ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-732/18 от 04.07.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Тапчанян Н.М. № 11-732/18

Р Е Ш Е Н И Е

4 июля 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «РИФ» на решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 8 мая 2018 года, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 марта 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «РИФ»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 марта 2018 года, Акционерное общество «РИФ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 55 000 рублей.

Указанное постановление Акционерное общество «РИФ» обжаловало в суд.

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 8 мая 2018 года постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 марта 2018 года оставлено без изменения, жалоба АО «РИФ» – без удовлетворения.

В Ростовский областной суд АО «РИФ» подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи, постановления о назначении наказания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что деятельность АО «РИФ» не подлежит государственной экологической экспертизе. Морской порт Ростов-на-Дону располагается на реке Дон, следовательно, статус внутренних морских вод к акватории морского порта Ростов-на-Дону не может быть использован.

В судебном заседании защитник АО «РИФ» по ордеру адвокат Глущенко С.В. доводы жалобы поддержала.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Шевченко Е.А. возражала против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемого решения.

Частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. 32 Федеральной закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям, в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В преамбуле Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" указано, что данный закон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

В соответствии со ст. 3 Закона об экологической экспертизе экологическая экспертиза основывается на принципах презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологический экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы, и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Согласно ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30.11.1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17.12.1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31.07.1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об экологической экспертизе результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 названного Закона.

Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу (пункт 5 статьи 18 Закона об экологической экспертизе).

В соответствии со статьей 11 Закона об экологической экспертизе объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в частности, объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон о внутренних морских водах).Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по защите морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря (пункт 2 статьи 34 Закона о внутренних морских водах).

Как следует из материалов дела, АО «РИФ» осуществляет судоремонтную и судостроительную деятельность во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону.

Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования 05 мая 2017 года АО «РИФ» выдано предписание №0027/02/0099/ПР/2017 об осуществлении судоремонтной деятельности во внутренних морских водах акватории морского порта Ростов-на-Дону при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Срок выполнения предписания установлен до 01.02.2018 года.

В ходе внеплановой документарной проверки выполнения АО «РИФ» ранее выданного предписания от 05 мая 2017 года №0027/02/0099/ПР/2017, проведенной Черноморо-Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 05.02.2018 года по 22.02.2018 года, установлено, что предписание от 05 мая 2017 года №0027/02/0099/ПР/2017 АО «РИФ» не выполнено; положительное заключение государственной экологической экспертизы деятельности во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону АО «РИФ» не получено; документы обосновывающие деятельность во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону, АО «РИФ» на государственную экологическую экспертизу не направлялись.

Таким образом, АО «РИФ» осуществляло судоремонтную и судостроительную деятельность во внутренних морских водах морского порта Ростов-на-Дону в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вина АО «РИФ» в совершении данного административного правонарушения подтверждается приказом о проведении внеплановой документарной проверки от 31.01.2018 года; предписанием от 05 мая 2017 года №0027/02/0099/ПР/2017; актом проверки от 22.02.2018 года; протоколом об административном правонарушении от 05.03.2018 года и иными материалами дела.

При изложенных обстоятельствах, должностное лицо административного органа и суд первой инстанции пришли к правомерному и обоснованному выводу о наличии в действиях АО «РИФ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что акватория морского порта Ростов-на-Дону не относится к внутренним морским водам, а поэтому деятельность АО «РИФ» не подлежит государственной экологической экспертизе, отклоняется судьей областного суда.

В соответствии с Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.12.2002 г. N 1800-р, часть реки Дон (от верхней границы - устье 132 канала до нижней границы - г. Азов, протяженность 293 км), включая Азово-Донской морской канал и порт Ростов-на-Дону, входила во внутренние водные пути Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 05.05.2008 N 623-р "О внесении изменений в перечень внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 19.12.2002 N 1800-р", из указанного перечня внутренних водных путей исключены Азово-Донской морской канал, включая и порт Ростов-на-Дону.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.07.2010 года № 1160-р установлены границы акватории морского порта Ростов-на-Дону.

Указанный участок водных путей приобрел статус внутренних морских вод Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

На основании Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О Морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказа Минтраспорта РФ "Об открытии морского порта Ростов-на-Дону" от 09.07.2009 г. N 114 - порту Ростов-на-Дону присвоен статус морского порта, и он открыт для оказания услуг.

Акватория морского порта Ростов-на-Дону в соответствии со ст. 1 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31.07.1998 г. N 155 относится к внутренним морским водам Российской Федерации.

В силу статьи 1 Закона о внутренних морских водах внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Внутренние морские воды являются составной частью территории Российской Федерации.

К внутренним морским водам относятся воды:

- портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

- заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Согласно статье 30 Закона об экологической экспертизе реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Осуществление судоремонтной и судостроительной деятельности во внутренних морских водах акватории морского порта г. Ростов-на-Дону без положительного заключения государственной экологической экспертизы хозяйственной деятельности является нарушением требований: ч. 1 ст. 33 ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 7 ст. 11 ФЗ "Об экологической экспертизе", ч. ч. 1, 2 ст. 34 ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации".

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 34 Закона N 155-ФЗ все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Материалами дела подтверждается факт осуществления обществом хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность во внутренних морских водах.

Ссылка общества на состоявшийся судебный акт Арбитражного суда Ростовской области по делу № А53-1598/2013 от 02.04.2013 года, не может быть принята во внимание, поскольку данный акт не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Выводы арбитражного суда о признании недействительным предписания, выданного АО «РИФ» 24.12.2012 года, не относятся к предмету рассмотрения данного дела.

Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вопрос об отмене которого заявитель также ставит в жалобе, в адрес АО «РИФ» в порядке статьи 29.13 КоАП РФ было вынесено 19 марта 2018 года после рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным на то должностным лицом - старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы в сфере природопользования, постановлением которого к административной ответственности было привлечено данное общество, поэтому представление несудебного органа подлежит обжалованию отдельно по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вывод о виновности АО «РИФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.4 КоАП РФ является правильным, основанным на проверенных в ходе рассмотрения дела доказательствах, должный анализ и правовая оценка которым даны в решении судьи районного суда.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.

Руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 8 мая 2018 года, постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 марта 2018 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «РИФ», – оставить без изменения, жалобу Акционерного общества «РИФ» – без удовлетворения.

СУДЬЯ: