ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-308/20 от 19.05.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Боглагова С.В. дело № 11-308 /2020

Р Е Ш Е Н И Е

19мая 2020года г.Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО « Шахта «Октябрьская-Южная» на решение судьи Октябрьского районного суда Ростовской области от 17января 2020года по делу об административном правонарушении. предусмотренном ч.11 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ООО « Шахта «Октябрьская-Южная»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Кавказское управление от 22.11.2019года ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 470 000рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» обратилась с жалобой в Октябрьский районный суд Ростовской области.

Решением судьи Октябрьского районного суда Ростовской области от 17 января 2020года жалоба ООО « Шахта «Октябрьская-Южная» оставлена без удовлетворения, постановление Ростехнадзора от 22.11.2019года, без изменения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений и прекращении производства по делу.

В судебном заседании представитель ООО « Шахта «Октябрьская-Южная» ФИО1, действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.

Административный орган своего представителя в суд не направил.

Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет сделать следующие выводы.

В соответствии с частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что в установленный срок Обществом не выполнены требования, содержащиеся в предписании от 17.10.2019 N 22-07-08/19-03. Названное предписание было выдано ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» в отношении принадлежащего ему опасного производственного объекта, расположенного по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, х. Ягодинка, ул.Степная, 35.

Рассмотрев данное дело об административном правонарушении, судья районного суда усмотрел в действиях ООО «Шахта «Октябрьская-Южная» состав административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 КоАП РФ поскольку обязанность по выполнению мероприятий, перечисленных в упомянутом предписании, по мнению суда, напрямую следует из положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Однако с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Из материалов дела следует, что в отношении ООО «Шахта» Октябрьская-Южная» как опасного государственного объекта введен режим постоянного государственного надзора. Приказом № 1772-П от 10 декабря 2018года утвержден график проведения мероприятий по контролю в отношении ООО «Шахта» Октябрьская-Южная».

В октябре 2019года в отношении ООО «Шахта» Октябрьская-Южная» проведена проверка, по результатам которой 17октября 2019года выдано предписание № 22-07-08/19-03 для принятия до 30.10.2019года мер по устранению выявленных нарушений в установленные сроки.

На основании распоряжения СКУ Ростехнадзора от 29.10.2019года в отношении ООО «Шахта» Октябрьская-Южная» проведена внеплановая проверка (в рамках проведения постоянного государственного надзора) контроля выполнения ранее выданного предписания.

В ходе проверки установлено выполнение предписания не в полном объеме. Управление квалифицировало допущенные нарушения по ч.11 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием, в том числе, сроков их устранения.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 названного закона при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Исходя из положений статьи 9, статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки в отношении юридических лиц могут осуществляться в форме плановых и внеплановых проверок.

В статье 10 Федерального закона N 294-ФЗ установлены предмет, а также порядок организации и проведения внеплановых проверок.

Основания проведения внеплановой проверки установлены в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ к таким основаниям относится, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае проверка в октябре 2019года проведена на основании приказа руководителя управления от 20 сентября 2019года № 985-П"О назначении должностного лица, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор", других оснований для проведения внеплановой проверки заявителя в материалы дела не представлено.

В судебном заседании областного суда представитель административного органа пояснил, что отдельного приказа на проведение проверки не было, фактически проверка проведена в рамках осуществления постоянного надзора за объектами повышенной опасности.

В пункте 5 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях утвержденного "Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 N 455 (ред. от 28.02.2018) "О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях предусмотрено, что постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора ряда мероприятий по контролю, в том числе обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования; проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности; и т.д.

Согласно пункту 7 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждает график проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 5 Положения, в отношении конкретного объекта повышенной опасности. Приказ об утверждении графика содержит:а) наименование органа надзора, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор на конкретном объекте повышенной опасности;б) сведения об организации, владеющей объектом повышенной опасности, в отношении которого установлен режим постоянного государственного надзора (наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя, местонахождение юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя); в) сведения об объекте повышенной опасности, в отношении которого установлен режим постоянного государственного надзора (наименование, местонахождение объекта повышенной опасности, номер государственной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (для опасных производственных объектов).

Вместе с тем административным органом не представлен график проведения мероприятий по контролю, предусмотренных пунктом 5 Положения.

В судебном заседании Ростовского областного суда неоднократно запрашивался у административного органа для обозрения график проведения мероприятий по контролю, однако, он не был представлен.

Из изложенного следует вывод о недоказанности факта проведения проверки в отношении ООО «Шахта» Октябрьская-Южная» в рамках постоянного государственного надзора посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещено использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В силу части 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных Федеральным законом N 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Выявленные нарушения порядка проведения проверки неустранимы и являются самостоятельным основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.

Кроме того, в данном случае следует учитывать истечение срока давности привлечения к административной ответственности ООО «Шахта» Октябрьская-Южная»по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, который, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ составляет два месяца с момента когда Общество должно было выполнить требования предписания ( т.е. с 31.10.2019г).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Северо-Кавказское управление от 22.11.2019года, решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 17 января 2020года отменить. Производство по административному делу в отношении ООО «Шахта «Октябрьская –Южная» прекратить по п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ ( за недоказанностью обстоятельств на основании которых вынесено постановление).

Судья