ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 110017-01-2019-000667-74Д от 17.01.2019 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД № 11RS0017-01-2019-000667-74 Дело №12-64/2019

РЕШЕНИЕ

15 августа 2019 года с.Визинга

Судья Сысольского районного суда Республики Коми Подорова М.И.,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1, поданную его защитником – адвокатом Рясковым Р.И., на постановление должностного лица – начальника отдела федерального государственного надзора (лесной охраны) Минприроды Республики Коми ФИО10., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица - начальника отдела федерального государственного надзора ( лесной охраны) Минприроды Республики Коми ФИО9. № 193 от 18.06.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Не согласившись с постановлением, защитник ФИО1- адвокат Рясков Р.И., подал жалобу, просит его отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения.

Из содержания жалобы усматривается, что в постановлении содержатся выводы о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, т.е. в незаконной рубке лесных насаждений в квартале 198 выдела 1 Туруньинского участкового лесничества, тогда как при прекращении производства по делу по основанию - истечение срока давности привлечения к административной ответственности, выводы о виновности лица содержаться не могут. Кроме того, отсутствуют доказательства причастности ФИО1 к совершению правонарушения. Представленные административным органом документы содержат противоречивые даны.

В дополнении к жалобе указал, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании <данные изъяты>. ущерба, причиненного окружающей среде, возникшего вследствие незаконной рубки лесных насаждений в квартале 198 выдела 1 Туруньинского участкового лесничества, и решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.07.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Защитник ИП ФИО1- адвокат Рясков Р.И. просит рассмотреть жалобу без его участия.

ФИО1, извещенный надлежащим образом о рассмотрении жалобы, в судебное заседание не явился.

Должностное лицо, начальник отдела федерального государственного надзора (лесной охраны) Минприроды Республики Коми ФИО8 на рассмотрение дела не явился, в представленном в адрес суда отзыве на жалобу просит рассмотреть дело без участия представителя Минприроды Республики Коми, оставить постановление о привлечении заявителя к административной ответственности без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, исследовав иные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст.2.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 12 февраля 2019 года инженером по охране и защите леса ГУ « Кажимское лесничество» ФИО5 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.

Постановлением должностного лица - начальника отдела федерального государственного надзора ( лесной охраны) Минприроды Республики Коми ФИО4 № 193 от 18.06.2019 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекращено за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из постановления должностного лица, между Минприроды Республики Коми (продавец) и ИП ФИО1 (покупатель) заключен договор купли-продажи лесных насаждений, расположенных на территории ГУ « <данные изъяты>). В соответствии с условиями договора, форма рубки древесины- сплошная, срок вывозки древесины – период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

04 декабря 2018 года в ходе патрулирования лесного фонда с целью проверки выполнения своих должностных обязанностей лесничим Туруньинского лесничества ФИО2 был проведен осмотр делянки в квартале 198 выдел <данные изъяты>, в ходе которого установлено, что конфигурация делянки в натуре не соответствует абрису лесосеки, что повлекло рубку лесных насаждений за границами отвода, т.е. без разрешительных документов в объеме 26,63 древесины, чем причинен ущерб окружающей среде на сумму <данные изъяты> руб.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

В постановлении о прекращении производства по делу в отношении ИП ФИО1. от 18.06.2019 должностным лицом указано, что незаконная рубка лесных насаждений в выделе 1 <данные изъяты>» имела место 17.04.2018, поскольку по условиям договора купли-продажи лесных насаждений от срок вывозки древесины с указанного квартала – период с 17.04.2017 по 16.04.2018.

Т.о., при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности должностное лицо Минприроды Республики Коми исходило из момента прекращения (окончания) совершения соответствующих действий в выделе 1 <данные изъяты>» - 17.04.2018, и пришло к выводу, что на момент вынесения постановления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности данный срок истек.

Однако объективных данных, свидетельствующие о том, что рубка лесных насаждений за границами отвода, т.е. без разрешительных документов в объеме 26,63 древесины, ИП ФИО1 производилась именно 17.04.2018, в материалах дела не имеется.

Суд считает, что вывод об истечении срока давности о привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности основан на неправильном толковании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, в соответствии с частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Установлено, что рубка в выделе <данные изъяты>» осуществлялась в период с 17.04.2017 по 16.04.2018.

Деяние, по факту которого было возбуждено настоящее дело об административном правонарушении, относится к указанному периоду, имеет признаки продолжающегося и является длящимся.

В рассматриваемом случае срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения соответствующего деяния - 04 декабря 2018 года, и на дату вынесения должностным лицом Минприроды Республики Коми постановления не истек.

Вывод должностного лица Минприроды РК о том, что при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности следует исходить из момента прекращения (окончания) совершения соответствующих действий в выделе <данные изъяты>» - 17.04.2018, и на момент вынесения должностным лицом постановления о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности данный срок истек, является неправильным.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Поскольку допущенное при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления процессуальное нарушение является существенным, то постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.

Согласно п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку на момент рассмотрения в Сысольском районном суде Республики Коми жалобы ИП ФИО1 срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республике Коми на новое рассмотрение.

Руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Отменить постановление должностного лица - начальника отдела федерального государственного надзора (лесной охраны) Минприроды Республики Коми ФИО4 от 18 июня 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности и возвратить дело в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республике Коми на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми или непосредственно в вышестоящий суд.

Судья М.И.Подорова