ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-430 от 10.04.2017 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Комова Н.Б. Дело №11-430

Р Е Ш Е Н И Е

10 апреля 2017 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобам муниципального предприятия «Азовводоканал» и государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 01 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 26 декабря 2016 года муниципальное предприятие «Азовводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Указанное постановление муниципальное предприятие «Азовводоканал» обжаловало в суд.

Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 01 февраля 2017 года постановление должностного лица административного органа от 26 декабря 2016 года изменено: из мотивировочной части постановления исключен вывод о том, что муниципальным предприятием «Азовводоканал» не соблюдаются экологические требования, в связи с невнесением изменений в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект НДС, решение предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

В остальной части постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, муниципальное предприятие «Азовводоканал» в лице защитника Мельникова И.С. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 26 декабря 2016 года и решения судьи городского суда от 01 февраля 2017 года и прекращении производства по делу. В обоснование доводов заявитель указал, что Таганрогскому отделу во время проведения плановой выездной проверки в августе 2016 года была предоставлена программа производственного экологического контроля, утвержденная директором муниципального предприятия «Азовводоканал» 20 июля 2016 года, однако она принята во внимание не была по причине ее несоответствия ГОСТ Р 56062-2014. В то же время, по мнению заявителя, данный ГОСТ утвержден Приказом Росстандарта для добровольного применения, тогда как уполномоченным органом требования к содержанию программы производственного контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля законодательно не определены. Представленная же административному органу программа разработана в соответствии с требованиями федерального законодательства, в том числе ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Кроме того, как указал заявитель, на момент проведения проверки административным органом не была установлена категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

На вышеуказанное решение судьи городского суда от 01 февраля 2017 года в Ростовский областной суд подана жалоба государственным инспектором Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, в которой он просит решение судьи отменить в той части, в которой было изменено постановление от 26 декабря 2016 года, полагая доказанным факт несоблюдения предприятием экологических требований в данной части.

Защитники муниципального предприятия «Азовводоканал» Мельников И.С. и ФИО2, действующие на основании доверенностей от 24 января 2017 года и от 14 июля 2016 года соответственно, в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3, действующая на основании доверенности от 27 декабря 2016 года, в судебное заседание явилась, доводы жалобы управления поддержала, просила ее удовлетворить.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ч. 2 ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Аналогичные положения и требования к структуре ПЭК содержатся в п.п.4.3, 4.4 раздела 4 ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения».

Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал» послужило то, что в ходе проверки выполнения предписания от 31 октября 2016 года «Осуществлять сброс загрязняющих веществ в водный объект в соответствии с утвержденными нормативами допустимых сбросов (НДС) веществ и микроорганизмов» установлено, что согласно разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) №С-15/04 от 24 марта 2014 года муниципальное предприятие «Азовводоканал» разрешается сброс в р.Дон по двум выпускам в период с 24 марта 2014 года по 27 февраля 2019 года: по выпуску №1 – от очистных сооружений канализации г.Азова, по выпуску №2 – от шламонакопителя, предназначенного для отстаивания и обезвоживания шлама, поступающего с водопроводных очистных сооружений.

Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов утверждены муниципальным предприятием «Азовводоканал» в 2013 году для двух выпусков сточных вод при условии отсутствия изменений параметров водопользования и водохозяйственной обстановки, а также при отсутствии изменений технологии производства, методов очистки сточных вод и параметров сброса.

Предприятием представлены изменения к технологическому регламенту по эксплуатации очистных сооружений водопровода, утвержденные 25 августа 2016 года директором муниципального предприятия «Азовводоканал», согласно которому в насосной станции повторного использования воды установлено 2 шламовых насоса для подачи шламовых вод на очистные сооружения канализации и далее на выпуск №1.

Согласно акту муниципального предприятия «Азовводоканал» от 09 августа 2016 года сброс шламовых вод с очистных сооружений водопровода в шламонакопитель прекращен.

Соответственно, сброс загрязняющих веществ в р.Дон по выпуску №2 (от шламонакопителя) с 12 августа 2016 года не осуществляется.

При этом, изменения в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект нормативов допустимого сброса, решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) муниципальным предприятием «Азовводоканал» не внесены.

В соответствии с п. 14 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизамов в водные объекты для водопользователей (утверждены Приказом Минприроды №333 от 14 июля 2007 года) разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях: при изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации); при изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.

Таким образом, муниципальным предприятием «Азовводоканал» не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов.

Кроме того, программа производственного экологического контроля, утвержденная директором, на предприятии отсутствует.

При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления от 26 декабря 2016 года о признании муниципального предприятия «Азовводоканал» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судья городского суда пришел к верному выводу, что факт совершения муниципальным предприятием «Азовводоканал» вышеуказанного административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.

Так, конкретизируя свои выводы, судья городского суда верно сослался на то, что отсутствие у муниципального предприятия «Азовводоканал» программы производственного экологического контроля (ПЭК), утвержденной директором и соответствующей определенным требованиям, достоверно свидетельствует о нарушении предприятием законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

В то же время, судья обоснованно посчитал недоказанным факт изменения параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменения расчетных расходов водотока, фоновой концентрации, а также факт изменения технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса, требующих разработку и утверждение новых НДС.

В приведенной связи, судья городского суда правомерно посчитал необходимым исключить из мотивировочной части постановления вывод о том, что муниципальным предприятием «Азовводоканал» не соблюдаются экологические требования в связи с невнесением изменений в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проект НДС, решение предоставлении водного объекта в пользование, разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Таким образом, обоснованность привлечения муниципального предприятия «Азовводоканал» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.

Неустранимых сомнений в его виновности не усматривается.

Совершенное муниципальным предприятием «Азовводоканал» административное правонарушение квалифицировано правильно по ст. 8.1 КоАП РФ, согласно установленным обстоятельствам и требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено компетентным должностным лицом административного органа, при привлечении к административной ответственности нарушений ст. 4.5 КоАП РФ не усматривается.

Административное наказание назначено муниципальному предприятию «Азовводоканал» в пределах санкции ст. 8.1 КоАП РФ и является справедливым.

Указание в жалобе на отсутствие в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава вмененного ему административного правонарушения со ссылкой на наличие у предприятия программы производственного экологического контроля не может повлечь отмену постановленного по делу судебного акта, поскольку несогласие предприятия с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что были допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Рассматривая дело об административном правонарушении, судья дал надлежащую правовую оценку всем имеющимся в деле доказательствам, правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях муниципального предприятия «Азовводоканал» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Относительно доводов жалобы государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1, то они, по существу, сводятся к субъективной трактовке обстоятельств правонарушения, переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования судьи городского суда, не опровергают установленных судьей обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного акта.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия «Азовводоканал» допущено не было.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения судьи Азовского городского суда Ростовской области от 01 февраля 2017 года не имеется.

Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 01 февраля 2017 года оставить без изменения, а жалобы муниципального предприятия «Азовводоканал» и государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО1 – без удовлетворения.

Судья