Судья: Гетманова Ж.В. Дело №11-753
Р Е Ш Е Н И Е
28 июля 2020 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Зенько Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Южный Город» ФИО1 на решение судьи Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Южный Город»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 15 января 2020 года ООО «Южный Город» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Указанное постановление ООО «Южный Город» обжаловало в суд.
Решением судьи Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 февраля 2020 года постановление должностного лица административного органа от 15 января 2020 года оставлено без изменения, а жалоба ООО «Южный Город» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, директор ООО «Южный Город» ФИО1 просит решение судьи районного суда от 21 февраля 2020 года отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, мотивированный тем, что обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обществом была исполнена, проект нормативов сдан в управление 13 декабря 2019 года.
В судебное заседание явился представитель ООО «Южный город» ФИО2, доводы жалобы подждержал.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав ФИО2, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, судья областного суда приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Материалами дела установлено, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО «Южный
Город» послужило то, что в декабре 2019 года сотрудниками управления была проведена плановая выездная проверка ООО «Южный Город», в ходе которой рассмотрена предоставленная обществом документация, а также проведено комплексное обследование зданий, сооружений и иных объектов ООО «Южный Город» по адресу: Ростовская область, Семикаракорский район, в 350м на север от 102км слева по ходу километража автодороги «Ростов-на-Дону – Семикаракорск – Волгодонск», с целью оценки соответствия деятельности предприятия обязательным требованиям законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
ООО «Южный Город» осуществляет деятельность по размещению отходов 4 класса опасности на объекте размещения отходов по вышеуказанному адресу и имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности от 15 февраля 2015 года, сроком действия – бессрочно.
ООО «Южный Город» в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 ведет учет образовавшихся, накопленных, переданных другим лицам отходов. Сведения о количестве образовавшихся, накопленных, переданных другим лицам отходов, а также данные об организациях, кому передаются отходы, отражаются в учетных документах, оформленных согласно приложений №3, №4 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды от 01 сентября 2011 года № 721.
Во исполнение требований приказа Минприроды России от 16 февраля 2010 года № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещения отходов» ООО «Южный Город» разработан и направлен в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2018 год.
Также в ходе проверки установлено, что в соответствии со служебной запиской начальника отдела государственной экологической экспертизы у ООО «Южный Город» отсутствуют действующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что является нарушением ч.ч. 1,2 ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ООО «Южный Город» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассматривая жалобу на постановление от 15 января 2020 года, сделал вывод о его законности и обоснованности, поскольку, по его мнению, достаточной совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств подтверждается наличие в действиях ООО «Южный Город» состава правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, его вина во вмененном ему правонарушении.
Однако с такими выводами нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, для вынесения законного и обоснованного решения необходимо, чтобы совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточна для подтверждения юридически значимых обстоятельств.
Однако при рассмотрении настоящего дела указанные требования закона не были выполнены.
Частью 7 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, ООО «Южный Город» административным органом вменено отсутствие действующих документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на момент проведения проверки.
При этом, согласно постановлению административного органа, временем обнаружения административного правонарушения указано 20 декабря 2019 года.
Однако ни административным органом, ни судьей районного суда не учтено, что 15 января 2019 года между ИП «ФИО3.» (Исполнитель) и ООО «Южный Город» (Заказчик) заключен договор на разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство выполнения работ по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
12 декабря 2019 года в адрес и.о.руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия директором ООО «Южный Город» направлено заявление о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Данные действия совершены обществом в соответствии с разъяснениями, данными в Письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 декабря 2018 года № АА-10-02-36/29629, согласно которым, учитывая, что с 01.01.2019 статья 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ излагается в новой редакции и не содержит исключения по разработке ПНООЛР для субъектов малого и среднего предпринимательства, а также переходные положения, установленные подпунктом "б" пункта 3 статьи 2 Закона N 496-ФЗ, субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и отнесенных к объектам I категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, вправе обратиться в территориальные органы Росприроднадзора за предоставлением государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.01.2019 и до дня получения комплексного экологического разрешения.
Согласно служебной записке начальника отдела государственной экологической экспертизы и разрешительной деятельности проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный ООО «Южный Город» поступил в Управление 13 декабря 2019 года. По результатам рассмотрения проекта в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Южный Город» было отказано по причинам, указанным в мотивированном обосновании, являющимся приложением к приказу Управления от 25 декабря 2019 года № 232/ОД.
В соответствии с приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 25 декабря 2019 года № 232/ОД в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «Южный Город» было отказано в связи с наличием недостоверной информации в составе предоставленных 13 декабря 2019 года материалов.
Таким образом, анализ указанных обстоятельств позволяет сделать вывод, что изложенные административным органом обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ООО «Южный Город» к административной ответственности по ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, имеющимися в материалах дела не подтверждены.
Напротив, установлено, что на момент проведения проверки – 20 декабря 2019 года обществом подготовлен проект и подано в управление заявление о выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Отказ же ООО «Южный Город» в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение был составлен 25 декабря 2019 года, то есть после выявления административного правонарушения, что не позволяет признать факт неисполнения обществом на день совершения административного правонарушения( 20.12.2019г). обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган.
По смыслу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 15 января 2020 года и решение судьи Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 февраля 2020 года подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, начальника отдела государственного надзора в области обращения с отходами Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия от 15 января 2020 года и решение судьи Семикаракорского районного суда Ростовской области от 21 февраля 2020 года отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Южный Город» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья