ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110 от 13.07.2023 Сыктывдинского районного суда (Республика Коми)

Дело

УИД 11RS0-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики К. в составе судьи Сурниной Т.А.,

при секретаре Габовой Е.А.,

с участием прокурора Нестеровой А.С., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 13 июля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора СыктывдинсК.<адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К., МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> о возложении обязанности установить прибор учета тепловой энергии,

установил:

Прокурор СыктывдинсК.<адрес> обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. о возложении обязанности установить прибор учета тепловой энергии и ввести его в эксплуатацию в здании МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес>, расположенном по адресу: Сыктывдинский<адрес>.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, входе которой в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> установлено нарушение положений ст. 13 Федерального закона от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно в здании образовательного учреждения, расположенном по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>, отсутствует прибор учета тепловой энергии, при этом технические условия для оснащения здания прибором учета тепловой энергии у объекта имеются.

К участию в деле в качестве ответчика судом привлечено МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес>, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К., ООО «Сыктывдинская тепловая компания».

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К.ФИО1 поддержала доводы отзыва, указав, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку здание детского сада принадлежит МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> на праве оперативного управления, и согласно муниципальному контракту, заключенному с ООО «Сыктывдинская тепловая компания», именно детский сад обязан установить прибор учета тепловой энергии.

Ответчик МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований к учреждению, полагая, что надлежащим ответчиком является администрации района, поскольку для установки приборов учета необходимо дополнительное финансирование из бюджета муниципального района «Сыктывдинский».

Управление образования администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. своего представителя в суд не направило, просило о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на исковое заявление указало, что для установки приборов учета тепловой энергии необходимо выделение дополнительных бюджетных средств на 2023 год, которые по заявке Управления образования не выделены.

Третье лицо ООО «Сыктывдинская тепловая компания», надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя в суд не направило, исковые требования поддержало в письменной позиции.

Суд определил в порядке ст. 167 Гражданского процессуального РФ рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от <дата> № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до <дата>, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

Иных исключений при реализации обязательств, установленных законом в сфере повышения энергетической эффективности, не определено.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до <дата> собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в ч. 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Начиная с <дата> государственное (муниципальное) учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента (ч. 1 ст. 24 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно ч. 3 ст. 24 указанного Федерального закона экономия средств, достигнутая за счет дополнительного по сравнению с учтенным при планировании бюджетных ассигнований снижением потребления казенным учреждением указанных в части 1 настоящей статьи ресурсов, используется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации для обеспечения выполнения функций соответствующим учреждением, в том числе на увеличение годового фонда оплаты труда (без учета указанного увеличения при индексации фондов оплаты труда).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 Гражданского кодекса РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

На основании ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждения, за которыми имущество закреплено нa праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Таким образом, из положений п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ следует, что у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, имеются полномочия собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, которые ограниченны только законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника. В связи с изложенным лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, обременено обязанностями по содержанию такого имущества, аналогичными обязанностям собственника.

Согласно п. 1.2 Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> расположено по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>.В соответствии с п. 1.3 Устава детский сад является некоммерческой организацией – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение; тип – дошкольная образовательная организация.

Учредителем детского сада является администрация МР «Сыктывдинский» Республики К., действующая от имени муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. (п. 1.4 Устава).

Уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является администрация муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. в лице своего отраслевого органа – управления образования муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. (п.1.5 Устава).

Согласно п. 1.7 Устава учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, находящееся в муниципальной собственности на праве оперативного управления; учреждение имеет штамп, вывеску, и печать.

Детский сад отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами, вправе от своего имени заключать договоры, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.9 Устава).

Права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной её уставом и направленной на подготовку образовательного процесса, возникают у Учреждения с момента его государственной регистрации (п. 1.11 Устава).

Согласно п. 4.1.1 Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.

В соответствии с п. 5.1.4 Устава Учредитель закрепляет за Учреждением движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно обладает имуществом, отвечает по своим обязательствам и находящимися в его распоряжении денежными средствами. Учреждение вправе иметь расчетные и другие счета в банке.

Источниками формирования финансовых ресурсов Детского сада являются бюджетные средства, средства полученные от Учредителя на основе нормативного финансирования, внебюджетные средства; плата родителей за содержание ребенка; оказание платных услуг; имущество на праве оперативного управления; добровольные пожертвования; целевые взносы физических и юридических лиц, другие источники, не запрещенные законом (п. 5.2.5 Устава).

Судом установлено, что <дата> между отделом управления муниципальным имуществом и землепользования администрации МО МР «Сыктывдинский» и МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> заключен договор о закреплении имущества на праве оперативного управления, с учетом дополнительных соглашений от <дата>, от <дата>.

Право оперативного управления МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> на здание детского сада (Р. К., Сыктывдинский<адрес>) зарегистрировано в установленном порядке.

По условиям данного договора детский сад вправе владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом в переделах деятельности, заданий учредителя, настоящего договора и действующего законодательства (п. 2.1.1 Договора). Учреждение обязано использовать все имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, по целевому назначению (п. 3.2.1 Договора); обеспечивать сохранность имущества, не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением нормального износа в соответствии с нормативами, производить капитальный и текущий ремонт переоборудования зданий и помещений, связанные с деятельностью Учреждения за счет Учредителя и в соответствии с договором между Учредителем и Учреждением (п. 3.2.2 Договора); заключить договоры на эксплуатационное обслуживание и коммунальные услуги с соответствующими предприятиями (п. 3.2.7 Договора).

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> обратилось в ООО «Сыктывдинская тепловая Компания» с просьбой выдать технические условия на подключение теплосчетчика в здании детского сада по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>, в связи с чем, ООО «Сыктывдинская тепловая Компания» выдало технические условия от <дата> на установку тепловычислителя сроком действия до <дата>.

Судом также установлено, что <дата> между МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> (Абонент) и ООО «Сыктывдинская тепловая Компания» (теплоснабжающая организация) заключен муниципальный контракт -ТЭ по поставке тепловой энергии и теплоносителя по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>, в силу п. 24 которого Абонент обязан обеспечивать учет получаемой тепловой энергии и (или) теплоносителя в порядке, установленном настоящим контрактом, и в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (пп. «в» Контракта), в случае неисправности и/или истечения сроков проверки прибора учета произвести его замену и/или проверку установленных приборов учета в течении 10 дней с момента выхода из строя или истечения срока проверки (пп. «г» Контракта).

Указанный контракт предусматривает, что в случае отсутствии у абонента приборов учета абонент обязан в течении 10 дней с момента подписания контракта установить приборы учета тепловой энергии и (или) теплоносителя и ввести их в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 30 Контракта).

С учетом установленных обстоятельств и правовых норм, суд приходит к выводу о том, что обязанность по установке и введению в эксплуатацию приборов учета тепловой энергии лежит именно на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес>, поскольку муниципальное учреждение владеет зданием на праве оперативного управления и взяло на себя обязательства по установки приборов учета тепловой энергии в раках заключенного им муниципального контракта -ТЭ от <дата>.

Оснований для возложения указанной обязанности на администрацию муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. и Управление образования муниципального района «Сыктывдинский» не имеется, поскольку МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, обладает имуществом, отвечает по своим обязательствам и находящимися в его распоряжении денежными средствами, при этом не лишено возможности получить соответствующее финансирование из муниципального бюджета.

Неисполнение ответчиком обязанности по оснащению здания детского сада приборами учета тепловой энергии приводит к созданию неблагоприятных экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов и, как следствие, к нерациональному использованию энергетических ресурсов, нарушению принципа оптимизации бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов, нарушает право государства на создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Одновременно с этим нарушаются и права неопределенного круга лиц, обладающих правом на повышение заработной платы за счет средств экономии.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении иска о возложении на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> обязанности установить прибор учета тепловой энергии и ввести его в эксплуатацию в здании детского сада МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>.

Оценивая требование прокурора о возложении указанной обязанности в срок до <дата>, суд считает возможным для соблюдения баланса интересов сторон установить срок исполнения решения до <дата>, данный срок является достаточным для совершения ответчиком возложенных на него действий.

Ответчик при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Возложить на МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес> обязанность в срок до <дата> установить прибор учета тепловой энергии и ввести его в эксплуатацию в здании МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» <адрес>, расположенном по адресу: Р. К., Сыктывдинский<адрес>.

Исковые требования прокурора СыктывдинсК.<адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики К. о возложении обязанности установить прибор учета тепловой энергии оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики К. через Сыктывдинский районный суд Республики К. в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Т.А. Сурнина

В окончательной форме решение изготовлено <дата>.