Судья: Любимов А.В. Дело № 11 - 315/2017
Р Е Ш Е Н И Е
02 марта 2017 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе <........> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 на постановление федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года, решение судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 19 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении должностного лица - <........> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года <.......> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление <.....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 обжаловал в суд.
Решением судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 19 января 2017 года постановление должностного лица административного органа от 19 октября 2016 года - оставлено без изменения, а жалоба <.......> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, <......> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года и решения судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 19 января 2017 года. В обоснование доводов заявитель указал, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении не было вручено <.......> ООО «Пролетарский комбинат», при проведении обследования и составления акта обследования от 03 августа 2016 года никто из представителей юридического лица не присутствовал, чем были грубо нарушены права <.....> ООО «Пролетарский комбинат», данный акт был составлен до вынесения определения от 10 августа 2016 года, что дает основание говорить о признании акта обследования недопустимым доказательством, было выявлено на земельном участке с кадастровым номером <.....> наличие специальной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi, на момент осмотра отгружалось в Камазы, при этом подтверждение того, что данная техника имеет отношение к ООО «Пролетарский комбинат» не представлено.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу ФИО2, действующий на основании доверенности от 01 декабря 2016 года № 01-14/5390, в судебное заседание явился, просил в удовлетворении жалобы <....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав лицо, участвующее при рассмотрении дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 6 Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ РД 07-330-99 утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 24 ноября 1999 года № 85, согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работам земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Таким образом, вышеизложенное, свидетельствует о том, что ООО «Пролетарский комбинат» не обеспечивает рациональное пользование недрами, в части не согласования годовых планов развития горных работ с 2014 – 2016 год, что влечет за собой: сверхнормативные потери полезных ископаемых; препятствие для установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых; выборочную отработку месторождений полезных ископаемых и их порчу от неправильного ведения горных работ; не выполнения мероприятий по охране недр.
Также в соответствии с п. 1 ст. 19.1 Федерального закона «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах» в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со ст. 23.2 ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах» документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Порядок оформления горных отводов установлен «Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых» (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485).
Согласно п. 13 границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
В соответствии с п. 12 уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
При этом согласно п. 10 в случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора.
Вместе с тем законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.
В случае если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Согласно п. 4 при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.
Принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем, как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых допускается в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дела усматривается, что 03 августа 2016 года в ходе проведения рейдового мероприятия на основании приказа от 26 июля 2016 года № 564-КНД «О проведении рейдового мероприятия» с целью выявления карьеров и карьерных выемок с нарушением условий требований по рекультивации нарушенных земель на территории Пролетарского района Ростовской области установлено, наличие карьерной выемки расположенной в границах земельного участка <......>, где осуществляют хозяйственную деятельность неустановленные лица.
На момент обследования (акт обследования от 03 августа 2016 года) в карьере, расположенном на участке с кадастровым <......> было установлено наличие специальной строительной техники: грузовой экскаватор ковшевой Hyundai, экскаватор ковшевой Hitachi. На момент осмотра общераспространенные полезные ископаемые отгружались в Камазы.
При обследовании территории участка возле точки с графическими координатами № <......>" установлено наличие карьерной выемки со следами подхода к месту разработки большегрузной техники, общая площадь на данной карьерной выемки составляет <.....> га.
Указанный земельный участок находится в пользовании ООО «Пролетарский комбинат» на основании договора аренды земельного участка от 02 июня 2006 года № <......> с комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Пролетарского района сроком с 02 июня 2006 года по 01 июня 2055 года.
Согласно лицензии <......> (дата регистрации от 25 февраля 2009 года № 29, срок окончания лицензии 31 декабря 2019 года) ООО «Пролетарский комбинат» может осуществлять деятельность в части пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песков в центральной части <......> месторождения, выданной комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Ростовской области и имеет статус горного отвода на указанном земельном участке.
Согласно горноотводного акта от 28 апреля 2013 года и GPS координат, полученных прибором GPS GARMIN, установлено, что ООО «Пролетарский комбинат» осуществляет хозяйственную деятельность за границами горного отвода, а именно возле точки с графическими координатами № <......> осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка). Данные факты отражены в план схеме к акту обследования от 03 августа 2016 года.
Согласно сведениям представленным от Северо – кавказского управления Ростехнадзора от 24 августа 2016 года установлено, что по вопросу предоставления плана развития горных работ в 2014 – 2015 годах, заявлений о согласовании плана развития горных работ от ООО «Пролетарский комбинат» в Северо - кавказское управление Ростехнадзора не поступало.
Согласно п. 6 Постановления Госгортехнадзора РФ от 24.11.1999 N 85 «Об утверждении Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.12.1999 N 2000) согласование годовых планов осуществляется в целях обеспечения рационального и безопасного ведения горных работ, соблюдения законодательных и нормативных требований, условий лицензий на пользование недрами, проектных решений по отработке запасов полезных ископаемых и их переработке, установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых, недопущения сверхнормативных потерь, выборочной отработки месторождений полезных ископаемых и их порчи от неправильного ведения горных работ, своевременного восстановления нарушенных горными работами земель, охраны подрабатываемых зданий и сооружений, опережающего геологического изучения недр, а также выполнения мероприятий по охране недр, промышленной безопасности и предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду.
Таким образом, ООО «Пролетарский комбинат» не обеспечивает рациональное пользование недрами, в части не согласования годовых планов развития горных работ в период с 2014-2016 года, что влечет за собой: сверхнормативные потери полезных ископаемых; препятствие для установления оптимальных величин нормативов потерь полезных ископаемых; выборочную отработку месторождений полезных ископаемых и их порчу от неправильного ведения горных работ; не выполнения мероприятий по охране недр.
Приказом № 1 к исполнению обязанностей <.....> с 05 марта 2015 года на основании решения единственного участника ООО «Пролетарский комбинат» № 2 от 05 марта 2015 года приступает ФИО1
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 19 октября 2016 года о признании должностного лица - <.....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судья районного суда пришел к верному выводу, что факт совершения должностным лицом - <.....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, обоснованность привлечения должностного лица - <....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Совершенное должностным лицом - <.....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 административное правонарушение квалифицировано правильно по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, при привлечении к административной ответственности нарушений ст. 4.5 КоАП РФ не усматривается.
Наказание назначено должностным лицом - <.....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 в пределах санкции ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ и является справедливым.
Довод жалобы о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении не было вручено директору ООО «Пролетарский комбинат» не состоятелен, не свидетельствует о невиновности заявителя.
Довод жалобы об отсутствии в действиях должностного лица - <......> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ несостоятелен и опровергается материалами дела.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - <....> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 допущено не было.
В связи с изложенным, оснований для отмены постановления федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года, решение судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 19 января 2017 года не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление федеральной службы по надзору в сфере природопользования Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 19 октября 2016 года, решение судьи Пролетарского районного суда Ростовской области от 19 января 2017 года - оставить без изменения, а жалобу <> ООО «Пролетарский комбинат» ФИО1 – без удовлетворения.
Судья: