Судья: Сапожкова Л.В. Дело №11-606
Р Е Ш Е Н И Е
30 мая 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО «Логистика КС» Гриневского Р.Г. на решение судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Логистика КС»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 11752 от 07 декабря 2018 года ООО «Логистика КС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Указанное постановление ООО «Логистика КС» обжаловало в суд.
Решением судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 марта 2019 года постановление должностного лица административного органа от 07 декабря 2018 года оставлено без изменения, жалоба ООО «Логистика КС» – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ООО «Логистика КС» Гриневский Р.Г. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 07 декабря 2018 года и решения судьи районного суда от 27 марта 2019 года. В обоснование доводов заявитель указал, что ООО «Логистика КС» грузоотправителем, погрузчиком груза не является, поскольку не является стороной договора перевозки контейнера и не включено в транспортную накладную, соответственно, на общество не может быть возложена обязанность по определению веса груза. Более того, по утверждениям заявителя, вес груженого контейнера был известен из железнодорожной транспортной накладной, путем взвешивания грузоотправителем ООО «ТЭС-ДВ», данная информация была доведена и до сведения перевозчика ИП ФИО1
Также заявитель ссылается на то, что ООО «Логистика КС» не осуществляло погрузку груза в транспортное средство, а осуществило техническую операцию – оказало услугу по передаче груженого контейнера с терминала на транспортное средство.
С учетом приведенных обстоятельств заявитель полагает, что у ООО «Логистика КС» отсутствует обязанность по соблюдению значения весовых и габаритных параметров и обеспечению равномерного распределения массы груза, поскольку данные обязанности лежат на грузоотправителе, которым ООО «Логистика КС» не является.
Защитники ООО «Логистика КС» Гриневский Р.Г., действующий на основании ордера № 8 от 21 мая 2019 года, ФИО2, действующая на основании доверенности от 01.04.2018г., в судебное заседание явились, доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
В судебное заседание явилась представитель Южного управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, действующая на основании доверенности от 05 сентября 2018 года № 533, просила в удовлетворении жалобы ООО «Логистика КС» отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения РФ перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство.
Как следует из материалов дела, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Логистика КС» послужило то, что 19 октября 2018 года в 09 часов 33 минуты на пункте весового контроля: СКП-3, 993-й км автодороги М-4 «Дон», при проведении весового контроля, установлен факт осуществления перевозки груза (контейнер) грузовым автомобилем марки ДАФ, г/н НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с полуприцепом марки ВИЛТОН г/н НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН под управлением водителя К.Е.А,, на основании акта о передаче контейнера № OUT_133812 от 18 октября 2018 года, путевого листа № 420 от 15 октября 2018 года с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов.
Так, при осуществлении контрольного взвешивания (акт от 19 октября 2018 года № 1287) установлено, что фактическая нагрузка на первую, вторую и третью сближенные оси транспортного средства составила 25,42т при допустимой (с учетом погрешности измерения весов) – 22,95т, то есть превышение допустимой нагрузки на ось составило 2,47т или 10,76%, что является нарушением требований Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Таким образом, ООО «Логистика КС» осуществило загрузку груза (контейнера) в грузовой автомобиль так, что нагрузка на первую, вторую и третью сближенные оси транспортного средства превысила допустимые нагрузки на оси транспортного средства, установленные в Приложении 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом».
Взвешивание произведено с помощью весов СДК.Ам-01-1-1, заводской номер 390, свидетельство о поверке № 09.017907.17, действительно до 22 октября 2018 года.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о нарушении ООО «Логистика КС» положений ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и, как следствие, о наличии в действиях ООО «Логистика КС» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление от 07 декабря 2018 года, сделал вывод о его законности и обоснованности, поскольку, по его мнению, достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается наличие в действиях ООО «Логистика КС» состава правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, его вина во вмененном ему правонарушении.
Согласно позиции судьи районного суда, именно на ООО «Логистика КС», осуществившее погрузку контейнера в транспортное средство, лежит обязанность по организации и контролю работ по загрузке транспортного средства таким образом, чтобы возможность нарушения установленных норм и правил была исключена.
По сути, выводы судьи районного суда, отклонившего доводы ООО «Логистика КС» об отсутствии в его действиях состава вмененного ему правонарушения, сводятся к тому, что именно ООО «Логистика КС» следовало принять все меры к тому, чтобы масса груза и его распределение в контейнере не повлекло превышение допустимой нагрузки на ось.
Однако с указанными выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 21 апреля 2005 года N 119-О и от 20 марта 2008 года N 210-О-О, часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающая основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлена на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 данного Кодекса) и имеет целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2009 года N 486-О-О указано, что административная ответственность применяется лишь при условии наличия возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, когда не были приняты все зависящие от юридического лица меры по их соблюдению.
Одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения (статья 26.1 КоАП РФ).
Основанием для привлечения ООО «Логистика КС» к административной ответственности по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ послужили выводы о том, что ООО «Логистика КС» осуществило загрузку опломбированного контейнера в грузовой автомобиль так, что нагрузка на первую, вторую и третью сближенные оси транспортного средства превысила допустимые нагрузки на оси транспортного средства, установленные в Приложении 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозки грузов автомобильным транспортом».
В то же время, как следует из норм, содержащихся в части 15 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ и частях 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства либо массу транспортного средства и (или) нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ грузоотправителем признается физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.
Как следует из материалов дела, Общество является владельцем контейнерного терминала, инфраструктуры и собственником пути необщего пользования, в рамках которых осуществляет услуги по приему\ выдаче на/с железной дороги, хранению груженых/ порожних контейнеров.
18 декабря 2017 года между ООО «Логистика КС» (исполнитель) в лице генерального директора ФИО4 и ООО «ИСТ Глобал Лоджистикс» (заказчик) в лице генерального директора ФИО5 заключен договор № 1712-13/К на оказание услуг по приему, отправке, хранению и перевозке контейнеров.
В соответствии с п. 1.1 данного договора исполнитель обязуется по заданию заказчика (его агента/представителей) оказать комплекс услуг, связанных с приемом/отправкой различных типов собственных, арендованных или находящихся в ином управлении груженых/порожних контейнеров заказчика, с предоставлением контейнерной площадки исполнителя, расположенной по адресу: <...> (ТЛЦ «ХОВРИНО» ст. Ховрино) для размещения и хранения до востребования, технического обслуживания контейнеров заказчика, погрузки/выгрузки контейнеров с/на автомобильного/железнодорожного транспорта и автомобильной доставки от/до склада заказчика или от/до иного места погрузки/выгрузки, указанного заказчиком, а также оказать иные дополнительные услуги.
Согласно п. 2.1.11 данного договора исполнитель обязан принимать к перевозке от заказчика контейнера с грузом за исправными запорно-пломбировочными устройствами (далее – ЗПУ), утвержденными Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте, при отправке порожних контейнеров, по заявке заказчика, навешивать ЗПУ установленного типа.
В силу п. 4.8 договора при погрузке своими силами заказчик несет полную ответственность за загрузку, крепление и размещение груза в контейнере. При организации вывоза контейнеров силами заказчика исполнитель не несет ответственность за погрузку контейнеров на автотранспортные средства, не приспособленные для перевозки контейнеров.
01 марта 2018 года между ООО «Логистика КС» (исполнитель) в лице генерального директора ФИО4 и ООО «ИСТ Глобал Лоджистикс» (заказчик) в лице генерального директора ФИО5 заключено тарифное соглашение об оказании комплекса услуг по обработке контейнеров на специализированном контейнерном терминале, в соответствии с условиями которого исполнитель осуществляет по заявкам заказчика прием/выдачу на/с железной дороги и автотранспорта осмотр, хранение в зоне товаров, выпущенных в свободное обращение, зоне таможенного контроля и открытой площадке СВХ (склада временного хранения), ремонт, дальнейшую транспортировку автотранспортом и другие дополнительные услуги по обработке груженых/порожних 20/40/45-футовых собственных, арендованных или находящихся в ином управлении контейнеров заказчика, прибывающих/убывающих на/с терминала исполнителя, по расценкам (тарифам), указанным в таблицах.
Совокупность положений договора и соглашения позволяет сделать вывод, что в рассматриваемых правоотношениях ООО «Логистика КС» выполняет все операции с грузом как оператор терминала и своими действиями обеспечивает технологическое исполнение обязательства перевозчика перед грузоотправителем, что заключается в обязанности выдать доставленный на подъездной путь груз управомоченному на его получение лицу.
Данные обязанности ООО «Логистика КС», выступающего исключительно как оператор терминала, а не грузоотправитель либо перевозчик, прослеживаются и из имеющихся в материалах дела счетов на оплату, где в качестве заказчика указано ООО «ИСТ Глобал Лоджистикс», а исполнителя - ООО «Логистика КС», из которых следует, что последний на основании договора на оказание услуг № 1712-13/К от 18 декабря 2017 года осуществил комплексные работы по приему груженого универсального контейнера по железной дороге по заявке заказчика, хранение данного контейнера, а также ведение мониторинга движения контейнеров и предоставление ежедневной отчетности в электронном виде, включая организацию доступа для сотрудников заказчика к системе управления контейнерным терминалом через Интернет.
Также из материалов дела усматривается, что согласно электронной заявке, поступившей от сотрудника заказчика – Р.А.В. 18 октября 2018 года, груз выдан ООО «Логистика КС» без повреждений, опломбированный водителю перевозчика – К.Е.А.
В представленной в материалы дела транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов контейнерной отправкой ЭЯ125271 грузоотправителем груза – пленка полихлорвиниловая, полиэтиленовая указано ЗАО «Пасифик интермодал контейнер» (Приморский край, Артем, Гагарина-23), грузополучателем – ООО «Логистика КС», станция назначения – Ховрино, подача на подъездной путь, перевозчик – ОАО «РЖД». При этом, в данной накладной указаны масса груза – контейнера MSKU0360065, а также то, что груз размещен и закреплен согласно Техническим условиям.
В соответствии с транспортной накладной от 20 октября 2018 года грузоотправителем (грузовладельцем) контейнера MSKU0360065 является ООО «ТЭС-ДВ» (<...>), грузополучателем – <...> Промышленная, 28, перевозчиком – ИП ФИО1
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что ООО «Логистика КС» не является грузоотправителем (погрузчиком) в смысле, придаваемом данному понятию, Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Принимая во внимание, что опломбированный контейнер с грузом является неделимой грузовой единицей, параметры которой не могут быть изменены в процессе его перемещения на автотранспортное средство, а предметом договора автомобильной перевозки является перевозка именно этого контейнера с его индивидуальными характеристиками, оснований для возложения обязанности по обеспечению необходимого соотношения груза и автотранспортного средства на ООО «Логистика КС» не имеется.
При указанных обстоятельствах вина ООО «Логистика КС» в совершении вмененного ему правонарушения отсутствует, поскольку ООО «Логистика КС», осуществив выдачу у контейнера MSKU0360065, который был опломбирован, не мог оказать влияния на значение нагрузок на оси транспортного средства, предоставленного перевозчику, осуществляющего перевозку данного контейнера.
Таким образом, собранные по делу доказательства как каждое отдельно, так и в совокупности, не являются достаточными для установления вины ООО «Логистика КС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах постановление административного органа от 07 декабря 2018 года и решение судьи районного суда от 27 марта 2019 года в отношении ООО «Логистика КС» подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 марта 2019 года, постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 11752 от 07 декабря 2018 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Логистика КС» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья