014605, предоставлен ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны для осуществления сброса сточных вод на 190 км от устья, левый берег, в границах г. Морозовск Ростовской области.
В соответствии с абз. 2 п.п 10 п. 2.3 Решения Правительства Ростовской области о предоставлении водного объекта в пользование №61-05.01.04.007-Р-РСХБ-С-2019-04894/00 от 18.11.2019 использование водных объектов (их частей), указанных в пункте 3.1 настоящего Решения, производится Водопользователем при выполнении им учета объема сброса, который должен определяться инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений.
Согласно письму Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 09.06.2021 № 01-15/1046 отчеты о выполнении условий использования водного объекта и отчеты о выполнении водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта за 2020 год и 1 квартал 2021 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в адрес Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов не поступали.
В письме ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации от 21.07.2021 № 370/У/5-36ЭК сообщено, что учет объемов сбрасываемых сточных вод определяется расчетным способом, приборы учета сточных вод отсутствуют.
Вывод должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушение, о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в деянии ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны Российской Федерации является правильным, соответствует материалам дела, представленным доказательствам.
Данные доказательства получены в установленном законом порядке в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценены в совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ и подтверждают наличие в его действиях состава указанного административного правонарушения, в том числе вину в совершении правонарушения. Обстоятельств наличия объективной невозможности исполнения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ требований вышеприведенного природоохранного законодательства, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что отчеты о сбросе сточных вод были направлены в адрес заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области и заместителя руководителя - начальника отдела водных ресурсов Ростовской области Донского БВУ, опровергаются представленными в дело доказательствами. Учреждение обязано определять объем сброса сточных вод инструментальными методами по показаниям аттестованных средств измерений в аккредитованных аналитических лабораториях. Определение объема сточных вод расчетным методом не свидетельствует о выполнении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ правил водопользования.
Доводы жалобы о необходимости применения в данном случае положений статьи 2.7 КоАП РФ, являются несостоятельными.
Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
В материалах дела отсутствуют и Минобороны РФ не представлены доказательства наличия опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, невозможности устранения опасности иными способами.
Поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ фактически не исполняет обязательства, возложенные законодательством, правилами водопользования и Решением о предоставлении водного объекта, при сбросе сточных (дренажных) вод в водный объект (река Быстрая), что служит условием причинения вреда окружающей природной среде и нарушает конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, оснований считать, что административное правонарушение совершено учреждением в состоянии крайней необходимости, не имеется.
Административное наказание в виде штрафа назначено ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.14 КоАП РФ.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления должностного лица и судебного решения, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Морозовского районного суда Ростовской области от 21 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу защитника Шевкопляса Л.Ю. – без удовлетворения.
СУДЬЯ: