61RS0061-01-2021-001871-90
Судья: Паненкова Л.А. № 11-333/2022
Р Е Ш Е Н И Е
21 февраля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО5 на решение судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Россети Юг»,
установил:
Постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18 июня 2021 года публичное акционерное общество «Россети Юг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 декабря 2021 года постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18 июня 2021 года отменено, дело об административном правонарушении возвращено на новое рассмотрение в орган, правомочный рассмотреть дело (Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области Управление Лесного хозяйства).
На указанное решение в соответствии со статьей 30.9 КоАП РФ подана жалоба в Ростовский областной суд должностным лицом, вынесшим постановление о назначении административного наказания. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что на просеках, расположенных на землях лесного фонда, не допускается воспроизводства лесных насаждений как естественным, так и искусственным способом. С момента прокладки просеки, то есть с момента строительства линейного объекта, просека должна содержаться в безлесном состоянии.
Требования пожарной безопасности в лесах не устанавливают высоту лесных насаждений, как критерий к вырубке. На ПАО «Россети Юг», являющегося владельцем линий электропередач, возложена обязанность по прокладке и содержанию просеки в пожаробезопасном состоянии.
Защитник ПАО «Россети Юг» по доверенности ФИО1 возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья областного суда приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 3 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения планового рейдового осмотра 4 мая 2021 года выявлен факт не обеспечения ПАО «Россети Юг» прокладки и содержания в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта в охранной зоне линии ВЛ 110 кВт № 2, проходящей через выдел 1 квартала 118, выдел 2 квартала 138, выделы 6,9 квартала 119, выдел 2 квартала 120 Еланского участкового лесничества Шолоховского лесничества, что подтверждается наличием поросли хвойных пород (сосна): выдел 1 квартала 118 выдел, выдел 2 квартала 138 – между опорами № 48 и № 49 поросль сосны высотой от 3 м до 8 м; между опорами № 49 и № 50 поросль сосны высотой от 4 м до 7 м; между опорами № 50 и № 51 поросль сосны высотой от 3 м до 5 м; выделы 6,9 квартала 119 – между опорами № 54 и № 55 поросль акации высотой от 3 м до 5 м; выдел 2 квартала 120 - между опорами № 65 и № 70 поросль сосны высотой от 3 м до 7 м.
Должностное лицо министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области пришло к выводу о том, что в результате бездействия ПАО «Россети Юг», выразившегося в непринятии мер по обеспечению прокладки и содержания в безлесном состоянии просеки вдоль линий электропередачи, нарушен п. 8 приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июля 2020 года № 434 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута", п. 45 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".
Принимая решение об отмене постановления начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18 июня 2021 года и возвращении дела на новое рассмотрение, судья районного суда исходил из того, что фототаблица к акту осмотра охранной линии электропередачи не позволяет сделать выводы о том, что в охранной зоне ВЛ 10 кВ.№2 выдел 1 квартала 118,выдел 2 квартала 138,выделы 6,9 квартала 119,выдел 2 квартала 120 Еланского участкового лесничества Шолоховского лесничества (1 км восточнее х. Краснояровского, Шолоховский район, Ростовская область) произрастает лесная растительность, по своим количественным и качественным характеристикам соответствующая требованиям, указанным в пункте 63 Лесоустроительной инструкции. Отнесение живых деревьев высотой менее 4 метров к горючим материалам в рассматриваемой ситуации является чрезмерно расширенным толкованием нормы, регламентирующей Правила пожарной безопасности в лесах.
Полагаю, что решение судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 декабря 2021 года подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основании нижеследующего.
В силу требований п. 45 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктами 26 - 31 настоящих Правил.
В целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:
а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.
Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом "а" приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 10, ст. 1220);
б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;
в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты (п. 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 года № 434).
Вопреки выводам судьи районного суда выше приведенные правила пожарной безопасности в лесах возлагают на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию линий электропередач, обязанность содержать в безлесном состоянии просеки вдоль линейных объектов.
В соответствии с пунктом 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов. В силу пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" горючие вещества - вещества и материалы, способные самовозгораться, а также возгораться под воздействием источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Следовательно, ветки, кусты, валежник, сухостой, срубленные кустарники и деревья, а также иные порубочные остатки, полученные при расчистке охранных зон линейных объектов, являются горючим материалом, и их нахождение в границах охранных зон линий электропередач в период пожароопасного сезона влечет нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами административного органа в данном случае не допущено. Осмотр охранной зоны линии электропередач ВЛ 110 кВт № 2, проходящей через выдел 1 квартала 118, выдел 2 квартала 138, выделы 6,9 квартала 119, выдел 2 квартала 120 Еланского участкового лесничества Шолоховского лесничества, проводился на основании планового (рейдового) задания от 4 мая 2021 года.
Таким образом, выводы, приведенные в решении судьи районного суда, являются неправильными, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение по мотивам, указанным судьей, не имелось.
В соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ срок давности по делам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Шолоховского районного суда Ростовской области от 24 декабря 2021 года по жалобе ПАО «Россети Юг» на постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 18 июня 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении публичного акционерного общества «Россети Юг» по части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, дело возвратить в Шолоховский районный суд Ростовской области на новое рассмотрение.
СУДЬЯ: