Ростовский областной суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Судья Сухомлинова Е.В. Дело №11-446
РЕШЕНИЕ
4 октября 2011 года г.Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Абрамов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по статье 5.27 часть 1 КоАП РФ по его жалобе на постановление Государственной инспекции труда в Ростовской области от 01.06.2011 года, решение судьи Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 15.07.2011 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ростовской области от 01.06.2011 года ФИО1 – директор «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в сумме 1000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 15.07.2011 года постановление оставлено без изменения, а жалоба – ФИО1 – без удовлетворения
В жалобе ФИО1 ставится требование об отмене решения судьи как незаконного и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения в его действиях.
Защитники ФИО1 – адвокат Рау А.Э. и Сезонов М.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явились, просили жалобу удовлетворить.
Государственный инспектор труда в суд не явился, извещен надлежаще, дело рассмотрено в его отсутствие.
Помощник прокурора Волго-Донской транспортной прокуратуры – Гузеев С.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав объяснения явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 5.27 ч.1 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела видно, что постановлением и.о. Волго-Донского транспортного прокурора по результатам проверки исполнения трудового законодательства 06.05.2011 года в отношении директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Гострудинспекция установила, что в результате «противоправного бездействия директора филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» ФИО2 126 диспетчеров управления воздушным движением Ростовского Зонального центра Единой системы ОрВД не прошли курсы повышения квалификации в соответствии с установленной 3-х летней периодичностью
В соответствии с приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 03.09.2008 № 600/л ФИО2 является директором филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».
В силу ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно статье 53 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденные приказом Минтранса России от 26.11.09 №216 (далее-ФАП-216), вступили в силу 17.03.2010 года.
Согласно п.11 ФАП № 216 старшие диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года, а лица, имеющие допуск к обслуживанию полетов с применением английского языка, проходят курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе.
Приказом Минтранса России от 14.04.2010 № 93 утвержден «Порядок функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала», который вступил в силу 13 октября 2010 года.
В соответствии с п.74 этого приказа в случаях необходимости работодатель может перенести сроки прохождения курсов повышения квалификации не более чем на три месяца. До вступления в силу вышеуказанных ФАП-216 и приказа № 93 в гражданской авиации Российской Федерации действовало утвержденное 01.02.2000 распоряжением Федеральной службы воздушного транспорта России № 19-р «Руководство по профессиональной подготовке персонала ОВД ГА» (введено в действие с 01.03.2000).
На основании «Руководства» приказом ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 16.03.2009 № 82 «Об организации профессиональной подготовки персонала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» устанавливалась периодичность прохождения курсов повышения квалификации по специальности для персонала ОВД (руководителей полетов, старших диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, диспетчеров УВД) - один раз в пять лет.
В соответствии с требованиями ст. 53 Воздушного кодекса Российской Федерации лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства). Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В соответствии с пп. 3, 71, 73 Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ № 93 от 14.04.2010, диспетчеры УВД проходят курсы повышения квалификации в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования гражданской авиации или АУЦ один раз в три года.
Для диспетчеров УВД, имеющих допуск к обслуживанию полетов на английском языке, организуются курсы повышения квалификации по специальности и английскому языку по совмещенной программе один раз в три года в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования гражданской авиации или АУЦ.
В соответствии с п. 11 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ № 216 от 26.11.2009, в целях поддержания надлежащего уровня знаний для обеспечения безопасности полетов при обслуживании воздушного движения, установлены требования по периодичности прохождения курсов повышения и поддержания квалификации персонала. Так, диспетчеры УВД должны пройти курсы повышения квалификации по специальности один раз в три года.
В соответствии с п. 75 Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки; включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ №
93 от 14.04.2010 персонал ОВД и персонал ПВД, не прошедший в установленные сроки очередные курсы повышения квалификации независимо от причин, отстраняется от исполнения должностных обязанностей. Своевременное направление персонала ОВД и персонала ПВД на курсы повышения квалификации обеспечивается работодателем.
Госинспекцией труда установлено, что в нарушение указанных требований закона диспетчерами УВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» курсы повышения квалификации (далее - КПК) в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования гражданской авиации проходят реже одного раза в 3 года. Согласно представленным Филиалом сведениям (№10.2-11/2480 от 22.04.2011) всего в РДЦ Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД 126 диспетчеров УВД не прошли Курсы повышения квалификации в соответствии с установленной 3-х летней периодичностью.
В соответствии с пп. 6.1, 6.2, 6.2.1, 6.2.2, 6.4.2 Положения о Филиале, утвержденном приказом генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 18.06.2007 № 242 Филиал возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности генеральным директором предприятия. Директор Филиала отвечает за выполнение положений и норм законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.75 Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки; включая вопросы освидетельствования, стажировки порядка до-пуска к работе, периодичности повышения квалификации руководив и диспетчерского персонала, утвержденного приказом Министерства транспорта РФ № 93 от 14.04.2010 персонал ОВД и персонала ПВД, не прошедший в установленные сроки очередные курсы повыше квалификации независимо от причин, отстраняется от исполнения должностных обязанностей. Своевременное направление персонала ОВД и персонала ПВД курсы повышения квалификации обеспечивается работодателем.
В нарушение указанных требований закона диспетчерами УВД филиала «Аэронавигация Юга» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» курсы повышения квалификации в образовательных учреждениях среднего и выпи профессионального образования гражданской авиации проходят реже одного раза года.
Согласно представленным Филиалом сведениям (№10.2-11/2480 от 22.04.20; всего в РДЦ Ростовского ЗЦ ЕС ОрВД 126 диспетчеров УВД не прошли Курсы повышения квалификации в соответствии с установленной 3-х летней периодичностью.
Требования в отношении прохождения курсов повышения квалификации персоналом ОВД с периодичностью 1 раз в 3 года могу предъявляться только к персоналу, прошедшему курсы повышения квалификации после вступления в действие Федеральных авиационных правил «Требования диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2009 № 216. В настоящее время работодателем запланированы для прохождения курсы повышения квалификации в 3-м и 4-м квартале 2011 гола (в соответствии с 3 летней периодичностью) диспетчеры УВД РДЦ Ростовского ОрВД. Кроме того, после издания ФЛП-216 предприятие направило запрос федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого оно находится Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое осуществляет, в том числе, организацию обучения и повышение квалификации авиационного персонала гражданской авиации согласно перечню должностей в установленной сфере деятельности в соответствии с требования законодательства российской Федерации и международными стандартами. Росавиация имеет права давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства. На запрос ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от 22.03.2010 года Росавиация письмом от 05.04.2010 года разъяснила, что требования в отношении прохождения курсов повышения квалификации персонала ОВ периодичностью 3 года будут предъявляться к персоналу, прошедшему указанные курсы после вступления в действие Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам» утвержденных приказом Минтранса России от 26.11.2009 года № 216.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Данные функции в филиале осуществляет ФИО2 Судом отклонены доводы ФИО3 о том, что директор филиала руководствовался разъяснениями Росавиации при направлении работников на обучение и повышение квалификации, поскольку порядок направления работников на обучение и повышение квалификации регулируется нормативно правовым актом, требования которого надлежало исполнять.
Изучение материалов дела вместе с дополнительными материалами приводит к выводу о том, что постановление и решение судьи подлежат отмене по следующим основаниям.
Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности является установление всех сторон административного правонарушения – субъекта, объекта правонарушения, объективной и субъективной сторон.
В данном случае при вынесении постановления и решения вопрос о наличии вины ФИО1 в нарушении вышеуказанных правовых норм не выяснялся, мотивы отклонения доводов ФИО1 по этому поводу в постановлении и решении судьи отсутствуют в нарушение требований ст.ст.29.10, 30.6 КоАП РФ.
Между тем ФИО1 утверждал, что при выполнении своих должностных обязанностей руководствовался письменным указанием федерального органа исполнительной власти – Росавиации, ни в постановлении должностного лица ГИТ в Ростовской области, ни в решении судьи данный довод не опровергнут ссылками на конкретные виновные действия заявителя жалобы, форма его вины не определена.
Таким образом, состав административного правонарушения материалами дела не подтвержден, что является в силу статьи 24.5 КоАП РФ основанием к отмене постановления и решения судьи. Поскольку к моменту рассмотрения жалобы в Ростовском областном суде истек срок давности привлечения к административной ответственности, производство по делу подлежит прекращению на основании пп.2,6 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление Государственной инспекции в Ростовской области от 01.06.2011 года, решение судьи Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 15.07.2011 года отменить.
Производство по делу в отношении ФИО1 по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения и истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья: Д.М. Абрамов