Судья: Кравченко И.Г. Дело № 11-813/2019
Р Е Ш Е Н И Е
16 июля 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда жалобу ФИО1 на решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица – генерального директора ООО «АТАК» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 сентября 2018 года генеральный директор ООО «АТАК» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обжаловала его в суд.
Решением судьи Азовского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2019 года постановление заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Ростовской области от 19 сентября 2018 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без изменения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, генеральный директор ООО «АТАК» ФИО1 просит решение судьи отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что в силу статьи 58 УЖТ РФ в действующей редакции, условие договора о взимании платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования само по себе не противоречит законодательству. Заявитель не осуществляет деятельность по оказанию транспортных услуг, связанных с пользованием железнодорожным путем, а на основании договора аренды предоставляет в пользование, принадлежащий Обществу участок железной дороги, размер арендной платы за который определяется соглашением сторон. Также указывает, что на момент вынесения постановления годичный срок давности истек, а также на возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением с применением положений ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В жалобе заявитель ссылается на то, что в материалах дела нет и подтверждения наличия имущественного вреда, а также на то, что документы на согласование тарифа поданы обществом еще до возбуждения дела об административном правонарушении.
Судья областного суда, изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав в судебном заседании генерального директора ООО «АТАК» ФИО1, поддержавшую жалобу по изложенным в ней доводам, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа.
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Правовые основы государственного регулирования цен в Российской Федерации определяются Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и осуществление государственного регулирования цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий.
Настоящим Указом Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пересматривать указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов).
Такие перечни утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в том числе Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, который предусматривает государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами.
Право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) закреплено также в Федеральном законе от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, Положением о РСТ, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 N 20, к полномочиям РСТ отнесено, в том числе, установление (утверждение) тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
Согласно п. 89.4. Регламента РСТ, утвержденного Решением РСТ от 28.04.2005 N 5/3 тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами включают: услуги по подаче и уборке вагонов, перевозке грузов, маневровым работам, несвязанным с подачей и уборкой вагонов, услуги по предоставлению в пользование подъездных железнодорожных путей (участка путей). Указанный перечень не является исчерпывающим.
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ).
Статья 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ регулирует вопросы установления тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте в целом.
Транспортные услуги на подъездных железнодорожных путях включают комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездным путем и другие.
Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 424 устанавливает, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 10.01.2003 N 17-ФЗ предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ и статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" к числу мест необщего пользования относятся, в том числе, железнодорожные подъездные пути.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
Транспортные услуги, оказываемые организациями промышленного железнодорожного транспорта, непосредственно связаны с перевозочным процессом.
Для осуществления железнодорожных перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в рамках договора перевозки необходимо осуществить начально-конечные операции, которые выполняются как на путях общего пользования, так и на путях необщего пользования.
Таким образом, железнодорожные услуги (подача и уборка вагонов, маневровые работы) относятся к услугам, подлежащим тарифному регулированию.
Как следует из материалов дела, Ростовской транспортной прокуратурой в связи с поступившим обращением ООО "Нефтьхимэкспорт" проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в деятельности ООО "АТАК", в ходе которой выявлены нарушения отдельных его требований.
В ходе проверки установлено, что ООО "АТАК" на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 09.02.2009 серия 61-АД N 448515 ООО "АТАК", осуществляет эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общей протяженностью 854 метра с кадастровым номером 61:45:429А600:0000:102:1/8155, расположенного по адресу: ул. Победы, 25, г. Азов, Ростовская область.
Указанный железнодорожный путь необщего пользования примыкает стрелочным переводом N 48 к пути необщего пользования ООО "Нефтьхимэкспорт".
31.07.2017 между ООО "АТАК" (ветвевладелец) и ООО "НОТА" (пользователь) заключен договор N 1 на эксплуатацию путей необщего пользования, согласно которому ветвевладелец предоставляет пользователю право на проход вагонов по железнодорожному пути необщего пользования протяженностью 33,52 м от переднего стыка рамного рельса до хвоста крестовины стрелочного перевода N 48.
Согласно пункту 3.1 указанного договора стоимость предоставляемых услуг составляет 300 рублей 00 копеек за проход одного вагона, в том числе НДС 18%. Ветвевладелец оставляет за право согласовывать реальную стоимость предоставляемых услуг в РСТ в сроки установленные Регламентом предоставления данной услуги РСТ.
Согласно пункту 2.1 указанного договора договор вступает в силу с момента подписания и действует до 01.08.2018.
ООО "АТАК" в нарушение законодательно установленного порядка регулирования тарифов по адресу: ул. Победы, 25, г. Азов, в отсутствие установленного в законном порядке тарифа на оказание транспортных услуг на железнодорожных путях необщего пользования, оказывало транспортные услуги путем предоставления ООО "НОТА" с 31.07.2017 по 14.03.2018 права пользования подъездным железнодорожным путем, расположенным по адресу: ул. Победы, 25, г. Азов, Ростовская область, взимая за указанные услуги оплату.
По результатам проверки ООО "АТАК" выявлены нарушения федерального законодательства при оказании услуг на железнодорожных путях необщего пользования, выразившиеся в применении ООО "АТАК" тарифов за железнодорожные услуги (проход вагонов) на железнодорожных подъездных путях необщего пользования, находящихся в собственности ООО "АТАК", неустановленных в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнение либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Генеральным директором ООО «АТАК» в период с 04.03.2016 по 21.02.2018 года являлась ФИО1, которая не приняла надлежащих мер по соблюдению требований действующего законодательства о регулируемых государством цен (тарифов).
Указанные действия послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
По факту выявленных нарушений, заместителем Ростовского транспортного прокурора 24.08.2018 в отношении генерального директора ООО «АТАК» ФИО1 возбуждено производство по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении направлено в РСТ для рассмотрения по существу и принятия решения.
19.09.2018 заместителем руководителя РСТ вынесено постановление о назначении административного наказания, которым генеральный директор ООО «АТАК» ФИО1 признана виновной в совершении административном правонарушении, квалифицированного по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Фактические обстоятельства правонарушения установлены судьей районного суда правильно на основании собранных доказательств, которые получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Права ФИО1 при привлечении к административной ответственности соблюдены.
Довод жалобы о том, что административным органом пропущен срок давности привлечения к административной ответственности отклоняется судьей областного суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Днями совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, является 26.09.2017, 18.10.2017, 14.12.2017, 15.12.2017.
Таким образом, учитывая, что генеральным директором ООО "АТАК" ФИО1 допущены нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ составляет один год, и на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Вместе с тем, постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Исходя из обстоятельств дела, принимая во внимание то, что ранее ФИО1 к административной ответственности не привлекалась, имеет на иждивении несовершеннолетних детей, полагаю возможным смягчить назначенное должностным лицом административного органа наказание.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении от 19 сентября 2018 года и решение судьи Азовского городского суда Ростовской области от 24 апреля 2019 года в отношении генерального директора ООО "АТАК" ФИО1 изменить, назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере 25000 рублей, в остальной части постановление должностного лица и решение судьи оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
СУДЬЯ: