ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-671/2018 от 30.05.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Бояринова Е.В. 11-671/2018

Р Е Ш Е Н И Е

30 мая 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» на решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.03.2018 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору от 04.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору от 04.12.2017 года Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.

Указанное постановление ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» обжаловало в суд.

Решением судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.03.2018 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» просит решение судьи и постановление должностного лица административного органа отменить. В жалобе заявитель указывает, что судом не было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения жалобы. В решении судьей ошибочно указан номер протокола. При проведении проверки было установлено только невыполнение предписания от 23.11.2016 года, а не нарушение требований пожарной безопасности. При вынесении постановления инспектором не учтено, что в соответствии с передаточным актом от 23.11.2017 года в результате реорганизации ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» в форме выделения из него ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» передало ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт» все имущество, расположенное в Ростовской области, а также имущественные права и обязательства, связанные с передаваемым имуществом, по состоянию на дату составления передаточного акта.

В судебном заседании защитники ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Абросимов Н.В. и Любимова И.В. доводы жалобы поддержали. Защитник Любимова И.В. пояснила, что 01.12.2017 года была произведена государственная регистрация ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт», созданного в результате реорганизации. ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт» зарегистрированы права на спорный объект - АЗС по ..., в начале 2018 года. При этом АЗС находится в эксплуатации ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» с 01.08.2017 года на основании договора аренды.

Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судья областного суда приходит к следующим выводам.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", согласно ч. 1 ст. 38 которого ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. Наряду с Правилами противопожарного режима также действуют и иные нормативные документы по пожарной безопасности, и нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке (статьи 1, 2 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ).

В частности, требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, предназначенных для приема, хранения моторного топлива и заправки им наземных транспортных средств, установлены СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные автозаправочные. Требования пожарной безопасности».

Обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности является публичной обязанностью лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

27.11.2017 года на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору от 31.10.2017 года проведена внеплановая проверка АЗС ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» по адресу: ..., с целью контроля исполнения предписания от 23.12.2016 года ГПН № 7-171/1/1.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные автозаправочные. Требования пожарной безопасности», Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года №390, выразившиеся в том, что расстояние от АЗС жидкого моторного топлива до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части), имеющей 4 полосы движения составляет менее 12 м, - 11 м; на въезде и выезде с территории АЗС не предусмотрены пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения; расстояние между стоящим под заправкой и следующим за ним автомобилем составляет менее 1 метра, на покрытие дороги не нанесены отличительная разметка или иные визуальные указатели; исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты не хранится на объекте защиты; не организовано проведение проверок пожарных водоемов, которые являются источниками противопожарного водоснабжения весной и осенью.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» указанной АЗС.

Внеплановая проверка проведена в соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» по истечении срока исполнения предписания.

При проведении внеплановой проверки выявлено, что часть нарушений в области требований пожарной безопасности, выявленных ранее, устранена не была, нарушения имели место на дату проведения проверки.

Основания полагать, что административный орган, выявивший нарушения пожарной безопасности, послужившие причиной составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, вышел за пределы предмета внеплановой проверки, в данном случае отсутствуют. Проверка проведена в рамках выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Доводы жалобы в этой части основаны на неверном толковании п. 21 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26.12.2008. Следует отметить, что какие-либо иные нарушения требований норм пожарной безопасности в ходе проверки не выявлялись.

Действия по привлечению ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ согласуются с положениями ст. 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которой в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. При этом данная норма не ставит в зависимость возможность привлечения к ответственности от вида проводимой проверки.

Вынесение постановления по делу об административном правонарушении за неисполнение предписания не исключает возможность привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения конкретных норм и правил, поскольку правонарушения в таком случае совершаются в области законодательства, регулирующего различные правоотношения (правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, совершено против порядка управления; правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, посягает на общественную безопасность). Правонарушения являются самостоятельными.

Сами факты действительного наличия нарушений требований пожарной безопасности на момент проведения проверки не оспариваются стороной защиты. Доказательства того, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» до проведения проверки принимались все необходимые, достаточные и своевременные меры к соблюдению требований пожарной безопасности, не представлены.

Довод заявителя о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» не является лицом, ответственным за нарушения требований пожарной безопасности, ввиду передачи правопреемнику ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт» на основании передаточного акта АЗС по адресу: ..., не влечет отмену состоявшихся по делу решения и постановления.

В силу п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» Любимова И.В. пояснила, что государственная регистрация ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовнефтепродукт», созданного в результате реорганизации, была произведена 01.12.2017 года, то есть после выявления правонарушения и составления протокола об административном правонарушении 27.11.2017 года.

По договору аренды от 01.08.2017 года, на который ссылается заявитель в жалобе, именно на арендодателя ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» возложена обязанность обеспечения безопасности устанавливаемого оборудования на АЗС и лиц, находящихся на АЗС, в соответствии с техническими и пожарными требованиями (п. 2.2.2).

С учетом изложенного ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», на которое в силу закона и договора возложена обязанность по соблюдению требований правил и норм пожарной безопасности, правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ для юридических лиц и давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для дел данной категории.

Процессуальные нарушения, которые могли бы повлиять на законность привлечения ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» к административной ответственности, не допущены. Вопреки утверждению заявителя определение о назначении времени и места рассмотрения жалобы судьей районного суда было вынесено (т. 1 л.д. 165). Допущенная судьей районного суда описка в указании номера протокола об административном правонарушении не является существенным процессуальным нарушением, влекущим отмену судебного решения.

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 14.03.2018 года и постановление заместителя главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору от 04.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт», – оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» – без удовлетворения.

Судья: