Мировой судья: Кондратьева М.А. Дело №11-29/2011 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московская область
Каширский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Юдиной О.Н.,
при секретаре Папуша О.В.,
а также с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика – ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» – ФИО3, представителя ответчика – администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Закрытому акционерному обществу «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района», администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратилась к мировому судье 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области с иском к ответчику ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ, ссылаясь на то, что Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден расчет норматива потребления тепловой энергии на отопление жилых домов, что повлекло увеличение тарифов на оплату услуг за отопление и горячую воду с ДД.ММ.ГГГГ. Истец с данным постановлением, изменяющим тарифы в сторону увеличения, не согласилась и с другими жителями домов обратилась к Главе муниципального образования с просьбой о его отмене. ФИО1 указывает, что доводами к отмене постановления явились грубые нарушения Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства РФ от 23.06.2006 года № 306, которые устанавливают следующие обстоятельства: при установлении и изменении нормативов потребления тепловых услуг, должны быть учтены конструктивные и технические параметры жилых домов, в том числе материал стен, кровли, состояние внутридомовых инженерных коммуникаций, степень благоустройства и т.д. Экспертная служба должна была провести мероприятия по определению фактического потребления услуг, и только после этого решать вопрос об изменении объема потребления и изменения тарифов. Кроме этого, применять расчетный метод установления тарифов следовало после начала отопительного сезона при фактическом измерении температуры внутреннего и внешнего воздуха, а не в августе, когда температура и внутри домов, и вовне их доходила до плюс сорока градусов. В ответ на жалобы граждан, постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ отменено. С момента вынесения постановления об установлении нормативов на потребление тепловой энергии до его отмены, что во временном периоде составило 5 месяцев, истцом переплачена сумма в размере <данные изъяты>, которая складывается из ежемесячной переплаты в сумме <данные изъяты> Предыдущий тариф восстановлен только с ДД.ММ.ГГГГ, и истец, не соглашаясь с завышением тарифов, была вынуждена оплачивать услуги по указанным тарифам, так как по правилам оплата услуг ЖКХ производится строго по квитанциям, представленным службой ЖКХ, которые в течение пяти месяцев представлялись в завышенном размере. При обращении с письменным заявлением в ЖКХ с просьбой о проведении перерасчета переплаченных сумм, истцом получен отказ с указанием, что перерасчет произведен с ДД.ММ.ГГГГ. Данный отказ истец считает необоснованным, исходя из того, что отмена постановления об увеличении тарифов, которым незаконно завышены тарифы, влечет за собой возврат истцу излишне уплаченных сумм за данную услугу.
ФИО1 просит взыскать с ответчика ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» с учетом уточнения исковых требований в сторону уменьшения, незаконно полученные с нее денежные средства в размере <данные изъяты>, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ тариф по оплате отопления и горячего водоснабжения был снижен до прежних размеров. Истец также просила взыскать с ответчика понесенные ей расходы на проезд в общей сумме <данные изъяты> (л.д.4-5 исковые требования с учетом их уточнения в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ; л.д.19 - расчет требуемой денежной суммы).
На основании определения мирового судьи в ходе разрешения требований истца ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца по рассматриваемому делу привлечена в качестве соответчика администрация муниципального образования «Городское поселение «Кашира» (л.д.42).
В судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей истица и ее представитель иск поддержали в полном объеме и настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» исковые требования не признал, указав, что с требованиями истца ответчик не согласен по следующим основаниям: согласно п. 8 раздела П правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. На основании постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№, с ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения «Кашира» был установлен норматив потребления тепловой энергии на отопление в месяц в размере 0,0185 Гкал/кв.м./месяц. На основании постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено постановление Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№; на основании постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ был введен в действие дифференцированный норматив потребления тепловой энергии на отопление в зависимости от этажности зданий. На основании Постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено постановление Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№, а на основании постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ было отменено постановление Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира»» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№. Исходя из того, что во всех вышеуказанных постановлениях не были указаны даты отмены и применения нормативов, то этой датой является дата публикации. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ на территории городского поселения «Кашира» был вновь введен в действие норматив потребления тепловой энергии на отопление в месяц 0,0185 Гкал/кв.м./месяц. Представитель ответчика считает, что постановление Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира» было опубликовано в средствах массовой информации, согласно действующему законодательству. Впервые - ДД.ММ.ГГГГ в газете «142900», повторно - ДД.ММ.ГГГГ в газете «г. Кашира». Доступ к газете «142900» не ограничен, газета общедоступна. Все начисления были произведены законно, в связи с чем, ЗАО «ЕЖКХ» Каширского района никаких обязательств перед истцом не несет. Все требования Постановления Правительства № 306 от 23.05.2006 года выполнены. Публикация постановления Главы ГП «Кашира» возложена на администрацию. ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» осуществляет свою деятельность в соответствие с действующим законодательством, нарушений допущено не было. Управляющая компания производит начисления на основании постановления Главы муниципального образования, других оснований для начисления платежей не имеется. В Постановлении Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года указан расчет, где учитывается этажность дома, год постройки; чем ниже этажность, тем выше тариф. Перерасчет делается при некачественном предоставлении услуг, при этом вызывается представитель домоуправления, составляется акт, производятся замеры температурного режима. С ДД.ММ.ГГГГ начисления производились по Постановлению №, где установлен расчет исходя из 0,0185 Гкал/кв.м./месяц. С ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № установлен дифференцированный норматив, имеется ссылка на Постановление Правительства РФ № 306, в котором указан расчет. Учитывая, что дом истца старой постройки, этажность малая, то расчет получается больше. С ДД.ММ.ГГГГ начисления вновь производятся по постановлению № из расчета 0,0185. В настоящее время тариф устанавливается ТЭК (топливно-энергетическим комитетом Московской области). На основании изложенного представитель ответчика считает, что уплаченные истцом суммы не являются излишними, и просит исковые требования оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика администрации городского поселения «Кашира» исковые требования не признала и просила в иске ФИО1 отказать, указывая, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов потребления энергии» было вынесено в соответствие с п. 3 ч. 4 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления», п. 3 ст. 21, п. 3 ст. 28 Устава муниципального образования «Городское поселение «Кашира»», а также Правил установления и определения коммунальных услуг, утвержденных Постановлением правительства от 23.05.2006 года № 306. Согласно постановлению Правительства № 306, раздел 1 ч. 2, данные нормативы утверждаются органами местного самоуправления. При установлении норматива используются метод аналога, экспертный и расчетный методы. При установлении норматива городским поселением «Кашира», использовался расчетный метод. Метод аналога и экспертный метод не применялись, так как жилые дома не оборудованы общими приборами учета. Каждый норматив на территории ГП «Кашира» действовал в определенный период. Новый норматив утверждался Главой администрации, не распространял свое действие на предыдущий период, и обратной силы не имеет. Постановления № были отменены на основании Устава городского поселения «Кашира». Перерасчет мог быть произведен только в случае признания нормативно-правового акта Главы муниципального образования недействительным. Такого решения суда или прокуратуры не имеется и ни в одном из постановлений Главы муниципального образования не имеется пункта о проведении перерасчета, так как постановления обратной силы не имеют. Истец не вправе ставить вопрос о перерасчете уплаченных платежей, поскольку в суде прокурор отказался от иска. Глава администрации отменил свои постановления, и данные полномочия предоставлены ему положениями Устава ГП «Кашира». Нормативы, принятые на три года, могут изменяться в соответствие с Постановлением Правительства № 306, если изменяются конструктивные или технические параметры (р.2 п. 13) то есть, Глава имел право на изменение нормативов. При издании постановления имеется ссылка на ФЗ № 131, на Жилищный Кодекс РФ, на Постановление № 306 Правительства РФ и на Устав муниципального образования ГП «Кашира». В администрации городского поселения есть отдел городского хозяйства, который производит расчет, на основании данного расчета выносится постановление об изменении тарифа. Все основания для отмены постановлений Главы ГП «Кашира» имеются в постановлении. Изданные Главой постановления опубликованы в средствах массовой информации. При этом, каждое постановление поступает для проверки в прокуратуру. В настоящее время Глава нормативы не устанавливает, норматив потребления тепловой энергии устанавливается Топливно-энергетическим комитетом Московской области и направляется в муниципальные образования.
Решением мирового судьи 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 отказано в удовлетворении иска к Закрытому акционерному обществу «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района», администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ (л.д.112-120).
Истец ФИО1, не согласившись с решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой на решение мирового судьи 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области, просит его отменить и принять новое решение по делу.
В апелляционной жалобе ФИО1 указывает, что с постановленным решением мирового судьи судебного участка № 66 Каширского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей отказано в иске о взыскании <данные изъяты>., составляющих сумму излишне уплаченных денежных средств за услуги ЖКХ, она не согласна, поскольку оно является незаконным и необоснованным. Суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства и неверно истолковал нормы материального права, вследствие чего судом неправильно сделан вывод о правах и обязанностях сторон, которые влияют на исход дела. В данном спорном случае юридически значимыми обстоятельствами являются: незаконное увеличение суммы оплаты за отопление в 2010 г. Данная незаконность признана администрацией Городское поселение Кашира, следствием чего является отмена Главой администрации постановлений об изменении в сторону увеличения оплаты за отопление, а также превышение ЖКХ своих полномочий по увеличению оплаты, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком ЗАО «ЕЖКХ» включено увеличение в квитанции на оплату за ДД.ММ.ГГГГ тогда как на тот период Постановление Главы администрации об установлении нормативов потребления теплоэнергии не вступило в законную силу. Юридически значимым обстоятельством является и факт официального опубликования правовых актов Главы администрации, который влечет установление срока вступления их в законную силу. В решении мирового судьи подробно описано толкование официального опубликования, установленного в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», признав по сути, что официальным печатным органом администрации ГП Кашира является газета «Город Кашира». Однако вывод судом сделан в противоположную сторону, что для информации населения достаточно было публикации в газете «142900», которая и в решении установлена как неофициальный печатный орган. Неправильность истолкования законодательных актов заключается в том, что суд при установлении срока официального опубликования нормативных актов органов власти, не понятно по каким причинам, в решении ссылается на государственную регистрацию печатного издания, которая якобы не исключает официальных сообщений в незарегистрированном печатном органе, тогда как законодательством признается официальным опубликованием периодическое издание публичного образования, которым на тот период являлась газета «Город Кашира». Истец указывает на неправильность вывода суда о сроках вступления в законную силу спорного Постановления Главы администрации, что послужило к отказу в иске. ФИО1 также не согласна с выводами суда, что при отмене Постановления Главы Администрации № об изменении норматива потребления теплоэнергии оно не имеет обратной силы в части возврата завышенной суммы услуг. Из теории права и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда №48 от 29.11.2007 г. усматривается, что обратную силу нормативный акт не имеет, если в последнем акте, отменяющем предыдущие акты, устанавливаются новые положения. В данном случае при отмене изменения завышенного норматива потребления теплоэнергии Постановлением Главы городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ не установлено никаких изменений, в связи, с чем норматив потребления тепла остался прежним, и у ЗАО «ЕЖКХ» возникла обязанность по возврату населению излишне уплаченных сумм, незаконность которых отменена Главой городского поселения Кашира (л.д.131-132 – апелляционная жалоба).
В судебном заседание истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме с учетом их уточнения в части размера излишне уплаченных услуг ЖКХ, который составляет <данные изъяты> указав на те же обстоятельства и доказательства, на которых истица ФИО1 основывает заявленные требования, которые были исследованы мировым судьей, не заявив об исследовании дополнительных доказательств. Истица и ее представитель просили суд отменить решение мирового судьи об отказе в удовлетворении иска и принять новое решение об удовлетворении обоснованных заявленных исковых требований на основании ст. 1102 ГК РФ, поддержав доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ответчиков ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» и администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» исковые требования ФИО1 не признали, поддержав в полном объеме данные у мирового судьи возражения на иск и дали в суде апелляционной инстанции аналогичные пояснения, не заявив об исследовании дополнительных доказательств. Представители указали, что мировым судьей постановлено законное и обоснованное решение, которое подлежит оставлению судом без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и материалы приобщенных гражданских дел №2-1106/2010 г., № 2-513/2011 г., суд находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, а решение мирового судьи подлежащим отмене, с принятием нового решения и частичном удовлетворении исковых требований истца ФИО1 по следующим основаниям.
Выписками из домовой книги и из финансового лицевого счета подтверждается, что истец ФИО1 является собственником и имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Кроме истца в этом жилом помещение находящемся в собственности имеет регистрацию по месту жительства ФИО5 (л.д.13, л.д.15).
В силу положений ст. 153 ЖК РФ: 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. 2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст.154 ЖК РФ: 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. 3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. 4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение.
На основании ст. 155 ЖК РФ: 1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. 2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. 7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Исходя из представленных истцом доказательств, следует, что ФИО1 надлежащим образом исполняет взятые на себя обязательства по внесению платежей и не имеет задолженности перед ответчиком ЗАО «ЕЖКХ Каширского района», которое является управляющей компанией муниципального жилого фонда в г. Кашира (л.д.15, л.д. 17, л.д.18, л.д. 142-143, л.д.144 - Постановление Главы Муниципального образования «Городское поселение Кашира» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об управляющей организации по управлению многоквартирными домами на территории городского поселения Кашира).
Согласно ст. 156 ЖК РФ: 1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ. истица как собственник жилого помещения по адресу: <адрес> вносила платежи по счетам на оплату выставляемым ответчиком ЗАО «ЕЖКХ», и при начислении оплаты за отопление управляющей организацией ЗАО «ЕЖКХ Каширского района» применялся норматив потребления тепловой энергии на отопление жилых домов, утвержденный Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.6).
Истица ФИО1 не согласившись с увеличением тарифов на оплату услуг за отопление и горячую воду с ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику ЗАО «ЕЖКХ» с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о проведении перерасчета за ДД.ММ.ГГГГ за отопление (л.д.8).
Ответчиком ЗАО «ЕЖКХ» в удовлетворении данного заявления ФИО1 отказано (л.д.9), с указанием, что начисления изменены за ДД.ММ.ГГГГ за коммунальную услугу «отопление» потребителям, проживающим в многоквартирных домах муниципального образования «Городское поселение Кашира», поскольку ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального образования «Городское поселение Кашира» издано постановление № об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов в городском поселении Кашира». Данный правовой акт в соответствии со ст. 47 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 6 ст. 28 Устава Городского поселения Кашира опубликованы в печатном средстве массовой информации городского поселения - газете «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ (выпуск №).
Согласно части 1 ст. 157 ЖК РФ, действующей в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в сфере теплоснабжения, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения на 2011 год предписано главам Муниципальных образований Московской области при расчетах платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году применять нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в 2010 году.
Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» за № от ДД.ММ.ГГГГ установлен норматив по отоплению 0,0185 Гкал. на 1 кв.м. в месяц (л.д.35, л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ Каширский городской прокурор Московской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Каширский городской суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-7 приобщенного гражданского дела №2-1106/2010 г.).
Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ отменено постановление Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении на территории городского поселения Кашира нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением» (л.д.141 - приобщенного гражданского дела №2-1106/2010 г.).
Определением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление о признании недействующим постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без рассмотрения по ходатайству прокурора в связи с отменой оспариваемого постановления (л.д. 144-145 приобщенного гражданского дела №2-1106/2010 г.).
Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных жилых домов в городском поселении Кашира» установлен дифференцированный норматив 0,870 Гкал в месяц (л.д.6).
Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных жилых домов в городском поселении Кашира» дифференцированный норматив отменен (л.д.7).
Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ отменено действие Постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении на территории «городского поселения Кашира» нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг населением» (л.д.34).
ДД.ММ.ГГГГ Каширский городской прокурор Московской области обратился в суд с заявлением о признании постановлений Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» недействующими с момента издания постановлений Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-7 приобщенного гражданского дела №2-513/2011 г.).
Определением Каширского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ заявление о признании недействующими с момента издания постановлений Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без рассмотрения по ходатайству прокурора в связи с отменой оспариваемых постановлений постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ, которое было опубликовано в газете «Городское поселение Кашира» (л.д. 66-67, л.д.52 - приобщенного гражданского дела №2-513/2011 г.).
Таким образом, исследованными доказательствами подтверждается, что нормативы потребления коммунальных услуг, действующие в 2010 году, установлены Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных жилых домов в городском поселении Кашира».
Постановление Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ издано Главой в пределах предоставленных ему полномочий, поскольку Федеральный закон N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят 27.07.2010 года. Данное постановление соответствует требованиям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей на момент его принятия) и Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306. Указанный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению учитывал конструктивные и технические параметры многоквартирного дома. Устанавливались единые нормативы для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцировались.
В силу ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
На основании ч.2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с п.п. 7 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений учреждают печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведений жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
Согласно ч.1 ст. 44, ч.3 ст.47 указанного Федерального закона порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Во исполнение указанных положений законодательства в ст. 5 Устава городского поселения Кашира (утв. решением Совета депутатов городского поселения Кашира Каширского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ№) закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города учреждают печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Согласно ч.6 ст.28 Устава городского поселения Кашира официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в печатном средстве массовой информации городского поселения.
В соответствии с ч.6 ст.30 Устава городского поселения Кашира муниципальные правовые акты, принятые (изданные) городским Советом и Главой городского поселения, не имеют обратной силы и вступают в действие: со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.
Мировым судьей при разрешении требований истца ФИО1 установлено, что постановление Главы муниципального образования «Городское поселение «Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ, а также расчет нормативов потребления тепловой энергии, определенный данным нормативным правовым актом, был опубликован в средствах массовой информации, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в газете «142900»; в № за ДД.ММ.ГГГГ - повторно, в газете «Вестник Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение «Кашира», а также ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном органе гп «Кашира» - газете «г. Кашира». На момент опубликования ДД.ММ.ГГГГ, газета «142900» не являлась официальным печатным органом муниципального образования «Городское поселение «Кашира».
Как следует из ответа на запрос мирового судьи в Управление Федеральной Службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Москве и <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «Городское поселение «Кашира» являлась учредителем (соучредителем) в следующих печатных средствах массовой информации: Газета «Город Кашира» и газета «Городское поселение «Кашира» (л.д.125-126). Данные печатные издания в соответствие с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» зарегистрированы, что подтверждается свидетельствами о регистрации средств массовой информации (л.д.127, л.д.128).
В силу Постановления Пленума ВС РФ № 48 от 29.11.2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть, на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Судом при проверке законности постановленного мировым судьей решения, установлено, что в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых администрацией ГП Кашира, в котором осуществляется официальное опубликование муниципальных правовых актов муниципального образования «Городское поселение Кашира» на момент издания Постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных жилых домов в городском поселении Кашира» являлись Газета «Город Кашира» и газета «Городское поселение «Кашира» (примерная тематика данных средств массовой информации – публикация нормативно-правовых актов органов местного самоуправления), обратного ответчиками при разрешении требований истца не доказано.
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд соглашается с доводами истца, указанными в апелляционной жалобе в части, что ответчиком ЗАО «ЕЖКХ Каширского района» превышены полномочия по применению норматива установленного Постановлением Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ и начислению оплаты за коммунальную услугу «отопление» потребителям, проживающим в многоквартирных домах муниципального образования «Городское поселение Кашира», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный нормативный акт в нарушение установленного законом порядка не был официально опубликован в печатном средстве массовой информации городского поселения Кашира. Таким образом, нарушен конституционный принцип официального опубликования нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Мировым судьей в подтверждение вывода о том, что в силу закона, не требуется регистрация средств массовой информации, учреждаемых органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не указаны доказательства, которые подтверждают, что администрацией ГП Кашира при издании оспариваемого истцом Постановления учреждены иные средства массовой информации, а именно те средства массовой информации, в которых было опубликовано вышеуказанное постановление. Указание мировым судьей на публикацию оспариваемого нормативного акта ДД.ММ.ГГГГ в официальном печатном органе гп «Кашира» - газете «г. Кашира» не подтверждено, данное средство массовой информации отсутствует в материалах дела и не исследовано судом.
Ссылки мирового судьи при отказе истцу в иске по основаниям, что населению муниципального образования «Городское поселение «Кашира» была обеспечена возможность ознакомиться с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, а также с приложением к постановлению - расчетом нормативов потребления тепловой энергии на отопление в городском поселении «Кашира» опубликованного в ином печатном издании, не основаны на законе, поскольку мировым судьей установлены официальные периодические издания ГП Кашира, осуществляющие публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Судом проверен представленный истцом расчет, которым доказано, что переплата за отопление за спорный период составляет <данные изъяты> (л.д.19), при этом судом учитывается, что факт оплаты выставленных ответчиком ЗАО «ЕЖКХ» потребителю ФИО1 счетов в полном объеме подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Из смысла указанной нормы следует, что для правовой констатации неосновательного обогащения одной стороны за счет другой необходимо отсутствие у приобретателя оснований, дающих ему законное право на получение имущества потерпевшего.
Такими основаниями могут быть договоры, сделки и иные, предусмотренные в статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В связи с указанными выше обстоятельствами, требуемая истцом денежная сумма является неосновательным обогащением, которое без установленных законом и иными правовыми актами оснований приобрело ЗАО «ЕЖКХ Каширского района», поскольку на истца за указанный в иске период была возложена обязанность по оплате спорной коммунальной услуги по ранее действующему нормативу. К данному выводу суд приходит исходя из того, что в оспариваемом истцом Постановлении Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» № от ДД.ММ.ГГГГ не указана дата вступления муниципального правового акта в силу. В связи с чем, он вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Датой опубликования данного правового акта в соответствии со ст. 47 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пункта 6 ст. 28 Устава Городского поселения Кашира суд полагает считать публикацию в печатном средстве массовой информации городского поселения - газете «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ (выпуск №) Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Главы муниципального образования «Городское поселение Кашира» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов в городском поселении Кашира», действие которого возобновлено в связи с отменой по иску Каширского городского прокурора с момента издания Постановления № об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии на отопление многоквартирных домов в городском поселении Кашира».
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет заявленные истицей требования к ответчику ЗАО «ЕЖКХ Каширского района», считая их обоснованными и подтвержденными исследованными судом доказательствами, тем самым отменяет решение, постановленное мировым судьей от ДД.ММ.ГГГГ, и принимает новое решение о частичном удовлетворении требований ФИО1 к ответчику – администрации ГП Кашира.
Ответчик - администрация муниципального образования Городское поселение «Кашира» по требованиям ФИО1 о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ является ненадлежащим ответчиком. Исходя из действия положений заключенного между ЗАО «ЕЖКХ» и администрацией муниципального образования Городское поселение «Кашира» Договора № управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ЗАО «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского муниципального района» является управляющей компанией муниципального жилого фонда в г. Кашира, которая предоставляет коммунальные услуги, осуществляет управление, содержание, техническое обслуживание и ремонт многоквартирных домов жителей городского поселения Кашира, производит начисление и сбор платежей, осуществляет претензионно - исковую работу по взысканию задолженности с неплательщиков (л.д. 142-143, л.д.144 - Постановление Главы Муниципального образования «Городское поселение Кашира» за № от ДД.ММ.ГГГГ «Об управляющей организации по управлению многоквартирными домами на территории городского поселения Кашира).
Как следует из обжалуемого истцом судебного решения, мировым судьей не указано, по каким основаниям суд пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении иска о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ к ответчику администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира». Указанные судом выше обстоятельства мировым судьей не были проверены и исследованы при разрешении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец ФИО1 была освобождена в силу ст. 333.36 НК РФ (л.д.12 - справка об инвалидности 2 группы), взыскиваются с ответчика ЗАО «ЕЖКХ», не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований имущественного характера.
Согласно ст. 98 ГПК РФ: стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, на основании которой, суд определяет к взысканию с ответчика ЗАО «ЕЖКХ» в пользу истца ФИО1 понесенные последней расходы в связи с рассмотрением гражданского дела: в виде расходов на проезд в связи с явкой в суд (ст. 94 ГПК РФ), которые истцом подтверждены (л.д.88).
Руководствуясь ст. ст. 194-199, ст. 328 абзац 3, ст. 329, п. 3 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Апелляционную жалобу ФИО1 на решение мирового судьи 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Решение мирового судьи 66 судебного участка Каширского судебного района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении иска ФИО1 к Закрытому акционерному обществу «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района», администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ - отменить.
Исковые требования ФИО1 к Закрытому акционерному обществу «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района», администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ – удовлетворить частично.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» в пользу ФИО1 денежные средства в размере <данные изъяты>., как излишне оплаченные за услуги ЖКХ и расходы на проезд в сумме <данные изъяты>., понесенные ФИО1 в связи с явкой в суд, а всего <данные изъяты>.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Единое жилищно-коммунальное хозяйство Каширского района» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты>
В удовлетворении иска ФИО1 к администрации муниципального образования Городское поселение «Кашира» о взыскании излишне уплаченных услуг ЖКХ - отказать.
Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его принятия.
Федеральный судья О.Н. Юдина