ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-88/2022 от 15.03.2022 Владимирского областного суда (Владимирская область)

11-88/2022 судья Краснова Т.П.

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владимир 15 марта 2022 г.

Судья Владимирского областного суда Шайкин Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Владимирского УФАС России от 19 октября 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 17 января 2022 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением заместителя руководителя Владимирского УФАС России от 19 октября 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 17 января 2022 г. ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной во Владимирский областной суд, и дополнениях к ней ФИО1 просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.

Указывает, что в ее действиях состав административного правонарушения отсутствует. Срок давности привлечения к административной ответственности к настоящему времени истек.

ФИО1 заказным письмом с уведомлением (л.д. 94, 97) извещена о времени и месте рассмотрения жалобы. В судебное заседание не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала, в связи с чем ее неявка не препятствует рассмотрению жалобы.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, защитника Петрову Е.И., поддержавшую жалобу, представителя Владимирского УФАС России ФИО2, просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.

Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Директор Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее также – Департамент) ФИО1 привлечена к административной ответственности в связи с тем, что ее приказом от 18 февраля 2021 г. № 17/01-08 «Об утверждении документации электронного аукциона» с нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона утверждена документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по отбору проб и проведению аналитических исследований аккредитованной лабораторией на источниках загрязнения и/или объектов окружающей среды при осуществлении регионального государственного экологического надзора для нужд Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области.

В частности, в п. 48 информационной карты электронного аукциона (л.д. 53-57) указано на необходимость наличия у участника закупки лицензии на:

«и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

к) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, храпение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений».

Как указано в пояснении к п. 48 информационной карты электронного аукциона, такое требование обусловлено положениями п. 45 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. «и, к, л» п. 2 «Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 1845 от 16 ноября 2020 г., далее Положение № 1845).

В соответствии с п. 45 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

На основании п. 2 Положения № 1845 в настоящее время деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях лицензируется по 13 направлениям, обозначенным в подпунктах «а-в», «д-о» указанного пункта, включая в том числе следующие работы (услуги):

и) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

к) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения почв, сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений;

л) проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

Необходимость наличия у участника закупки лицензии на осуществление деятельности, предусмотренной п.п. «и, к, л» п. 2 Положения № 1845 и устанавливал п. 48 информационной карты электронного аукциона, которая входит в документацию об электронном аукционе (л.д. 42-57), утвержденную приказом директора Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области ФИО1 № 17/01-08 от 18 февраля 2021 г. (л.д. 31).

В информационной карте электронного аукциона не было указано, что до 1 января 2021 г. действовало не Положение № 1845, а иной нормативный правовой акт, регламентировавший лицензирование в указанной сфере деятельности – «Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1216 (далее – Положение № 1216).

В соответствии с п. 2 Положения № 1216 деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях лицензировалась не по 13, а лишь по 4 направлениям:

а) определение метеорологических, авиаметеорологических, климатологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических и агрометеорологических характеристик окружающей среды;

б) определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства;

в) подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении (включая радиоактивное);

г) формирование и ведение банков данных в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

При этом в соответствии с п. 23 Положения № 1845 (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемых в вину ФИО1 действий) указывалось, что предоставленные до дня вступления в силу Положения N 1845 лицензии (то есть лицензии, оформленные в соответствии с Положением № 1216) подлежат переоформлению в порядке, предусмотренном ст. 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением № 1845, в течение 2 лет с 1 января 2021 г.

Очевидно, что, вводя переходный период для переоформления ранее выданных лицензий, Правительство Российской Федерации создавало гарантии деятельности организаций, получивших лицензии до 1 января 2021 г. в соответствии с Положением № 1216, поскольку в противном случае с указанной даты ни одна организация, действующая в стране, не могла бы производить подобные работы.

Таким образом, в 2021 г. в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам удовлетворяющим условиям по оказанию услуг, являющихся объектом закупки в рамках указанного электронного аукциона, могли относится как организации, получившие лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с Положением № 1845, так и хозяйствующие субъекты, имевшие действующие лицензии, ранее выданные на осуществление деятельности в данной сфере в соответствии с Положением № 1216.

Следовательно, заказчик при утверждении аукционной документации должен был в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона обеспечить установление единых требований к участникам закупки, имеющих лицензии, выданные как на основании Положения № 1845, так и на основании Положения № 1216.

Из материалов дела следует, что единственную заявку на участие в электронном аукционе подало ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», представившая в составе заявки копию лицензии № **** от 31 декабря 2015 г., то есть выданной до 1 января 2021 г. на основании Положения № 1216.

Аукционной комиссией заявка была признана несоответствующей требованиям, установленным в аукционной документации в связи с тем, что в указанной лицензии имелось указание на осуществление деятельности не перечисленной в п. 48 информационной карты электронного аукциона, а на деятельность по :

- определению гидрологических характеристик окружающей среды;

- определению уровня загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов;

- подготовке и предоставлению потребителям аналитической и расчетной информации состояния окружающей среды, её загрязнения,

то есть на виды деятельности указанные в п.п. «а-в» п. 2 Положения № 1216.

ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» обжаловало действия аукционной комиссии во Владимирское УФАС России.

Решением комиссии Владимирского УФАС России от 16 апреля 2021 г. № 033/06/69-373/2021 (обезличенный текст решения на л.д. 73-76) жалоба признана необоснованной, поскольку она пришла к выводу о том, что аукционная комиссия, действуя в соответствии с требованиями ст. 69 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», правомерно признала заявку не соответствующей требованиям, установленным аукционной документации.

Этим же решением заказчик признан нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона. Принято решение о выдаче ему предписания об устранении этого нарушения и о передаче материалов для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Названное решение не обжаловалось, вступило в законную силу.

Департаментом исполнено предписание Владимирского УФАС России об устранении нарушений, о чем во Владимирское УФАС России представлена соответствующая информация от 29 апреля 2021 г. (л.д. 67-68).

В частности, приказом директора Департамента ФИО1 от 26 апреля 2021 г. № 26/01-08 (л.д. 69-70) в п. 48 информационной карты электронного аукциона внесены изменения. Кроме указывавшихся ранее видов деятельности он дополнен словами: «ИЛИ при наличии действующей лицензии, оформленной до 1 января 2021 г. и не переоформленной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1845: наличие у исполнителя лицензии или копии выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) включающая в себя: а) определение уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов».

В примечании к п. 48 Информационной карты электронного аукциона указано, что такое положение внесено в соответствии с п. 23 Положения № 1845 (л.д. 71-72).

Таким образом, в результате внесения изменений в документацию об электронном аукционе, участие в нем стало возможным и для юридических лиц, получивших лицензию до вступления в силу Положения № 1845 и не переоформивших ее к моменту начала закупки, но имевших право сделать это на основании п. 23 Положения № 1845 в течение 2 лет с 1 января 2021 г.

Из пояснений защитника Петровой Е.И. в областном суде следует, что после внесения изменения в аукционную документацию закупка проведена. Победителем признано ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО», вновь представившая ту же самую лицензию, что и в первый раз. По имеющейся у нее информации, названное учреждение до настоящего времени оказывает услуги на основании той же лицензии.

Довод жалобы о том, что самой по себе ссылки в п. 48 информационной карты электронного аукциона на Положение № 1845 было достаточно для работы аукционной комиссии несостоятелен в связи со следующим.

Как следует из пояснений защитника Петровой Е.И. и представителя Владимирского УФАС России ФИО2, аукционная комиссия состоит не из работников Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, а из сотрудников Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области. Она осуществляет закупки товаров, работ, услуг для государственных нужд Владимирской области не только в сфере природопользования, но и в иных областях (здравоохранение, образование, строительство и т.д.).

В связи с этим члены комиссии по объективным причинам могут не владеть информацией о наличии переходных положений в тех или иных отраслях законодательства. Следовательно, при осуществлении своих полномочий в рамках государственных закупок они должны иметь возможность оценивать соответствие заявок участников электронного аукциона требованиям аукционной документации и действующего законодательства исключительно по четко указанным в аукционной документации критериям, на что прямо указывалось в ст. 69 Закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности).

Утвержденная ФИО1 18 февраля 2021 г. документация такой возможности не давала, следовательно, она противоречила требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона. На нарушение указанной нормы Закона и корреспондирующих ей требований ст.ст. 66, 69 Закона, Положений № 1845 и № 1216 прямо указано в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении, в связи с чем довод о том, что эти протокол и постановление не содержат указаний на конкретные требования, нарушения которых вменено в вину ФИО1, необоснованны.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ. Ей назначено наказание в соответствии с санкцией указанной нормы закона.

Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Истечение этого срока на момент рассмотрения жалобы во Владимирском областном суде не является основанием для отмены постановления и решения.

Существенных нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Постановление и решение являются законными и обоснованными. Оснований для их отмены или изменения нет.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Владимирского УФАС России от 19 октября 2021 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Владимира от 17 января 2022 г., вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья областного суда Ю.А. Шайкин