Судья: Мелконян Л.А. Дело №11-956
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2018 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Кривенкова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дулогло И.К. на решение судьи Мясниковского районного суда Ростовской области от 25 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, в отношении МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству №741/13-РГ от 08 декабря 2017 года МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Указанное постановление МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог обжаловало в суд.
Решением судьи Мясниковского районного суда Ростовской области от 25 мая 2018 постановление должностного лица административного органа от 08 декабря 2017 года отменено, производство по делу об административном правонарушении – прекращено.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, главный государственный инспектор Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дулогло И.К. просит решение судьи районного суда от 25 мая 2018 года отменить, ссылаясь на то, что дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие представителя административного органа без его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Также согласно утверждениям заявителя, судья районного суда дал неверное определение реки Мертвый Донец, как самостоятельного водного объекта длиной 36 км, в то время как, по мнению заявителя, река Мертвый Донец является рукавом реки Дон, соответственно, ширина его водоохранной зоны составляет 200м, как у реки Дон.
На указанную жалобу директором МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог ФИО3 поданы возражения, в которых он выражает согласие с выводами судьи районного суда и просит решение судьи от 25 мая 2018 года оставить без изменения.
В судебное заседание явилась представитель Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Полицковая О.Н., действующая на основании доверенности от 12 января 2018 года №68, доводы жалобы поддержала. Просила ее удовлетворить.
Защитник МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог – Лесникова Н.Л., действующая на основании доверенности от 21 декабря 2017 года. В судебном заседании просила в удовлетворении жалобы административного органа отказать.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что, на основании Распоряжения (Приказа) №94 от 19 октября 2017 года органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя 23 ноября 2017 года в 11 часов 30 минут была проведена плановая проверка МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог.
В ходе проведения проверки установлено, что МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог осуществляет хозяйственную деятельность в границах водоохранной зоны водного объекта – река Мертвый Донец (рукав реки Дон), на расстоянии около 120м от береговой линии по адресу: Ростовская область, Мясниковский район, х.Недвиговка, ул.Малахова,30. На данной территории МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог разместило водопроводную насосную станцию НС-2 (в целях забора (изъятия) воды из водного объекта – река Мертвый Донец – рукав реки Дон), а также комплекс капитальных вспомогательных строений, используемых при осуществлении деятельности, хозяйственно-бытового и производственного назначения, а именно: насосная станция 2-го подъема, КПП, хозяйственный склад (2 единицы), технологическое помещение (хранилище), административно-бытовое здание.
Из насосной станции 1-го подъема по водопроводам вода из реки Мертвый Донец (рукав реки Дон) подается в приемную камеру насосной станции 2-го подъема Донского водопровода и далее на очистные сооружения в г.Таганроге.
Согласно письму ФГБНУ «АзНИИРХ» №ан221117-30 от 22 ноября 2017 года река Мертвы Донец (рукав реки Дон) может быть отнесена к водным объектам высшей категории рыбохозяйственного значения. Ширина водоохранной зоны реки Мертвый Донец может быть установлена в размере 200м (л.д.58).
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
На основании статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ссылаясь на указанные правовые нормы и вышеприведенные обстоятельства, должностное лицо административного органа полагает, что в рассматриваемом случае необходимо согласование на осуществление хозяйственной деятельности в водоохранной зоне водного объекта – реки Мертвый Донец (рукав реки Дон) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года №384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».
В то же время, как настаивает административный орган, на момент проведения плановой проверки согласование на осуществление хозяйственной деятельности с исполнительным органом Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству у МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог отсутствует.
При указанных обстоятельствах административный орган пришел к выводу о наличии в действиях МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда в качестве правового обоснование сослался на положения п. 3 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 января 2009 года №17, в соответствии с которым границы водоохранных зон водных объектов, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 2.1.40 Постановления Правительства Ростовской области №320 от 30 апреля 2014 года «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Ростовской области», на территории Ростовской области организацию и осуществление регионального государственного экологического надзора в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области.
По общему правилу, установленному пп. 2 п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ, ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров.
Как установил судья районного суда, по данным государственного водного реестра длина водотока рукава Мертвый Донец составляет 36км.
Из представленного письма Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области №28-02-28.2.3/149 от 14 января 2018 года следует, что водоохранная зона рукава Мертвый Донец составляет 100м.
Принимая во внимание, что насосная станция МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог расположена на расстоянии 120м от береговой линии рукава Мертвый Донец, судья районного суда счел недоказанным осуществление МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог хозяйственной деятельности в границах водоохраной зоны реки Мертвый Донец, составляющей, по мнению судьи, 100м.
При этом, к ссылкам административного органа на письмо ФГБНУ «АзНИИРХ» №ан221117-30 от 22 ноября 2017 года о ширине водоохранной зоны реки Мертвый Донец, которая может быть установлена в размере 200м, судья районного суда отнесся критически, указав, что ФГБНУ «АзНИИРХ» не является уполномоченным государственным органом, устанавливающим границы водоохранных зон, а содержащаяся в данном письме информация носит рекомендательный характер.
Обобщая изложенное, судья районного суда указал на отсутствие законных оснований для привлечения МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
С указанными выводами судьи следует согласиться по следующим основаниям.
Порядок использования водоохранных зон регламентирован положениями Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно п. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Таким образом, применительно к данному составу юридически значимые действия, подлежащие установлению и доказыванию, является непосредственное установления факта наличия (отсутствия) статуса водоохранной зоны, соблюдение ограничений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в том числе и соблюдением порядка согласования ведения деятельности в водоохранной зоне.
Следует отметить, что административный орган, определяя реку Мертвый Донец как рукав реки Дон, делает вывод о том, что ширина его водоохраной зоны составляет 200м.
Вместе с тем, в Водном кодекса РФ и вообще в российском законодательстве не дано юридическое определение понятия рукав реки.
В соответствии с ответом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 27 ноября 2017 года, направленным в адрес МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог, последнему отказано в предоставлении сведений из государственного водного реестра (река Мертвый Донец) по форме 2.13-гвр: водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов, в связи с тем, что, в том числе запрашиваемые сведения из государственного водного реестра отсутствуют в государственном водном реестре. При этом, в данном ответе со ссылкой на пп. 2 п. 4 ст. 65 Водного кодекса РФ указано, что ширина водоохраной зоны реки Мертвый Донец составляет 100м.
Согласно письму Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области №28-02-28.2.3/149 от 14 января 2018 года, согласно гидравлической изученности «Донской район» протяженность рукава Мертвый Донец составляет 36км, таким образом, водоохранная зона указанного водного объекта составляет 100м согласно ст. 65 Водного кодекса РФ.
Аналогичные сведения о ширине водоохраной зоны вышеуказанного водного объекта содержатся и в ответе Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (л.д.118).
Между тем, несмотря на вышеуказанные сведения, а также на информацию, содержащуюся в письме ФГБНУ «АзНИИРХ» №ан221117-30 от 22 ноября 2017 года, согласно которой ширина водоохраной зоны составляет 200м, органом исполнительной власти Ростовской области, как то требуется положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", границы водоохранной зоны реки Мертвый Донец не установлены: не определена ширина водоохраной зоны и ширина прибрежной защитной полосы для водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ, не описаны границы водоохраной зоны и границы прибрежных защитных полос водного объекта; не отображены границы водоохраной зоны и границы прибрежных защитных полос объектов на картографических материалах.
Таким образом, судья правомерно признал утверждения административного органа о ширине водоохраной зоны реки Мертвый Донец в 200м бездоказательными и, как следствие, признал недоказанным осуществление МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог хозяйственной деятельности в границах водоохраной зоны реки Мертвый Донец.
В связи с чем, установив, что в деле отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении МУП «Управление «Водоканал» г.Таганрог административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, судья районного суда правомерно прекратил производство по делу об административном правонарушении.
При этом, выводы судьи районного суда должным образом мотивированы, основаны на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, верном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения судьи Мясниковского районного суда Ростовской области от 25 мая 2018 года не имеется.
Руководствуясь ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Мясниковского районного суда Ростовской области от 25 мая 2018 года оставить без изменения, а жалобу главного государственного инспектора Рогожкинской инспекции Нижнедонского отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Дулогло И.К. – без удовлетворения.
Судья