УИД № 11RS0006-01-2021-001514-88 Дело № 2-762/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Усинск 26 октября 2021 года
Усинский городской суд Республики Коми,
в составе председательствующего судьи Лариной Л.В.
при секретаре Витязевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая К.» к Гусейнову Р. Фиридун оглы, администрации МО ГО «Усинск» о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением Т. энергии (или теплоносителя), и судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Усинская Тепловая К.» обратилась в суд с иском (с последующим уточнением) к Гусейнову Р.Ф.-о. о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением Т. энергии (или теплоносителя), в размере 291 146,00 рублей и судебных расходов, понесенных на уплату государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 6 111,46 рублей, а также просит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в размере 5 534,38 рубля.
В обоснование исковых требований указано, что дд.мм.гггг. при проведении комиссионного осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования по адресу: ..., г. Усинск, пгт. Парма, ... жилом помещении ответчика Гусейнова Р.Ф-о. обнаружено несанкционированное, самовольное подключение в тепловые сети, а именно обнаружен отсекающий вентиль (ДУ – 15мм), от которого идет подводка к смесителю в ванной и кухне, позволяющие производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя коммунальной услуги в лице ООО «Усинская Тепловая К.», то есть производится самовольное использование Т. энергии. По результатам проведенной проверки составлен акт бездоговорного потребления Т. энергии, теплоносителя).
Своими действиями ответчик причинил истцу убытки в размере 291 146,00 рублей. Расчет размера убытков произведен за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в соответствии с п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 № 354.
В судебном заседании представитель истца Семкина А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Пояснила, что бездоговорное потребление теплоносителя ответчиком было установлено на основании самого факта врезки в систему теплоснабжения. При этом считает, что ответчик должен был устранить указанный в акте вентиль. На подающем трубопроводе в котельной № установлен расходометр подпиточного трубопровода, фиксирующий, что периодически подпитка теплоносителя растет, что свидетельствует о бездоговорном потреблении теплоносителя. Данные обстоятельства причиняют ущерб ООО «Усинская Тепловая Компания». Такие врезки имеются у половины жильцов пгт. Парма. ООО «Усинская Тепловая Компания» неоднократно обращалось в администрацию МО ГО «Усинск» с целью оказания содействия и предупреждения граждан о том, чтобы они убрали водоразборные краны и установили краны «Маевского», если им требуются развоздушиватели.
Ответчик Гусейнов Р.Ф.-о. исковые требования не признал. Пояснил, что ... пгт. Парма ему предоставлено администрацией МО ГО «Усинск» по договору коммерческого найма. На момент вселения в квартире на системе отопления имелся отсекающий вентиль и установленный на нем шланг, с помощью которых производится развоздушивание системы отопления. Сам он данный вентиль не устанавливал. Водой из системы отопления его семья не пользуется, у них в квартире установлен водонагреватель, они пользуются только холодной водой. При этом водой из системы отопления в бытовых целях пользоваться невозможно, так как она имеет яркий окрас и неприятный запах. Ее использование может угрожать жизни людей.
Привлеченная судом к участию в деле в соответствии по ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Гусейнова В.Г.-к. поддержала позицию своего супруга Гусейнова Р.Ф.-о. по иску.
В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО ГО «Усинск», в связи с нахождением жилого помещения, в котором проживает ответчик, в муниципальной собственности. Представитель соответчика в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на иск, в котором в удовлетворении иска к администрации просит отказать (л.д. 95).
Представитель администрации пгт. Парма, привлеченной к участию в деле в соответствии со ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - руководитель администрации Нуртдинов Р.Р. исковые требования не признал. Пояснил, что вышеуказанное жилое помещение находится в муниципальной собственности, предоставлено семье ответчика администрацией МО ГО «Усинск» по договору коммерческого найма. Квартира № является самой верхней точкой в пгт. Парма, чтобы производить развоздушивание системы отопления путем опускания шланга в ванну и спуска воздуха до подачи воды. До предоставления указанного жилого помещения ответчику по договору коммерческого найма, администрация пгт. Парма развоздушивала систему отопления с помощью вентиля, установленного на системе отопления в данной квартире. Этот вентиль был установлен задолго до вселения в данную квартиру семьи ответчика, он его не устанавливал. Ответчик установил в данной квартире бойлер для нагрева воды. Пользоваться водой из системы отопления невозможно, так как она сильно пахнет и окрашена в зеленый цвет.
Судом в соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управляющие организации – ООО «Ритм» и ООО УО «Урман», представители которых в судебное заседание не явились.
Представитель ООО УО «Урман» сообщил, что ООО УО «Урман» приступило к выполнению обязанностей по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных в пгт. Парма г. Усинска, с дд.мм.гггг.. Сведениями об установке в ... пгт. Парма на системе отопления отсекающего вентиля с шлангом не располагает.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг.№ в соответствии со ст. 6 Федерального закона от дд.мм.гггг. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определена единой теплоснабжающей организацией на территории МО ГО «Усинск» ООО «Усинская Тепловая Компания» (л.д. 13).
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения по теплоснабжению регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения рассматривается как бездоговорное потребление тепловой энергии.
Согласно п. 29 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных (технологически присоединенных) к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения (технологического присоединения), либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.
Согласно п. 7 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления. Лица, потребляющие тепловую энергию, теплоноситель, теплосетевые организации должны обеспечивать в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, беспрепятственный доступ представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам в целях проведения проверок с учетом положений жилищного законодательства. Проверка одного лица может осуществляться не чаще чем один раз в квартал.
В соответствии с п. 8 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. В указанном акте должны содержаться сведения о потребителе или об ином лице, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, о способе и месте осуществления такого бездоговорного потребления, описание приборов учета на момент составления указанного акта, дата предыдущей проверки, объяснения потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, относительно факта выявленного бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их претензии к составленному акту (в случае наличия этих претензий). При составлении указанного акта должны присутствовать потребитель или иное лицо, осуществившие бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представители. Отказ потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, либо их представителей от подписания составленного акта, а также их отказ от присутствия при его составлении отражается с указанием причин этого отказа в указанном акте или в отдельном акте, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц и подписанном ими.
Пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), предусмотрено, что потребитель не вправе производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя (пп. «б»); запрещается несанкционированное подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. «е»).
Согласно п. 10 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
В силу п. 62 Правил, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Из материалов дела следует, что ответчик Гусейнов Р.Ф.-о. со своей семьей проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ..., г. Усинск, пгт. Парма, ..., на основании договора коммерческого найма жилого помещения № от дд.мм.гггг., заключенного с ним администрацией МО ГО «Усинск». Указанное жилое помещение находится в муниципальной собственности (л.д. 34-35).
По условиям вышеуказанного договора, наниматель Гусейнов Р.Ф.-о. обязан: в установленные договором сроки вносить плату за коммерческий наем жилья; своевременно вносить платежи за коммунальные и прочие услуги на расчетные счета эксплуатирующих организаций, в также принимать долевое участие в расходах по содержанию дома и придомовой территории; не производить перепланировку, переоборудование, переустройство жилого помещения без письменного разрешения наймодателя (администрации МО ГО «Усинск» (п. 2.2 договора коммерческого найма жилого помещения).
Согласно сведениям ООО «Усинский городской информационный центр» от дд.мм.гггг., задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг по жилому помещению, расположенному по адресу: ..., г. Усинск, пгт. Парма, ..., отсутствует (л.д. 113-116).
Комиссией ООО «Усинская Тепловая К.» дд.мм.гггг. проведено обследование жилого помещения Гусейнова Р.Ф.-о (с его участием), в результате которого выявлен факт несанкционированного подключения отсекающего вентиля ДУ-15 к системе теплоснабжения, от которого идет подводка к смесителю в ванной и кухне для слива теплоносителя из системы теплоснабжения; местом бездоговорного потребления тепловой энергии/теплоносителя являются: ванна, кухня; приборы учета тепловой энергии не установлены (л.д. 12).
Суд считает, что данный акт о выявленном бездоговорном потреблении Т. энергии, теплоносителя от дд.мм.гггг. не отвечает вышеуказанным требованиям закона, поскольку в нем указан номер дома многоквартирного дома, а не жилого помещения ответчика Гусейнова Р.Ф.-о.; указано на отсутствие приборов учета Т. энергии, без показаний которых невозможно установить объем бездоговорного потребления теплоносителя именно ответчиком Гусейновым Р.Ф.-о.
Согласно акту ООО «Усинская Тепловая К.» от дд.мм.гггг., работниками ООО «Усинская Тепловая К.» устранено бездоговорное потребление Гусейновым Р.Ф.-о. Т. энергии, теплоносителя путем полной ликвидации отсекающего вентиля на системе отопления (л.д. 104).
Согласно экспликации к поэтажному плану ... пгт. Парма г. Усинска, представленному руководителем администрации пгт. Парма Нуртдиновым Р.Р., в квартирах №№ имеются ванные комнаты (л.д. 65).
Из акта обследования жилого помещения, расположенного по адресу: ..., г. Усинск, пгт. Парма, ..., составленного дд.мм.гггг. представителем ООО УК «Урман» и руководителем администрации пгт. Парма, следует, что в данном жилом помещении в ванной комнате на регистре врезан патрубок из стальной трубы ДУ=15мм, длиной около 50 см; патрубок заглушен резьбовой заглушкой. В ванной комнате установлен накопительный водонагреватель, объемом около 30 литров, «Аристон» для горячего водоснабжения (л.д. 170).
Из материалов дела следует, что ООО «Усинская Тепловая Компания» неоднократно обращалась в администрацию МО ГО «Усинск» об отборе жителями пгт. Парма теплоносителя на нужды ГВС, ввиду отсутствия централизованного горячего водоснабжения, что подтверждается большими расходами воды на подпитку тепловых сетей с начала отопительного сезона. Просило решить данный вопрос, совместно разработать и реализовать мероприятия по выявлению и ликвидации незаконных врезок в систему отопления жилых домов (л.д. 156-169).
Из информации, опубликованной администрацией МО ГО «Усинск» по вышеуказанным обращениям ООО «Усинска Теплова Компания», следует, что жильцы предупреждались об ответственности по факту выявление несанкционированного слива из систем отопления, а также о небезопасности использования теплоносителя. При этом нанимателям и собственникам жилых помещений не указывалось на необходимость ликвидации ранее установленных врезок на системах теплоснабжения.
Таким образом, администрацией МО ГО «Усинск» не было предпринято мер по решению проблемы по несанкционированному водоразбору горячей воды из системы отопления. Вместе с тем суд считает, что данные обстоятельства не препятствовали ООО «Усинская Тепловая Компания» произвести ликвидацию незаконных врезок в систему отопления аналогично действиям, произведенным в отношении ответчика Гусейнова Р.Ф.-о., а именно истец выявил дд.мм.гггг. врезку, а дд.мм.гггг. самостоятельно ее ликвидировал.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Довод представителя истца о том, что ответчик должен был при вселении демонтировать вентиль на системе теплоснабжения, суд находит несостоятельным, поскольку установлено, что вентиль на системе теплоснабжения был установлен не ответчиком; ответчик не является собственником предоставленного ему жилого помещения, по условиям договора коммерческого найма жилого помещения не вправе производить переоборудование жилого помещения без письменного разрешения наймодателя (администрации МО ГО «Усинск»); доказательств слива ответчиком теплоносителя из системы отопления суду не представлено, сам факт врезки в систему теплоснабжения не может свидетельствовать о том, что ответчик производил незаконный слив теплоносителя из системы отопления. Напротив, истцом представлены доказательства того, что им установлен бойлер с целью нагрева и использования горячей воды.
С учетом установленных обстоятельств и вышеуказанных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии факта самовольной врезки в систему отопления, вменяемый ответчику Гусейнову Р.Ф.-о. истцом, об отсутствии доказательств, бесспорно свидетельствующих о самовольном сливе ответчиком Гусейновым Р.Ф-о. теплоносителя из системы отопления, следовательно, об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Усинская Тепловая Компания» к Гусейнову Рамизу Фиридун оглы, администрации МО ГО «Усинск» о взыскании убытков, причиненных бездоговорным потреблением тепловой энергии (или теплоносителя), и судебных расходов, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2021.
Председательствующий Л.В. Ларина