УИД 61RS0002-01-2021-000986-52
Судья: Кувинов Е.В. Дело № 11-911/2021
РЕШЕНИЕ
21 июня 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главного специалиста по экологической безопасности общества с ограниченной ответственностью «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования № 0018/02/0274/ПР/2021 от 26 января 2021 года главный специалист по экологической безопасности ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» (далее- ООО «МЭЗ Юг Руси») ФИО1 признан виновным, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой в суд.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2021 года постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Государственный инспектор Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 обжаловала решение судьи в Ростовский областной суд, полагая, что судья пришел к ошибочным выводам об отсутствии нарушений и состава вмененного правонарушения в действиях должностного лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО2, судья областного суда не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства и влечет административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей среды.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия (бездействие), состоящие в несоблюдении экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Из протокола об административном правонарушении и иных материалов дела усматривается, что в качестве основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении главного специалиста по экологической безопасности ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» ФИО1 указано осуществление деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов).
Установлено, что на основании разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу № В-15/288 от 24 декабря 2018 года, выданного Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу, ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 391,3685214 т/год в период 2019-2024 годы, в том числе твердых - 46,30785 т/год, жидких и газообразных – 345,06066 т/год.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проведена в 2018 году. Расчет нормативов допустимых выбросов произведен, в том числе, расчетными методами.
Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проведена в 2018 году. Технический отчет по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу выполнен по заданию ООО «МЭЗ Юг Руси» специализированной организацией- ООО «Экос» (Краснодарский край, г. Армавир). Указанный отчет был выполнен на основании методик НИИАТ, НИИ Атмосфера. Расчет нормативов допустимых выбросов произведен, в том числе, расчетным методом.
При этом, при расчете выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников загрязнения атмосферы №№ 6002,6003,6022,6008,6009,6023, 6027, 0051, 0052, 0053, 0054, 0175, 6010, 6004, 6026, 0182, 6028, 6025, 0132, 0168, 0169, 0170, 0171, 0172, 06024,0015, 0016, 0017, 0018, 0041 0042, 0043, 0044,0045,0046,0055,0056,0058,0059, 0060, 0061, 0062, 0063, 01830184, 0188,0118,0119,0212,0123,0179,0013,0154, 0155,0156,0 157,0158, 0159,0160, 0161, 0162,0163 использованы методики, не включенные в перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками выбросов, который формируется и ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 2 - 3 ст.67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и(или) иную деятельность на объектах I,II,III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Программа производственного экологического контроля содержит сведения:
- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Согласно части 6 статьи 67 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию:
- о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
- о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и методиках (методах измерений;
- об обращении с отходами производства и потребления;
- о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
Согласно протоколу об административном правонарушении допущена разработка программы производственного экологического контроля на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов)
Отменив постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, судья районного суда исходил из того, что 24 декабря 2018 года Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» было выдано разрешение № 09/1532 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ). Период действия разрешения - с 24 декабря 2018 года по 23 декабря 2025 года. Условия действия разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам указаны в приложениях 1-3 к разрешению.
В разрешении Департаментом Росприроднадзора по Южному Федеральному округу указаны соответственно перечень и количество веществ разрешенных к выбросу. Количество веществ было рассчитано проектной организацией на основании методик, не включенных в перечень, согласованный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (л.д. 53-55).
При получении разрешения данный перечень включал только одну методику расчетов - «Методика расчета количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах)», не относящуюся к виду деятельности ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси».
В соответствии с постановление Правительства Российской Федерации № 109 от 04 февраля 2021 года «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 440». Согласно Приложению № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 года № 440 «Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных статьей 141 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 июля 2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
При этом, выдавая вышеуказанное разрешение ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси», Департамент Росприроднадзора по Южному Федеральному округу признал установленным, что расчеты и методики выполнены в соответствии с действующим законодательством.
Разрешение является действующим, не отозвано, не приостановлено, не признано недействительным, уполномоченным государственным органом ООО «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» не выдано предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ввиду изложенного, судья отменил постановление и принял решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Доводы жалобы государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Следует согласиться с выводом решения нижестоящего суда об отсутствии доказанной вины должностного лица, достаточные основания для обратного вывода в жалобе не содержатся.
Приведенные в решении судьи нормы материального права применены в соответствии с их содержанием, доказательства, связанные с выполнением обязательных требований в рассматриваемой сфере правоотношений, оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
Руководствуясь ст.30.7 п.1 ч.1 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 апреля 2021 года, в отношении должностного лица – главного специалиста по экологической безопасности общества с ограниченной ответственностью «Маслоэкстракционный завод Юг Руси» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу государственного инспектора Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 – без удовлетворения.
Судья: