ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11-892/18 от 23.08.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Дробот Н.В. 11-892/2018

Р Е Ш Е Н И Е

23 августа 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Курочка А.В. на решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», в отношении заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка Александра Васильевича,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением начальника межрайонного отдела № 4 Административной инспекции Ростовской области от 28 марта 2018 года заместитель главы Администрации Зерноградского района по ЖКХ, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Указанное постановление заместитель главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. обжаловал в суд.

Решением судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2018 года постановление начальника межрайонного отдела № 4 Административной инспекции Ростовской области от 28 марта 2018 года оставлено без изменения, жалоба заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, заместитель главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения судьи и принятии по делу нового решения об отмене постановления о назначении наказания, прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения Гуляй-Борисовского сельского поселения. Организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Следовательно, заявитель, как должностное лицо, безосновательно привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 года «Об административных правонарушениях».

В судебном заседании заместитель главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. и его защитник по доверенности Воблая Е.В. доводы жалобы поддержали.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, нахожу решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2018 года и постановление начальника межрайонного отдела № 4 Административной инспекции Ростовской области от 28 марта 2018 года подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 5.1 Закона Ростовской области "Об административных правонарушениях" повторное или последующее в течение года невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 30000 до 50000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).

При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа и судьей районного суда установлено, что 20 февраля 2018 года по двум адресам: Ростовская область, Зерноградский район, с. Новоивановка, ул. Северная, 9 и с. Ленинка, ул. Шоссейная, 1/1, кв.1, в 80 метрах севернее от указанного строения, заместитель главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. не организовал и не проконтролировал мероприятия по уборке территории от твердых коммунальных отходов, нарушив ч.1 ст. 5, ч. 3 ст. 5 Правил благоустройства территории муниципального образования Гуляй-Борисовского сельского поселения, утвержденных Решением Собрания депутатов Гуляй-Борисовского сельского поселения от 27 октября 2017 года № 54 «Об утверждении Правил благоустройства на территории Гуляй-Борисовского сельского поселения Зерноградского района».

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица - заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.1 Закона Ростовской области "Об административных правонарушениях".

При установлении вины Курочка А.В. в совершении административного правонарушения, судья районного суда сослался на совокупность собранных по делу доказательств, которым должностным лицом административного органа дана надлежащая оценка.

Признавая заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.1 Закона Ростовской области "Об административных правонарушениях", должностное лицо административного органа и судья районного суда исходили из того, что Курочка А.В., являясь заместителем главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи, должен нести ответственность за организацию и контроль мероприятий по уборке территории Гуляй-Борисовского сельского поселения от мусора.

Между тем с таким выводом нельзя согласиться.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно Уставу муниципального образования «Гуляй-Борисовское сельское поселение», Гуляй-Борисовское сельское поселение является сельским поселением в составе муниципального образования Зерноградский район Ростовской области.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнена частями 3 и 4, согласно которым к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (ч. 3).

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. (ч. 4).

Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" часть 4 статьи 14 дополнена предложением: "В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов".

Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области", за сельскими поселениями области, помимо вопросов местного значения, отнесенных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельских поселений, закреплены вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"), 7 - 8, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части выдачи разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд на территориях сельских поселений, указанных в приложении 45 к настоящему Областному закону), 22, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.

Таким образом, вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") отнесен Областным законом Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" к вопросам местного значения сельских поселений, что соответствует положениям части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Вопрос участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов включен в Устав муниципального образования «Гуляй-Борисовское сельское поселение», где было выявлено правонарушение (пункт 20 статьи 2).

Соответствующие изменения в связи с дополнением Областного закона от 28 декабря 2005 года №436-ЗС частью 1.1 статьи 12, внесены в Устав муниципального образования «Гуляй-Борисовское сельское поселение» Решением Собрания депутатов Гуляй-Борисовского сельского поселения от 30.05.2017 № 45 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Гуляй-Борисовское сельское поселение».

Таким образом, Курочка А.А. привлечен к административной ответственности необоснованно, так как не является в данной ситуации лицом, ответственным за соблюдение Правил благоустройства Гуляй-Борисовского сельского поселения в части выполнения обязанности по очистке и уборке территории Гуляй-Борисовского сельского поселения, нарушение которых ему вменялось должностным лицом административного органа.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника межрайонного отдела № 4 Административной инспекции Ростовской области от 28 марта 2018 года и решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2018 года не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка А.В. состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника межрайонного отдела № 4 Административной инспекции Ростовской области от 28 марта 2018 года, решение судьи Зерноградского районного суда Ростовской области от 18 июня 2018 года, вынесенные в отношении заместителя главы Администрации Зерноградского района по жилищно-коммунальному хозяйству, дорожному хозяйству, транспорту и связи Курочка Александра Васильевича, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

Судья: