ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110 от 31.07.2020 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0№...-96 Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,

при секретаре Антоновской Е.А.,

с участием прокурора Коровина Е.Н.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 31 июля 2020 года гражданское дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязательстве совершить действия,

установил:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности в срок до 31 октября 2020 года принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке по ул. Заводская г. Сыктывкара возле дома 3 а в точках с координатами 61.665889, 50.851528, 61.665806, 50.851417, 61.665722, 50.851361, 61.665667, 50.851306 на площади 1 кв. м. до 31.10.2020

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Представитель ответчика с иском не согласилась.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право на благоприятную окружающую среду гарантировано гражданам статьей 42 Конституции Российской Федерации. Статьей 36 Конституции Российской Федерации также установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду в силу статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» должна осуществляться на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также обязательности финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Судом установлено, что Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы на первое полугодие 2020 года проведена проверка, в ходе которой установлено, что Администрацией МО ГО «Сыктывкар» не принимаются меры по ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, расположенных на территории МО ГО «Сыктывкар».

Так, 28.05.2020 в рамках выездной проверки прокуратурой с участием специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми выявлено на земельном участке по ул. Заводская г. Сыктывкара в точке с координатами 61.665889, 50.851528, 61.665806, 50.851417, 61.665722, 50.851361, 61.665667, 50.851306 навалы отходов производства и потребления.

При осмотре установить лицо, виновное в размещении отходов производства и потребления по указанному адресу, не представилось возможным. В составе отходов документов, позволяющих идентифицировать виновное лицо, не обнаружено.

Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).

Исходя из положений статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» ответственность за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, несут юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.В силу п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относ организации деятельности по сбору (в том числе раздельному транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (п.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В соответствии с п.11 и 24 ст.26 Устава муниципального образования городского округа «Сыктывкар», принятого Советом МО ГО «Сыктывкар» 18.01.2006 к ведению городского округа относятся вопросы местного значения: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п.1 и 6 ст.44 Устава администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Администрация городского округа обладает следующей компетенцией: организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования; принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов в порядке, утвержденным решением Совета городского округа.

В соответствии с ГОСТ 30772-2001 (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 №67-ст, дата введения 01.07.2002) собственник отходов: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение (п.7.8). Из примечания следует, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Материалами проверки подтверждено, что земельный участок, на котором обнаружены отходы, не передан кому-либо в аренду, собственник отходов не установлен.

Таким образом, в соответствии с указанными требованиями закона на Администрации МО ГО «Сыктывкар» лежит обязанность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов. Кроме того, существование указанной несанкционированной свалки в границах городского округа нарушает и санитарно-эпидемиологические требования и нормы, что влечет реальную опасность причинения вреда здоровью населения и экологическим правам граждан.

На основании изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность по организации соответствующих работ, при этом принимая во внимание особенности бюджетного процесса, проектирования и необходимости проведения конкурса на проведение соответствующих работ, возможность обжалования настоящего решения, суд полагает необходимым установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности– до 15 декабря 2020 года.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 15 декабря 2020 года принять меры по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированного места размещения на земельном участке по ул. Заводская г. Сыктывкара возле дома 3 а в точках с координатами 61.665889, 50.851528, 61.665806, 50.851417, 61.665722, 50.851361, 61.665667, 50.851306 на площади 1 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.М. Сухорукова

Мотивированное решение составлено 31.07.2020 года

Копия верна:

Председательствующий С.М. Сухорукова