ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-41/19 от 22.01.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Поляков Н.В. №11-41/19

Р Е Ш Е Н И Е

22 января 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Орешкова С.С. на решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 02.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного метролога Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» Орешкова Сергея Станиславовича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника Ростовского отдела государственного надзора по Ростовской области Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта) от 29.08.2018 года главный метролог Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» (далее – ООО «ГЭС Розница») Орешков С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Орешков С.С. обжаловал его в суд.

Решением судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 02.11.2018 года постановление заместителя начальника Ростовского отдела государственного надзора по Ростовской области Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее – Ростовский отдел госнадзора ЮМТУ Росстандарта) от 29.08.2018 года оставлено без изменения, жалоба Орешкова С.С. без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, Орешков С.С. просит решение судьи от 11.10.2018 года и постановление должностного лица административного органа от 29.08.2018 года отменить, производство по делу прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что измерение массы нефтепродуктов при их хранении с использованием резервуара в качестве средства измерения, не относится к сфере государственного регулирования. Фактическое использование спорных резервуаров не подпадает под регулирование Федеральным законом от 26.06.2008 года № 102-ФЗ, поскольку осуществляется в иных целях, не связанных с целями Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ. Материалами проверки не установлен факт использования Обществом спорных резервуаров в качестве средств измерений. Использование резервуаров как средств измерения носит предположительный характер.

В судебное заседание Орешков С.А. не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие.

Защитник Орешкова С.А. по доверенности Приходько Ю.О. доводы жалобы поддержала.

Заслушав лицо, участвующее в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, доводы жалобы, оснований к отмене решения не усматриваю, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин.

В ходе проверки на НФБ № ... ООО «ГЭС Розница» по адресу: ..., Ростовским отделом государственного надзора ЮМТУ Росстандарта установлено нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части применения 3 единиц средств измерений не утвержденного типа – резервуаров стальных вертикальных сварных РВС-2000 (дата изготовления – 1998 год, инвентарные номера 2, 5, 1, изготовитель АО «Резметкон»).

Указанные обстоятельства по делу об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.08.2018 года № 07-28/128 в отношении должностного лица главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С.; актом проверки от 17.08.2018 года; приказом руководителя ЮМТУ Росстандарта о проведении проверки от 22.06.2018 г.; приказом о переводе на должность главного метролога ООО «ГЭС Розница» Орешкова С.С. от 01.04.2018 г.; должностной инструкцией главного метролога ООО «ГЭС Розница»; протоколом проверки применения эталонов единиц величин, стандартных образцов средств измерений от 07.08.2018 года; техническими паспортами на резервуары; градуировочными таблицами на стальные вертикальные цилиндрические резервуары.

Установив нарушение главным метрологом ООО «ГЭС Розница» Орешковым С.С. положений ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", заместитель начальника Ростовского отдела госнадзора ЮМТУ Росстандарта пришел к выводу о наличии в действиях Орешкова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу заявителя в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, судья районного суда на основании имеющихся в деле доказательств проверил законность и обоснованность вынесенного должностным лицом постановления по делу об административном правонарушении и пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены названного постановления.

Выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда основаны на правильном применении законодательства об административных правонарушениях и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Довод Орешкова С.С. о том, что резервуары, принадлежащие ООО «ГЭС Розница», используемые для хранения нефтепродуктов, нельзя рассматривать в качестве средства измерения, подлежит отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" указанный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Часть 1 статьи 9 выше указанного закона предусматривает, что в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В части 1 статьи 5 названного закона определены требования к измерениям, согласно которым измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться по первичным референтным методикам (методам) измерений, референтным методикам (методам) измерений и другим аттестованным методикам (методам) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений, с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку. Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению в Российской Федерации.

Частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в пунктах 1 - 5, 7 - 13, 15, 18 части 3 и в части 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, определяют измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования, в том числе показатели точности измерений. При установлении обязательных метрологических требований могут использоваться результаты измерений, полученные с применением референтных методик (методов) измерений, а также первичных референтных методик (методов) измерений.

Во исполнение части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.03.2016 N 179 утвержден Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, выполняемых при учете используемых энергетических ресурсов, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений.

Согласно пункту 3 указанного Перечня измерение показателей массы нефтепродуктов при транспортировке, хранении и распределении отнесены Минэнерго к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Из приложения 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" следует, что к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются, в том числе, горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 232 утверждены Правила технической эксплуатации нефтебаз (далее - Правила N 232).

Согласно пункту 1.1 Правила N 232 устанавливают требования к эксплуатации нефтебазы, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, сохранения их качества, метрологическому обеспечению, предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке.

В соответствии с пунктом 2.12 Правил N 232 на нефтебазах должна быть в наличии и вестись, в том числе, следующая документация: паспорта на резервуарные емкости: вертикальные и горизонтальные; градуировочные таблицы на резервуарные емкости.

В пункте 9.1 Правил N 232 указано, что метрологическое обеспечение нефтебаз - это комплекс организационно-технических мероприятий, технических средств, правил и норм, обеспечивающих единство и требуемую точность измерений при эксплуатации оборудования нефтебаз, количественном учете нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, а также при определении показателей качества нефтепродуктов.

Основными задачами метрологического обеспечения нефтебаз являются, в том числе: создание необходимых условий для получения достоверной измерительной информации при определении количества и показателей качества нефтепродуктов при торговых и учетных операциях; организация поверки средств измерений, используемых в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора; обеспечение калибровки средств измерений.

Пунктом 9.3.2 Правил N 232 предусмотрено, что средства измерения, находящиеся в эксплуатации на нефтебазах и используемые при торговых операциях, взаимных расчетах между поставщиком и потребителем, государственных учетных операциях, при хранении и потреблении энергетических ресурсов и определении показателей энергоэффективности, характеризующих энергосбережение на предприятии, при обеспечении охраны окружающей среды и безопасности труда, при сертификации (декларировании) нефтепродуктов, подвергают поверке при выпуске из производства, при ввозе по импорту и эксплуатации в соответствии с действующими нормативно-техническими документами.

Из приведенных положений законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и положений законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов следует, что измерения, осуществляемые с помощью резервуаров, относятся к измерениям, на которые распространяется сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений, и которые выполняются при работах по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" одной из сфер государственного регулирования обеспечения единства измерений является выполнение работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Согласно ст. 290 Трудового кодекса РФ безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

В Приложении 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" указано, что "к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых перерабатываются, хранятся, следующие опасные вещества:

в) горючие вещества - жидкости..., способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления".

Статьей 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определено, что "промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;

авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Хранение нефтепродуктов (горючие вещества) в резервуарах сопряжено с процессом слива-налива легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ст. 4.7 "Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств"). При заполнении резервуаров нефтепродуктами контролируется его дозовая вместимость по уровню наполнения опасным веществом в соответствии с градуировочными таблицами резервуаров в целях недопущения перелива нефтепродукта - неконтролируемого выброса опасного вещества, то есть аварии.

Таким образом, применение резервуаров - технических устройств, одновременно являющихся средством измерений, при хранении нефти и нефтепродуктов, являющихся горючими, то есть опасными веществами, относится к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Градуировочная таблица - зависимость вместимости от уровня наполнения резервуара при нормированном значении температуры. Таблицу прилагают к свидетельству о поверке резервуара и применяют для определения объема жидкости в нем.

В соответствии с ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 13 Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" средства измерений, применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений подвергаются поверке; юридические и физические лица обязаны своевременно представлять средства измерений применяемые в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений на поверку.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", законодательство Российской Федерации об обеспечении единства измерений основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, регулирующие отношения в области обеспечения единства измерений, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В государственном стандарте "ГОСТ 8.346-2000. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки", введенном в действие Постановлением Госстандарта РФ 23.04.2001 N 185-ст (далее - ГОСТ 8.346-2000), установлено, что стальные вертикальные цилиндрические резервуары подлежат первичной, периодической и внеочередной поверкам.

Настоящий стандарт распространяется на стальные вертикальные цилиндрические резервуары вместимостью от 100 до 100000 м3, используемые для определения объема нефти и нефтепродуктов при проведении государственных учетных операций и для их хранения.

Учет нефти и нефтепродуктов при хранении: операция, проводимая на предприятии, во время технологического процесса, заключающаяся в определении объема и массы нефти и нефтепродуктов для последующих учетных операций.

Градуировка резервуара: операция по установлению зависимости вместимости резервуара от уровня его наполнения, выполняемая организациями национальной (государственной) метрологической службы или аккредитованными на право поверки метрологическими службами юридических лиц при выпуске из производства, после ремонта и при эксплуатации.

Из представленных материалов дела следует, что на момент выявления правонарушения 06.08.2018 года на НФБ № 2 ООО "ГЭС розница" применяло 3 ед. средств измерений предназначенных для учета нефтепродуктов – резервуары стальные вертикальные, вместимостью 2000 м3 (технический паспорт – л.д. 84 - 108).

На применяемых ООО "ГЭС розница" средствах измерений и представленных в ходе проверки сопроводительных документах к указанным средствам измерений, свидетельства об утверждении типа средств измерений, выданных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, отсутствуют.

Таким образом, ООО "ГЭС розница" допустило применение в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений 3 ед. средств измерений неутвержденного типа, что является нарушением ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" от 26.06.2008 N 102-ФЗ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Как следует из материалов дела, Орешков С.С. является главным метрологом ООО «ГЭС Розница». В соответствии с п. п. 2.2 и 2.7 должностной инструкции главного метролога ООО «ГЭС Розница», в его функциональные обязанности входит определение политики общества в области обеспечения единства измерений, организация работы по анализу состояния метрологического обеспечения, проведению метрологических аттестаций, не стандартизованных средств измерений.

Вина главного метролога ООО "ГЭС розница" Орешкова С.С. состоит в том, что он не выполнил установленные Федеральным законом "Об обеспечении единства измерений" требования о применении в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений утвержденного типа, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и не предпринял зависящих от него мер по их соблюдению.

Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Федеральным законом требований, при рассмотрении дела не установлены.

При таких обстоятельствах, наличие в действиях должностного лица Орешкова С.С. события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, является доказанным.

Судья районного суда обоснованно не усмотрел оснований для назначения наказания ниже низшего предела и признания правонарушения малозначительным.

Нарушений материальных и процессуальных норм судьей районного суда при рассмотрении жалобы не допущено.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 02.11.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного метролога Общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть розница» Орешкова Сергея Станиславовича, оставить без изменения, а жалобу Орешкова С.С. – без удовлетворения.

Судья