61RS0019-01-2022-001677-04
Судья: Тюрин М.Г. № 11-871/2022
Р Е Ш Е Н И Е
30 мая 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу командира войсковой части 3667 ФИО1 на решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - восковой части 3667,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления от 28 февраля 2022 года юридическое лицо - войсковая часть № 3667 - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Вынесенное постановление командир войсковой части 3667 ФИО1 обжаловал в Новочеркасский городской суд Ростовской области.
Решением Новочеркасского городского суда Ростовской области от 6 апреля 2022 года постановление старшего государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления от 28 февраля 2022 года изменено, размер административного штрафа снижен до 100 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимися по делу актами, командир войсковой части 3667 обжаловал их в Ростовский областной суд. Заявитель указывает, что должностные лица воинской части в период с 20 по 24 июля 2020 года прошли повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Требования промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления»; командир войсковой части ФИО1 прошел повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Общие требования промышленной безопасности». Кроме того, в связи с отменой Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб (ПБ 03-445-02), основания для проведения экспертизы дымовой трубы у войсковой части отсутствовала.
В судебное заседание командир войсковой части 3667 ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил участие защитника юридического лица ФИО2, дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.
Защитник войсковой части 3667 ФИО2 доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО5 и ФИО6 возражали против удовлетворения жалобы, просили суд в ее удовлетворении отказать, ссылаясь на то, что войсковая часть устранила выявленные в ходе проверки нарушения после составления протокола об административном правонарушении.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой проверки на основании решения заместителя руководителя Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 02.02.2022 № РП-270-62-о, в войсковой части № 3667 выявлены следующие нарушения: допущена эксплуатация дымовой трубы котельной по адресу: Ростовская область, город Новочеркасск, площадь Павлова, д. 7, без продления срока эксплуатации, установленного заключением экспертизы промышленной безопасности, регистрационный НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-ЗС-15659-2017, до 10.10.2020 г.; не аттестованы в области промышленной безопасности и требований на объектах газораспределения и газопотребления в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: командир войсковой части 3667 - ФИО1, заместитель командира войсковой части 3667 - старший инженер ФИО10, начальник котельной войсковой части 3667 - ФИО3, начальник газового хозяйства - ФИО4.
Нарушение требований промышленной безопасности, предусмотренных пп. «к», пп. «с», пп. «е» п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2020 № 1661; ч. 1 ст. 13, ч. 1, ч. 2 ст. 9, ч. 1, 5, 7, 10 ст. 14.1 Федерального закона от 27.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п. 5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420, подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом проверки и другими материалами дела.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства, свидетельствующие о том, что войсковая часть 3667 предприняла все зависящие от нее меры к выполнению требований в области промышленной безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалах дела отсутствуют.
Довод заявителя о том, что правила безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб (ПБ 03-445-02) отменены, не может быть принят во внимание, поскольку невыполнение ПБ 03-445-02 не вменялось.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами в соответствии с настоящим федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Сеть газопотребления войсковой части - взрывопожароопасный производственный объект зарегистрирован в Госреестре с присвоением III класса опасности (рег. N А29-05795-0004).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
Требование о проведении экспертизы промышленной безопасности сооружений на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, предусмотрено статьей 13 Закона N 116-ФЗ, нарушение которого установлено при проведении проверки.
Ссылка командира войсковой части на прохождение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Общие требования промышленной безопасности» и направление документов на прохождение аттестации должностными лицами войсковой части, не влечет освобождение от административной ответственности.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики" (далее - Постановление N 1365) определены следующие категории работников, в том числе руководителей организаций, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также с изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности: работники, ответственные за осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты; работники, являющиеся членами аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности; работники, являющиеся специалистами, осуществляющими авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасных производственных объектов; работники, осуществляющие функции строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта опасных производственных объектов.
В соответствии с п. 18 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного Постановлением N 1365, установлено, что аттестация проводится в форме тестирования в электронной форме.
При проведении аттестации аттестационная комиссия: а) устанавливает личность аттестуемого лица; б) принимает решение об аттестации или об отказе в аттестации аттестуемого лица по результатам тестирования.
Согласно п. 10 ст. 14.1 Закона N 116-ФЗ работники, не прошедшие аттестацию в области промышленной безопасности, не допускаются к работе на опасных производственных объектах.
Таким образом, дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и аттестация являются разными процедурами, которые преследуют разную цель и по результатам, которых выдаются разные документы.
Устранение нарушений не может служить основанием для освобождения виновного лица от административной ответственности, поскольку устранением нарушения оно лишь выполняет возлагаемую на него законом обязанность. Цель же административной ответственности - назначение наказания за совершенное правонарушение. В противном случае утрачивается назначение и смысл административной ответственности.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Новочеркасского городского суда Ростовской области от 6 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении войсковой части 3667, – оставить без изменения, жалобу командира войсковой части 3667 ФИО1 – без удовлетворения.
СУДЬЯ: