Судья: Стуров С.В. № 11-584/18
Р Е Ш Е Н И Е
8 июня 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» на решение судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора Цимлянского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 12 января 2018 года Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Указанное постановление ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» обжаловало в суд.
Решением судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 19 марта 2018 года постановление старшего государственного инспектора Цимлянского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов от 12 января 2018 года оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» – без удовлетворения.
На решение судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 19 марта 2018 года ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» подана жалоба в Ростовский областной суд, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи. В обоснование жалобы ее автор ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления Обществом деятельности по уборке песка в водоохранной зоне Цимлянского водохранилища. В законодательстве нет открытого перечня специальных транспортных средств, которым разрешены движение и стоянка в границах водоохранных зон. План водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта согласован ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» Донским бассейновым управлением Федерального агентства водных ресурсов. Мероприятия по сбору объектов загрязнения с поверхности почвенного слоя водоохранной зоны не могут оказать воздействия на водные биологические ресурсы водного объекта. Согласовывая без замечаний и дополнений условия договора водопользования, Азово-Черноморское территориальное управление согласовало, в том числе, и проведение Обществом работ по очищению водоохранной зоны, предусмотренных приложением к договору водопользования – Программой наблюдений за водным объектом и водоохранной зоной.
Защитники ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» по доверенности ФИО1 и ФИО2 поддержали доводы жалобы.
Должностное лицо Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ..., вынесшая постановление о назначении наказания, возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования госинспектором Цимлянского отдела по государственному контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов Росрыболовства выявлен факт ведения ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» работ по погрузке песка с использованием грузовых автомобилей КАМАЗ в водоохранной зоне Цимлянского водохранилища без согласования на проведение таких работ с федеральным исполнительным органом власти в области рыболовства.
С учетом этих обстоятельств, административный орган пришел к выводу, что Общество осуществляет хозяйственную деятельность в границах водоохранной зоны Цимлянского водохранилища с нарушением положений статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166 - ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», статьи 65 Водного кодекса РФ, статьи 34 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года №380.
В связи с выявленными нарушениями госинспектором Цимлянского отдела по государственному контролю, надзору и охране водных биологических ресурсов Росрыболовства в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» составлен протокол об административном правонарушении от 29.12.2017 года № 108523/392 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 12.01.2018 года №321/15/Ц о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» не предприняло всех зависящих от него мер к получению согласования применяемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания с территориальным управлением Росрыболовства. Доказательств обратного обществом не представлено.
В письме от 08.11.2014 года, на которое ссылается заявитель, Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству согласовывает проект условий использования водного объекта к Договору водопользования участком Цимлянского водохранилища.
При этом указанное согласование условий использования водного объекта по Договору водопользования не является согласованием деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» решение о согласовании деятельности оформляется в виде заключения, которое содержит сведения о кратком описании деятельности и характеристике ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности; замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания).
Одним из условий использования Цимлянского водохранилища по договору водопользования от 16.12.2014 года, согласно которому ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» предоставлен в пользование участок Цимлянского водохранилища для производства электрической энергии, является согласование с Азово-Черноморским территориальным управлением планируемой деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» (п. 8.12).
Ссылка защитников ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» на то, что работы по вывозу песка не оказывают какого-либо воздействия на водные биологические ресурсы, не может быть принята во внимание.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (часть 1).
Ширина водоохранной зоны водохранилища составляет пятьдесят метров (часть 6).
В границах водоохранных зон запрещаются, в том числе: движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (часть 15).
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определены требования к сохранению водных биоресурсов и среды их обитания при осуществлении градостроительной и иной деятельности. Установлено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Росрыболовством и его территориальными органами согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной зоны, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.
Оценка воздействия на водные биоресурсы в результате деятельности Общества не проводилась.
На фотоматериале, представленном в дело, видно, что в пределах водоохранной зоны Цимлянского водохранилища ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» производились работы по сбору и погрузке песка с использованием бульдозера и автомобилей КАМАЗ. Согласования на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранной зоне с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не проводилось.
Следовательно, Общество использовало водоохранную зону водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, установленных ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 8.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Довод Общества о необоснованности вывода суда, сделанного на основании письма Минприроды РФ от 18.03.2013 года, согласно которому использованная тяжелая техника не относится к специальным транспортным средствам, подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 6 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877, к специальным относятся транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.). В то время как перечисленная в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении техника к специальной не относится.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» правомерно квалифицированы административным органом по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, и материалами дела установлен в действиях заявителя состав вмененного ему административного правонарушения.
При назначении ООО «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» минимального наказания должностным лицом обоснованно учтены требования ст.ст. 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку вынесенные постановление должностного лица и решение судьи районного суда не противоречат нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях, они подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Цимлянского районного суда Ростовской области от 19 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго», – оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Экоэнерго» – без удовлетворения.
СУДЬЯ: