Судья: Бабакова А.В. Дело № 11-673/2022
РЕШЕНИЕ
11 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Маримов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Стениной С.И. – Атапина А.Н. на решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ведущего экономиста учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» Стениной Светланы Ивановны,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Управления Федерального Казначейства по Ростовской области от 14 декабря 2021 года № 23-14/2021-151 Стенина С.И., на момент проведения проверки замещавшая должность ведущего экономиста учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест», признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ, с назначением ей наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2022 года постановление должностного лица Управления Федерального Казначейства по Ростовской области от 14 декабря 2021 года оставлено без изменения, а жалоба Стениной С.И. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник Стениной С.И. – Атапин А.Н. ставит вопрос об отмене решения судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2022 года и изменении постановления Управления Федерального Казначейства по Ростовской области от 14 декабря 2021 года № 23-14/2021-151 в части вменения нарушения по включению в сентябре 2020 года в 6 случаях в расчет субсидии суммы процентов, не уплаченные заемщиками в расчетном периоде.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Атапина А.Н. и представителя УФК по Ростовской области П., судья Ростовского областного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 названного Кодекса, влечет назначение административного наказания.
Предоставление субсидии регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, в рассматриваемом случае - Бюджетным кодексом Российской Федерации, Правилами № 1711.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетными ассигнованиями определены предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем году для исполнения бюджетных обязательств.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителей товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной или безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения затрат) в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидии, указанные в п. 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Во исполнение вышеизложенного, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 (в редакции от 31.10.2019 - на начало проверяемого года) утверждены Правила, устанавливающие цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам).
Согласно пункту 3 Правил № 1711 субсидии предоставляются ежемесячно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации на реализацию Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением условий предоставления субсидии.
Субъектом данного правонарушения являются должностные и юридические лица, физические лица и индивидуальные предприниматели.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Управлением на основании приказа от 22 июня 2021 года №576 «О назначении плановой выездной проверки Публичного акционерного общества коммерческого банка «Центр-Инвест» (в редакции приказа Управления от 29 июня 2021 года № 607) в ПАО КБ «Центр-Инвест» проведена проверка предоставления субсидий российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» из федерального бюджета в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1711, и (или) соблюдения условий соглашений (договоров) об их предоставлении, за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
В ходе проведения выборочной проверки правильности отражения в заявлениях за 2020 год данных по графе «Сумма процентов, уплаченная заемщиком в расчетный период согласно кредитному договору (рублей)», установлено 55 фактов неправомерного включения в расчет размера субсидии полностью неуплаченных процентов в расчетном периоде, процентов, уплаченных не в полном объеме, а также просроченных процентов, уплаченных за предыдущие периоды с нарушением условий кредитных договоров, в том числе три факта в сентябре 2020 года, что привело к завышению суммы субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам за сентябрь 2020 года на 16 341,51 рубль.
Расчет суммы завышения субсидии на возмещение недополученных доходов с анализом выявленных за сентябрь 2020 года 6 фактов нарушений в расчетах размера субсидии представлен в таблице № 2.
Согласно пп. «д» п. 10 Правил № 1711 погашение кредита (займа) производится равными ежемесячными (аннуитетными) платежами в течение всего срока действия кредита (займа) (за исключением первого и последнего месяцев) без возможности увеличения остатка ссудной задолженности. Изменение размера аннуитетного платежа допускается в случаях, предусмотренных кредитным договором (договором займа).
Обстоятельства, послужившие основанием для привлечения Стениной С.И. к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не соблюдение требований ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, абз. 3 п. 4, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1711, в результате чего допущено в 2020 году включение в расчет субсидии за сентябрь 2020 года суммы процентов, не уплаченные заемщиком в расчетном периоде, проценты по кредитному договору, цели которого не соответствуют целям, установленным Правилами № 1711, что привело к завышению суммы полученной субсидии на общую сумму 18 648,78 рублей.
В соответствии с приказом ПАО КБ «Центр-инвест» от 1 июня 2018 года № 1304-к «О переводе работника на другую работу» Стенина С.И. с 11 июня 2018 года назначена на должность ведущего экономиста отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест».
Согласно п. 11 Должностной инструкции ведущего экономиста отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест», утвержденной Председателем Правления ПАО КБ «Центр-Инвест» 26 февраля 2018 года ведущий экономиста отдела учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» контролирует правильность исчисления размера субсидий на возмещение недополученных доходов Банка по выданным кредитам, предоставленным физическим лицам, в рамках участия Банка в соответствующих государственных программах поддержки физических лиц.
Должностное лицо - ПАО КБ «Центр-инвест» является субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется необеспечением со стороны уполномоченного должностного лица ПАО КБ «Центр-Инвест» Стениной С.И. исполнения требований по осуществлению иных бюджетных полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения, и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в установленной сфере осуществления контроля и предоставлении в Минфин России заявления на получение субсидии на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным (ипотечным) кредитам (займам) с правомерно начисленной суммой к возмещению за сентябрь 2020 года.
В указанный период должностным лицом, ответственным за контроль правильности исчисления размера субсидий на возмещение недополученных доходов Банка по выданным кредитам, предоставленным физическим лицам, в рамках участия Банка в соответствующих государственных программах поддержки физических лиц, являлась ведущий экономист учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» Стенина С.И., что подтверждено материалами дела.
Факт совершения Стениной С.И. вмененного административного правонарушения и ее виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Стенина С.И. правомерно признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Стениной С.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Законность и обоснованность постановления должностного лица о назначении административного наказания проверены судьей районного суда с соблюдением требований статей 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Кроме того, в данном случае вина ведущего экономиста учета и мониторинга кредитных операций Управления кредитных рисков и мониторинга ПАО КБ «Центр-Инвест» Стениной С.И. заключается в ненадлежащей организации работы по неукоснительному соблюдению возложенной на нее обязанности по организации получения субсидий на возмещение недополученных доходов по выданным жилищным кредитам, и отсутствии контроля в данном направлении.
Доводы жалобы заявителя по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств, аналогичны доводам жалобы на постановление должностного лица административного органа, были предметом проверки нижестоящего суда, они обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в решении судьи районного суда.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, жалобу защитника Стениной С.И. – Атапина А.Н. - без удовлетворения.
Судья: