ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-664/2016 от 11.07.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Михайлова А.Л. дело № 11 - 664/2016

Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 на решение судьи Обливского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Обливского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора Управления животного мира и регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – старшего государственного инспектора Ростовской области по охране природы ФИО2 от 18 сентября 2015 года должностное лицо – заместитель главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Указанное постановление ФИО1 обжаловал в суд.

Решением судьи Обливского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, заместитель главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 просит постановление административного органа и решение судьи Обливского районного суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих требований заявитель указывает, что нарушения природоохранного законодательства, установленные в ходе проведения проверки, были установлены в отношении Администрации Обливского сельского поселения, а не в отношении него как должностного лица – заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения. Протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие и без его уведомления, о рассмотрении дела об административном правонарушении он не уведомлялся.

В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения доводов жалобы, считая ее необоснованной.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья областного суда приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения судьи Обливского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 года.

Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 11 данного Закона юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Материалами дела установлено, что в период времени с 15 часов 00 минут ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА до 15 часов 00 минут ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на основании приказа на проведение выездной плановой поверки от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА заместителя министра природных ресурсов и экологии Ростовской области проведена проверка в отношении Администрации Обливского сельского поселения, место регистрации: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в ходе которой установлены следующие обстоятельства: ответственный за природоохранную деятельность приказом главы Обливского сельского поселения не назначен; в соответствии с должностной инструкцией вопросы ЖКХ, благоустройства курирует заместитель главы Обливского сельского поселения ФИО1 Ответственное лицо Администрации Обливского сельского поселения не имеет сертификата (свидетельства) на право работы с отходами I-IV класса опасности. Также в ходе проверки установлено, что освещение здания Администрации Обливского сельского поселения (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН) осуществляется люминесцентными лампами, администрацией эксплуатируются два автомобиля. Таким образом, в процессе деятельности Администрации Обливского сельского поселения образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный - 4 класс опасности, отработанные масла, топливные масляные фильтры, промасленная ветошь - 3 класс опасности, отработанные аккумуляторы с не слитым электролитом - 2 класс опасности, лампы люминесцентные ртутьсодержащие отработанные - 1 класс опасности. При этом, представлен договор на оказание услуг по утилизации отходов I-IV класса опасности № 3/13-Р от 11.02.2013 года, заключенный между Администрацией Обливского сельского поселения с ООО «Экоплюс». Вместе с тем, подтверждающие документы о передаче отходов производства и потребления, которые образуются в результате хозяйственной и иной деятельности Администрации Обливского сельского поселения, организациям, имеющим лицензии на вид деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, не представлены. Кроме того, Администрацией Обливского сельского поселения не подтверждено отнесение к конкретному классу опасности отходов и не составлены паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате административной деятельности учреждения. Отсутствуют материалы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, соответствующие требованиям установленного порядка учета в области обращения с отходами. В результате осмотра помещений административного здания установлено, что отсутствуют места сбора отхода первого класса опасности - отработанных люминесцентных ламп, оборудованные в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.1322-03.

В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности; которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.Статьей 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной давности в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и требования к ее осуществлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На основании указанного выше акта проверки специалистом-экспертом Обливского МРО управления животного мира и регионального государственного экологического надзора Минприроды Ростовской области - государственным инспектором Ростовской области в области охраны окружающей среды составлен протокол об административном правонарушении НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.09.2015 года в отношении заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из содержания протокола следует, что деятельность Администрации Обливского сельского поселения, заместителем главы которой является ФИО1, осуществляется с нарушением требований в области охраны окружающей среды, а именно:

не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате хозяйственной и иной деятельности, что является нарушением ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

на отходы I-IV класса опасности, которые образуются в процессе деятельности Администрации, паспорта на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности, не составлены, что является нарушением ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

- отсутствуют материалы учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, соответствующие требованиям установленного порядка учета в области обращения с отходами, что является нарушением Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 года № 721 п. 1 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- ответственное лицо Администрации Обливского сельского поселения не имеет сертификата (свидетельства) на право работы с отходами I-IV класса опасности, что является нарушением ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

- селективный сбор и вывоз отходов и мусора от населения не организован, информация о пунктах сбора отсутствует, размещение отходов на территории поселения производится несанкционированно в нарушение ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с должностной инструкцией, утвержденной 14 марта 2012 года вопросы жилищно – коммунального хозяйства, благоустройства курирует заместитель главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1

Ответственность за вышеизложенные нарушения природоохранного законодательства несет должностное лицо – заместитель главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1

В связи с выявленными нарушениями заместитель главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности и его действия квалифицированы по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод должностного лица и суда первой инстанции о наличии в действиях заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1, как должностного лица, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые всесторонне, полно и объективно исследовались судьей районного суда и получили надлежащую оценку в судебном постановлении в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При получении доказательств, положенных в основу постановления о назначении административного наказания, процессуальных нарушений допущено не было.

Содержащиеся в жалобе доводы, по сути, аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела об административном правонарушении в районном суде и жалобы на решение по делу об административном правонарушении; данные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанций, были тщательно проверены и получили надлежащую правовую оценку; в судебном решении отражены мотивы, по которым указанные доводы признаны несостоятельными.

Действиям заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 дана правильная квалификация по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом требований ст. 4.1 настоящего Кодекса.

Постановление о привлечении заместителя главы Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решение судьи Обливского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 года по делу не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

решение судьи Обливского районного суда Ростовской области от 18 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

СУДЬЯ: