ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-595/20 от 21.05.2020 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Говорова О.Н. Дело № 11-595/2020

Р Е Ш Е Н И Е

21 мая 2020 г. г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», по жалобе председателя Административной комиссии при Администрации Неклиновского района ... на решение судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2020 года,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии при Администрации Неклиновского района от 16 января 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2500 рублей.

Решением судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2020 года постановление Административной комиссии при Администрации Неклиновского района от 16 января 2020 года отменено, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» в отношении ФИО1 прекращено ввиду недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Не согласившись с вынесенным решением судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2020 года, председатель Административной комиссии при Администрации Неклиновского района ... обжаловал его в Ростовский областной суд. Заявитель считает решение судьи незаконным и подлежащим отмене, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, а также несоответствием выводов суда, изложенных в решении, материалам дела. При рассмотрении данного дела не были вызваны и опрошены многочисленные свидетели, которые смогли бы подтвердить или опровергнуть наличие административного правонарушения. Суд не провел полное и всестороннее выяснение обстоятельств дела, в результате чего лицо, совершившее административное правонарушение, может уйти от ответственности.

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о месте и времени заседания извещены надлежащим образом, жалоба рассмотрена в их отсутствие.

ФИО1 направлено заявление, в котором он указал на то, что пересмотр данного дела Ростовским областным судом, не соответствует требованиям ст. 30.13 КоАП РФ.

Изучив направленное до рассмотрения жалобы заявление, судья областного суда учитывает, что копия обжалуемого судебного акта получена Администрацией Неклиновского района 23 марта 2020 года, жалоба подана председателем административной комиссии 27 марта 2020 года, то есть в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

В силу требований ч. 6 ст. 30.9 КоАП РФ решение суда по жалобе на вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 настоящего Кодекса, руководителем коллегиального органа, органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, вынесших такое постановление, а следовательно, вопреки мнению ФИО1 решение судьи Неклиновского районного суда Ростовской области подлежит пересмотру в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, оснований к отмене решения судьи не нахожу.

Пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ устанавливает, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях, действующее на территории Ростовской области, состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Областного закона Ростовской области №273-ЗС «Об административных правонарушениях», который в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Ростовской области устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, муниципальными нормативными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Областным законом.

В силу ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС «Об административных правонарушениях» выжигание сухой растительности, сжигание мусора, в том числе опавших листьев, обрезков деревьев или кустарников, других остатков растительности, а также отходов производства и потребления, если данное деяние не содержит признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.32, 11.16, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2500 до 4500 рублей.

Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС «Об административных правонарушениях», и подвергая его административному наказанию, Административная комиссия при администрации Неклиновского района исходила из того, что ФИО1 19 декабря 2019 года в 14 часов 00 минут по адресу: ..., производил выжигание сухой растительности, сжигание мусора на территории садоводческого участка.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

На основании ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении, на что также указано и в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В силу статьи 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Статьей 26.11 КоАП РФ определено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Исходя из положений ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Отменяя оспариваемое постановление Административной комиссии при администрации Неклиновского района от 16 января 2020 года, судья районного суда исходил из того, что в материалы дела не представлены допустимые и достаточные доказательства наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС «Об административных правонарушениях», а на основании имеющихся фотоснимков без даты и времени их составления, установить обстоятельства совершения правонарушения не имеется возможности.

При таких обстоятельствах, судья районного суда счел производство по делу подлежащим прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по настоящему делу.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Указанные нормы КоАП РФ получили развитие в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", по смыслу которого при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Административный орган не доказал время совершения административного правонарушения. Помимо представленных в дело фотографий, объяснения свидетелей в дело не представлены.

Довод автора жалобы о возможности выяснения всех юридически значимых обстоятельств по делу судьей при рассмотрении жалобы путем опроса свидетелей, которые не были допрошены в ходе производства по делу административной комиссией, не может быть принят во внимание, поскольку в порядке пересмотра вынесенного постановления проверяется его законность и обоснованность. Сбор дополнительных доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, на данной стадии будет нарушать право лица на свою защиту.

С учетом вышеизложенного, судья областного суда находит обоснованным вывод суда первой инстанции о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено обжалуемое постановление.

Оснований, предусмотренных КоАП РФ, для отмены решения судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2020 года не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Неклиновского районного суда Ростовской области от 25 февраля 2020 года оставить без изменения, а жалобу председателя Административной комиссии при Администрации Неклиновского района ... – без удовлетворения.

Судья