Судья: Шоркина А.В. № 11-88/19
Р Е Ш Е Н И Е
22 января 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Донсервисгаз» ФИО1 на решение судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 27 ноября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Донсервисгаз»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 22 июня 2018 года Общество с ограниченной ответственностью «Донсервисгаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 11 июля 2018 года постановление заместителя начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 22 июня 2018 года оставлено без изменения.
Решением судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 27 ноября 2018 года постановление заместителя начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 22 июня 2018 года и решение начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 11 июля 2018 года оставлены без изменения, жалоба ООО «Донсервисгаз» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ООО «Донсервисгаз» в лице законного представителя ФИО1 ставит вопрос об отмене решения судьи, и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что участок с кадастровым номером ... был сформирован в 2017 году, то есть намного позднее, чем с согласия органов местного самоуправления была установлена информационная стела ООО «Донсервисгаз».
В судебном заседании законный представитель ООО «Донсервисгаз» ФИО1 и защитник Прысь С.В. доводы жалобы поддержали, представили акт согласования установки стелы на земельном участке по адресу: ....
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья областного суда приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае объектом посягательства выступает земельное законодательство.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) основным принципом земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статей 40, 41 ЗК РФ собственник (иной титульный владелец) земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Изменение договорных отношений не влияет на обязанность землевладельцев и землепользователей использовать земельные участки в соответствии с видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В целях реализации предоставленных полномочий Министерством экономического развития Российской Федерации был издан Приказ от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".В соответствии с примечанием 2 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России N 540, содержание видов разрешенного использования, перечисленных в настоящем классификаторе, допускает без отдельного указания в классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта, размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное.
Согласно разъяснению, приведенному в письме Департамента недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.03.2016 N Д23и-1239, положения примечания 2 к названному Приказу следует понимать как дополнение к любому из видов разрешенного использования, указанного в классификаторе, если иное прямо не запрещено федеральным законом. Согласно разъяснениям Минэкономразвития Российской Федерации от 16.08.2016 N Д23и-3858, правила примечания 2 к Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, могут применяться независимо от видов разрешенного использования, в том числе в отношении земельных участков, виды разрешенного использования которых не соответствуют Классификатору.
Исходя из содержания Примечания 2 к Приказу Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540 и разъяснений данного органа, размещение информационной стелы на земельном участке, в видах разрешенного использования которого специально не оговорено размещение информационных знаков, допустимо.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления.
К объектам капитального строительства законодатель относит здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что ООО «Донсервисгаз» вменяется в вину использование части земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, под размещение информационной стелы с наименованием ООО «Донсервисгаз», содержащей информацию о ценах и оказываемых услугах, то есть не по целевому назначению в соответствии с принадлежностью земельного участка к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Проверяя законность и обоснованность привлечения ООО «Донсервисгаз» к административной ответственности, судья пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о доказанности вины ООО «Донсервисгаз» в совершении указанного правонарушения.
Однако с указанным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Информационная стела размещена ООО «Донсервисгаз» на вышеуказанном земельном участке на основании разрешения органа местного самоуправления – Администрации Дячкинского сельского поселения, о чем в судебное заседание представлен акт согласования установки указанной конструкции от 20.06.2014 года. До реконструкции автозаправочного комплекса предыдущим собственником АЗС – ООО «КАММ-С» установка светящейся ценовой стелы была согласована Федеральным управлением автомобильных дорог «Северный Кавказ» ГУ Росавтодор 08.06.2000 года.
Поскольку существующее правовое регулирование допускает размещение информационных знаков на любых земельных участках без необходимости дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка, то эксплуатация такого сооружения, расположенного на землях сельскохозяйственного назначения, не является нарушением земельного законодательства.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для вывода об использовании ООО «Донсервисгаз» земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и не в соответствии с разрешенным использованием.
При таких обстоятельствах в действиях ООО «Донсервисгаз» отсутствует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 27 ноября 2018 года, решение начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 11 июля 2018 года и постановление заместителя начальника Межмуниципального отдела по Миллеровскому и Тарасовскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 22 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Донсервисгаз», - отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
СУДЬЯ: