Судья: Бондарев А.А. № 11-798/2018
Р Е Ш Е Н И Е
10 июля 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Папковой В.Н. на решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.05.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении директора государственного унитарного предприятия Ростовской области «Информационно-вычислительного центра ЖКХ» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области от 12 апреля 2018 года директор государственного унитарного предприятия Ростовской области «Информационно-вычислительного центра ЖКХ» (далее - ГУП РО «ИВЦ ЖКХ») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.
Указанное постановление ФИО1 в лице защитника Папковой В.Н. обжаловал в суд.
Решением судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.05.2018 года постановление начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Ростовской области от 12 апреля 2018 года оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи, Аюбов В.Н. в лице защитника по доверенности Папковой В.Н. обжаловал его в Ростовский областной суд. В жалобе заявитель указал, что судом первой инстанции не произведена оценка его доводов на предмет правомерности установления контролирующим органом правового статуса сторон в правоотношениях при приеме платежей. МП «УК Жилищный сервис», УП города Азова «Теплоэнерго» - поставщики услуг, ПАО «Сбербанк России» ПАО КБ «Центр Инвест» - платежные субагенты, ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» - оператор по приему платежей – платежный агент. Судом не установлено, исходя из каких правовых норм ПАО «Сбербанк России», ПАО КБ «Центр инвест» являются платежными субагентами, на основании чего контролирующим органом не принят во внимание прямой законодательный запрет руководствоваться кредитным организациям Законом №103-ФЗ, а также о допустимости перечисления денежных средств на счет, не являющийся специальным банковским счетом.
В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности Папкова В.Н. доводы жалобы поддержала.
Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № 25 по Ростовской области ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, судья Ростовского областного суда не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, составляет неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Из пунктов 14, 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ следует, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов и обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).
Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4 Закона N 103-ФЗ). При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеуказанной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.
Согласно п. 4.44 Положения о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденного Банком России 27.02.2017 N 579-П, - Счет N 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика" имеет назначение - специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области на основании поручения № 000003 от 26.03.2018 года проведена проверка полноты сдачи ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет.
В ходе проверки установлено, что ГУП РО «ИВЦ ЖКХ», расположенное по адресу: <...>, допущено административное правонарушение - нарушение платежным агентом обязанности по использованию специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте № 01-13/2018 от 04.04.2018 года проверки полноты сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, по результатам рассмотрения которого должностными лицами налогового органа в отношении директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № 000011 по части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесено постановление о назначении наказания № 000007.
На основании пункта 3 статьи 2 Закона N 103-ФЗ ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» является платежным агентом, так как осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц.
В силу части 16 статьи 4 Закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента осуществляются следующие операции:
1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
4) списание денежных средств на банковские счета.
Таким образом, осуществление платежным агентом расчетов, как при приеме платежей, так и при последующем перечислении поступивших денежных средств поставщикам, возможно только с использованием специального банковского счета.
В силу совокупности приведенных норм заявитель обязан не только исполнять обязанность по приему платежей на специальный банковский счет, но и осуществлять расчеты с поставщиками с указанного счета.
Довод автора жалобы о том, что ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» осуществляет перечисление собранных денежных средств согласно условиям заключенных договоров и не вправе указывать сторонним хозяйствующим субъектам на соблюдение законодательства по приему платежей населения, основаны на неправильном применении и толковании положений названного Закона.
Проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Закона N 103-ФЗ.
Неиспользование платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов образует состав администратвиного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела установлено, что директором ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 допущено нарушение указанных норм Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
Так, инспекцией проанализирован, в том числе, агентский договор № 295/2017 от 05 декабря 2016 года между ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» и МП «УК Жилищный сервис».
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 данного договора МП «УК Жилищный сервис» поручает, а ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» обязуется совершать деятельность по расчетам, обработке, приему жилищно-коммунальных платежей, печати и доставке счетов-квитанций собственникам жилых помещений, а также осуществление приема платежей по исполнению обязательств перед МП «УК Жилищный сервис».
Из пункта 2.1.8 договора следует, что ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» обязуется производить перечисление денежных средств, поступивших на расчетный счет (не являющийся специальным банковским счетом) за жилищно-коммунальные услуги, на расчетный счет МП «УК Жилищный сервис» (не являющимся специальным банковским счетом), на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций (поставщиков услуг), не являющихся специальными банковскими счетами.
Материалами дела подтверждается, что на расчетный счет ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» № 40602810652090000005 в ПАО Сбербанк (не являющийся специальным банковским счетом), за период с 01.03.2018 года по 26.03.2018 года от ПАО Сбербанк, ПАО КБ «Центринвест» и других субагентов поступали денежные средства, полученные в порядке оплаты населением коммунальных услуг в сумме 39610159,49 руб., которые впоследствии с указанного счета были распределены и перечислены на счета поставщиков, в том числе МП «УК Жилищный сервис». Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении директором ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 требований, установленных частью 14 статьи 4 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ по использованию специальных банковских счетов платежными агентами при осуществлении расчетов.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии в деянии ФИО1 объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, признается обоснованным. Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ФИО1 предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований Закона № 103-ФЗ в материалы дела не представлено.
В данном случае, отсутствуют основания полагать, что нарушения вызваны чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ, в действиях директора ГУП РО «ИВЦ ЖКХ» ФИО1 является доказанным.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом и судьей районного суда не допущено.
При таком положении оснований для отмены решения судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.05.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении директора государственного унитарного предприятия Ростовской области «Информационно-вычислительного центра ЖКХ» ФИО1, - оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО3 – Папковой В.Н. - без удовлетворения.
Судья