Судья: Кулакова Е.Н. Дело №11-69
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Обливского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях», в отношении заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о.начальника Миллеровского межрайонного отдела управления регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды №214/28.МО-02.9/578/582-ГК/ПР/2017 от 12 октября 2017 года заместитель Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Указанное постановление заместитель Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 обжаловал в суд.
Решением судьи Обливского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2017 года постановление должностного лица административного органа от 12 октября 2017 года оставлено без изменения, а жалоба заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица административного органа от 12 октября 2017 года и решения судьи районного суда от 21 ноября 2017 года и прекращении производства по делу. В обоснование доводов заявитель указал, что возгорание произошло на территории земельного участка, расположенного за чертой населенного пункта – ст.Обливская, обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории которого не отнесено к компетенции сельского поселения.
Заместитель Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
В судебное заседание явился представитель Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области – ФИО2, действующий на основании доверенности от 22 декабря 2017 года, просил в удовлетворении жалобы ФИО1 отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях» невыполнение или ненадлежащее выполнение мер по предотвращению выжигания сухой растительности, установленных нормативными правовыми актами Ростовской области, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 рублей; на должностных лиц - от 10000 до 25000 рублей; на юридических лиц - от 20000 до 50000 рублей.
Из материалов дела усматривается, что заместителю Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 вменяется то, что в ходе рейдовых мероприятий по выявлению нарушений природоохранного законодательства, проведенных Миллеровским межрайонным отделом управления регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области на основании приказов от 24 июля 2017 года №582-ГК, на территории Обливского района выявлены нарушения порядка действий по предотвращению выжигания сухой растительности, допущенные в границах Обливского района.
Так, 28 июля 2017 года в 11 часов 10 минут при обследовании территории Обливского района зафиксирован факт выжигания сухой растительности на западной окраине ст.Обливская на земельном участке с координатами ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА (азимут ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА?), выгорело 14га.
В соответствии с Порядком действий по предотвращению выжигания сухой растительности на территории Ростовской области, утвержденным Постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года №810 (далее по тексту – Порядок), под выжиганием сухой растительности понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой или древесно-кустарниковой растительности, лесных насаждений и иных насаждений, за исключением лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, и, как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха (п. 2 Порядка).
На территории Ростовской области запрещается выжигание сухой растительности, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством (п. 3 Порядка).
В соответствии с п. 4.4 Порядка при использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны проводить предусмотренные действующим законодательством противопожарные мероприятия в соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, в том числе создавать защитные противопожарные полосы, своевременно уничтожать пожнивные остатки безогневыми способами, обеспечивать наличие достаточного количества первичных средств пожаротушения для локализации и ликвидации горения, обеспечивать охрану земельных участков от поджога, размещать информационные стенды о запрете выжигания сухой растительности.
На основании п.п. 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 и 5.5 Порядка главам муниципальных образований Ростовской области рекомендовано организовать работу по уничтожению сухой растительности безогневыми способами, организовать проведение мероприятий по мониторингу случаев выжигания сухой растительности на территории муниципального образования, определить порядок утилизации сухой растительности с использованием технологий, позволяющих избежать выжигания и предусматривающих вторичное использование растительных и послеуборочных остатков, обеспечить информирование населения и хозяйствующих субъектов о запрете выжигания сухой растительности. Организовать "горячую линию" по приему от населения информации о выжигании сухой растительности, в пожароопасный период создавать мобильные группы патрулирования с привлечением в установленном порядке сотрудников органов внутренних дел, казачьих дружин для оперативного выявления фактов сжигания сухой растительности и информирования должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение порядка выжигания сухой растительности в соответствии с Областным законом от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Заместителем Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 не приняты меры по недопущению выжигания сухой растительности на территории Обливского сельского поселения: не организована работа по уничтожению сухой растительности безогневым способом, не определен порядок утилизации сухой растительности с использованием технологий, позволяющих избежать выжигание послеуборочных остатков; не организовано проведение мероприятий по мониторингу случаев выжигания сухой растительности на территории муниципального образования, не созданы защитные противопожарные полосы, отсутствуют информационные стенды о запрете выжигания сухой растительности; не проведена работа по привлечению лиц, виновных в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях».
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях».
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление от 12 октября 2017 года, сделал вывод о его законности и обоснованности, поскольку, по его мнению, достаточной совокупностью доказательств подтверждается наличие в действиях заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях», а также его вина во вмененном ему правонарушении.
Однако, с такими выводами судьи согласиться не предоставляется возможным по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежат лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, событие административного правонарушения, его виновность в совершении административного правонарушения.
В то же время, в соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
При этом, решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Судья, рассматривающий в порядке административного судопроизводства жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, вправе осуществлять не только исследование представленных доказательств, но и процессуальные действия, направленные на проверку их допустимости, относимости и достоверности. Совершение данных действий в полной мере согласуется с конституционным принципом состязательности административного судопроизводства.
Таким образом, в силу прямого указания в ст. 26.1 КоАП РФ судья обязан установить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, и по правилам ст. 26.11 КоАП РФ дать соответствующим доказательствам правовую оценку.
Однако при рассмотрении настоящего дела, указанные требования закона судьей районного суда выполнены не были.
В рассматриваемом случае, Главе администрации Обливского сельского поселения ФИО1 вменяется непринятие мер по недопущению выжигания сухой растительности на территории Обливского сельского поселения, что привело к выжиганию растительности на западной окраине ст.Обливская на земельном участке площадью 14га.
Аргументируя свои выводы о возложении ответственности за произошедшее выжигание сухой растительности именно на заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1, судья районного суда исходил из того, что выжигание сухой растительности произошло на земельном участке в границах Обливского сельского поселения, находящимся в ведении органа местного самоуправления.
Между тем, судьей районного суда не учтено, что согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, специальный Федеральный закон об организации местного самоуправления наделяет органы местного самоуправления полномочием по обеспечению первичных мер пожарной безопасности только в границах поселения.
Территориальные основы местного самоуправления закреплены в главе 2 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По смыслу названного Закона местное самоуправление осуществляется в пределах соответствующей территории (муниципального образования).
Статьей 1 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" определено, что сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Муниципальный район положениями данной нормы определен как несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
При этом, межселенной территорией является территория, находящаяся вне границ поселений.
В соответствии с имеющейся в материалах дела справкой 28 июля 2017 года в 11 часов 10 минут произошло возгорание сухой растительности на территории земельного участка в кадастровом квартале с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, за чертой населенного пункта, государственная собственность на который не разграничена.
Ссылки на данную справку приведены и в письме Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 04 сентября 2017 года.
Также согласно публичной кадастровой карте установлено, что очаг возгорания находится за границами территории Обливского сельского поселения.
Таким образом, доказательств тому, что спорный земельный участок находится в границах Обливского сельского поселения либо имеются иные правовые основания, устанавливающие правомочия именно должностного лица администрации сельского поселения в отношении спорного земельного участка, в материалы дела представлено не было.
Кроме того, следует отметить, что Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, законодателем не отнесено к числу вопросов местного значения поселения.
Статьей 19 ФЗ от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, допускается только федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации.
То есть, обязанность по принятию вышеуказанных мер может быть возложена на орган местного самоуправления только в случае делегирования ему в установленном порядке данных полномочий.
Между тем, доказательства наделения администрации Обливского сельского поселения в установленном законом порядке полномочиями по решению вопросов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности за границами территории поселения в материалы дела представлены не были и судьей районного суда также не исследованы.
В то же время, поскольку предметы ведения местного самоуправления - это пределы его юрисдикции, то есть те сферы общественной жизни, на которые распространяются полномочия местного самоуправления, вопрос распространения на спорный земельный участок, на котором произошло возгорание, полномочий администрации Обливского сельского поселения является юридически значимым при рассмотрении настоящего дела.
Между тем, в нарушение требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанные обстоятельства судьей районного суда исследованы не были и никакой оценки в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не получили.
Не установление судьей районного суда вышеуказанных обстоятельств, влияющих на правильную квалификацию административного правонарушения, вменяемого заместителю Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1, нарушение вышеуказанных процессуальных требований административного законодательства, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, обжалуемое решение судьи нельзя признать законным и оно подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении в отношении заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Обливского районного суда Ростовской области от 21 ноября 2017 года отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 4.5 Областного закона Ростовской области №273-ЗС от 25 октября 2002 года «Об административных правонарушениях», в отношении заместителя Главы администрации Обливского сельского поселения ФИО1 возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья