Судья: Бессмертная Н.Л. №11-773/2016
Р Е Ш Е Н И Е
16 августа 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя директора ГУП РО «Информационно-вычислительный центр ЖКХ» ФИО1 – ФИО2 на решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении директора ГУП РО «Информационно-вычислительный центр ЖКХ» ФИО1,
установил :
постановлением начальника ИФНС № 25 по Ростовской области ФИО3 № 000085 от 31 марта 2016 года директор ГУП РО «Информационно-вычислительного центра ЖКХ» (далее - ГУП РО «ИВЦ ЖКХ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 4000 рублей.
По результатам рассмотрения жалобы директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 решением судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 мая 2016 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд представитель директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 – ФИО2 просит состоявшееся по делу решение отменить, производство по делу прекратить, указывая, что прием платежей в значении, употребляемом в статье 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не осуществляет, поскольку не ведет прием денежных средств в качестве платежей от физических лиц.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав представителя директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 – ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, а также представителя межрайонной ИФНС №25 по Ростовской области ФИО4, полагавшей, что решение является законным и обоснованным, не подлежащим отмене, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ административным правонарушением считается нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами» от 03.06.2009 N 103 платежный агент - платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
Статьей 3 указанного Федерального закона определено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Согласно положениям ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме платежей использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Как следует из материалов дела, 09.03.2016 межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области проведена проверка в отношении директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 по факту выполнения требований ФЗ N 103-ФЗ от 03.06.2009 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными картами».
В ходе проверки установлено, что в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на расчетный счет ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в Филиале № 5 ОАО КБ «Центр-Инвест», не являющийся специальным банковским счетом, от ФГУП «Почта России» и других субагентов поступили денежные средства, полученные в порядке оплаты населением жилищно-коммунальных услуг, которые впоследствии с указанного счета перечислены на расчетные счета поставщиков услуг, в том числе: ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ЗАО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ООО «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; ТСЖ «ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА», по договору НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, на оказание услуг по зачислению и учету денежных средств, оплачиваемых населением за жилищно-коммунальные услуги.
В рамках договоров НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заключенных с ОАО КБ «Центр-Инвест» и ФГУП «Почта Россия», которые являются платежным субагентами, денежные средства, поступившие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечислены в адрес ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», а впоследствии, согласно вышеуказанным договорам, поставщикам.
Таким образом, ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиком, в том числе путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщику, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.
Факт осуществления данных денежных расчетов подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, копиями агентских договоров, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, так как он, являясь должностным лицом - директором юридического лица, допустил совершение ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» бездействия, что выразилось в не сдаче в проверяемом периоде в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей денежные средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
Выводы судьи о виновности директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, изложенные в постановлении должностного лица и решении суда, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом налогового органа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» не является платежным агентом и соответственно субъектом вмененного должностному лицу ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» административного правонарушения, нельзя признать состоятельным.
В обоснование данного довода заявитель указывает, что ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» не относится к числу лиц, на которых в силу закона возложена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. Деятельность ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в силу соответствующих договоров с управляющими компаниями связана с организацией системы платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, в рамках данных договоров ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» формирует и выставляет потребителям платежные документы, при этом платежи от населения не принимает и такой обязанностью не наделен.
Вместе с тем согласно пунктам 1.1, 2.1.8, 3.1. договоров НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» осуществляет сбор платежей и учет расчетов собственников жилья, проживающих в жилищном фонде, обслуживаемом и управляемом управляющими компаниями – принципалами по указанным выше агентским договорам, являющимися поставщиками, за оказанные ими услуги по содержанию и обслуживанию жилья, а также перечисляет денежные средства, поступившие в счет оплаты услуг, на расчетные счета поставщиков.
В рамках договоров, заключенных с ОАО КБ «Центр-Инвест» и ФГУП «Почта России», которые являются платежными субагентами, денежные средства, поступающие от физических лиц в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, перечисляются в адрес ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», а впоследствии по указанным выше договорам - поставщикам.
Таким образом, ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиками, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам.
В соответствии с приведенными выше положениями Федерального закона от 3 июня 2009 N 103-ФЗ ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в данных правоотношениях выступает оператором по приему платежей, осуществляющим сбор платежей за услуги, оказанные поставщиками – управляющими компаниями, и перечисляющим такие платежи поставщикам.
При этом привлечение оператором по приему платежей ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» платежных субагентов ОАО КБ «Центр-Инвест» и ФГУП «Почта России» на основании соответствующих договоров (от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) не опровергает наличие между ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» и управляющими компаниями регулируемых Федеральным законом от 3 июня 2009 N 103-ФЗ правоотношений, в которых они выступают в качестве платежного агента и поставщика услуг соответственно.
То обстоятельство, что на основании названных договоров обязательство по непосредственному приему платежей от населения принято на себя другими лицами, не освобождает иных участников соответствующих правоотношений от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей по осуществлению соответствующих расчетов с использованием специальных банковских счетов.
Оказание ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в рамках агентских договоров НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА иных услуг (в том числе начисление платы, выставление счетов, их изготовление и доставка, учет расчетов собственников жилья) не отменяет тот факт, что в отношении денежных средств, поступивших от платежных субагентов, ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» выполняет функцию платежного агента и зачисляет их на банковские счета поставщика коммунальных услуг.
Таким образом, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о том, что директор ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 допущено нарушение требований Федерального закона от 3 июня 2009 N 103-ФЗ, выразившееся в неисполнении обязанности по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов.
Ссылка заявителя на то, что все расчеты между указанными выше организациями проводятся посредством безналичных платежей, а потому положения Федерального закона от 3 июня 2009 N 103-ФЗ на них не распространяются, является необоснованной.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 июня 2009 N 103-ФЗ положения названного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов, осуществляемых в безналичном порядке.
Вместе с тем прием платежей физических лиц (плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги для их последующего перечисления оператору по приему платежей осуществляется посредством наличных денежных средств. Расчеты между ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», платежными субагентами, поставщиками не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемым таким расчетам п. 4 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 3 июня 2009 N 103-ФЗ.
То обстоятельство, что непосредственный прием платежей за жилищно-коммунальные услуги осуществляется иными организациями (платежными субагентами ОАО КБ «Центр-Инвест» и ФГУП «Почта России»), привлеченными ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» на основании соответствующих договоров, и впоследствии перечисляются на счет ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», не свидетельствует о безналичном порядке проведения расчетов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 мая 2016 года об оставлении без изменения постановлением начальника ИФНС № 25 по Ростовской области Д.Ю.Д.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА о привлечении директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей, - законным и обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.9 КоАП РФ судья,
определил:
решение судьи Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.15.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 оставить без изменения, жалобу представителя директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 – ФИО2- без удовлетворения.
Судья