ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11Д от 22.02.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0-11 дело а-1760/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2022 года г. Екатеринбург

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе судьи Никитиной Л.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга к <ФИО>2 о взыскании недоимки по налогам и пени,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга <ФИО>4, действующая на основании доверенности, обратилась в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором заявлены требования о взыскании с административного ответчика <ФИО>2 недоимки

по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 48 424 руб. 88 коп. и пени в размере 329 руб. 22 коп.;

недоимки по налогу на имущество за 2015 год в размере 107 руб., за 2016 год в сумме 124 руб., за 2017 год в сумме 133 руб., за 2018 год в размере 139 рублей, и пени в размере 35 руб. 49 копеек.

В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, являясь плательщиком упомянутых налогов, обязанность по их уплате не исполнил. Направленные ИФНС налоговые уведомления и требования об уплате недоимки по налогам административный ответчик проигнорировал, что послужило основанием для обращения налогового органа к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены - в суд с указанным административным исковым заявлением.

В судебное заседание представитель административного истца и административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом и своевременно.

В части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указано, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса.

На основании указанных норм дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания (гл.33 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Исследовав письменные материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Статьей 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Согласно ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения.

С ДД.ММ.ГГГГ порядок исчисления налога на имущество регулируется главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

На территории муниципального образования «<адрес>» Решением <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «<адрес>» налога на имущество физических лиц» установлены ставки по налогу на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования <адрес>».

Налог на имущество физических лиц в силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является местным налогом. Налоговым периодом по нему также является календарный год. Объектом налогообложения по этому налогу является имущество, перечисленное в статье 402 названного Кодекса, а плательщиками налога - физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.

На основании статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом согласно статье 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" названного Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.

Если возможности удержать НДФЛ нет, то в соответствии с пунктом 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму налога.

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, получающие доходы, с которых не был удержан налог на доходы физических лиц налоговыми агентами, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня определена как один из способов обеспечения обязательств.

В соответствии с ч. 1 – 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, объектом налогообложения в 2015-2018 годах являлась квартира, расположенная по адресу: г. Екатеринбург, <адрес>8, которая находилась в собственности административного ответчика с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Как следует из материалов административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в результате прощения долга ПАО «Промсвязьбанк» по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 415 725,33 рубля <ФИО>2 получен доход. Данный факт отражен в ответе на судебный запрос от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ Банком в адрес <ФИО>2 было направлено предложение о заключении договоров об изменении условий исполнения обязательств (оферта), предусматривающее прощение долга заемщику по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ при частичном погашении задолженности в установленном размере и с соблюдением сроков. На момент направления оферты ДД.ММ.ГГГГ задолженность заемщика составила 530 5465,33 руб. ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>2 выполнил условия оферты, произвел оплату по кредитному договору в размере 114 740 рублей. Банк в установленный п. 4 оферты срок прекратил обязательства по кредитному договору путем прощения долга и списания задолженности в размере 415 725,33 рубля.

Налоговым агентом – ПАО «Промсвязьбанк» в налоговый орган представлена справка о доходах <ФИО>2 за 2019 год, об исчисленных и не удержанных с последнего суммах налога за данный налоговый период, общий размер которых составил 54 045 рублей.

Как следует из материалов дела, налоговым органом заказной почтой <ФИО>2 направлены:

налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2015 год в размере 107 рублей;

налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 124 рубля;

налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2017 год в размере 133 рубля;

налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 139 рублей.

налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2019 год в размере 142 рубля, налогу на доходы физических лиц в размере 54 045 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов налоговым органом заказной почтой были направлены:

налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2015 год в размере 107 рублей и пени в размере 11 рублей 53 копейки. Срок для исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 124 рубля и пени в размере 11 рублей 05 копеек. Срок для исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2017 год в размере 133 рубля и пени в размере 7 рублей 18 копеек. Срок для исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на имущество за 2018 год в размере 139 рублей и пени в размере 5 рублей 73 копейки. Срок для исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговое требование от ДД.ММ.ГГГГ с указанием суммы недоимки по налогу на доходы за 2019 год в размере 54045 рублей и пени в размере 329 рублей 22 копеек. Срок для исполнения требования ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный законом срок, указанный в требованиях, <ФИО>2 обязанность по уплате указанных налогов не исполнил, что послужило основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ к мировому судье судебного участка Верх-Исетского судебного района <адрес> Свердловской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с должника в пользу ИФНС России по <адрес> г. Екатеринбурга недоимки по налогу и пени.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа в связи с поступившими от <ФИО>2 возражениями относительного исполнения судебного приказа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ДД.ММ.ГГГГ инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга в суд с указанным административным исковым заявлением.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).

Из указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.

Как следует из материалов дела, судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени был отменен мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, настоящее административное исковое заявление подано в районный суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах шестимесячного срока с момента вынесения определения об отмене судебного приказа.

На дату подачи административного искового заявления и рассмотрения дела сумма недоимки и пени не уплачена. Расчет пени судом проверен, является арифметически верным.

Учитывая изложенные обстоятельства, отсутствие доказательств уплаты взыскиваемых налогов и пени, суд удовлетворяет требования административного истца в полном объеме.

Расчет пени, представленный в материалах дела, судом проверен, является арифметически верным.

При подаче административного иска административным истцом государственная пошлина не была уплачена, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1678 рублей 78 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175 – 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> г. Екатеринбурга к <ФИО>2 о взыскании недоимки по налогам и пени, удовлетворить.

Взыскать с <ФИО>2 в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2019 год в размере 48 424 руб. 88 коп. и пени в размере 329 руб. 22 коп., недоимку по налогу на имущество за 2015 год в размере 107 руб., за 2016 год-в сумме 124 руб., за 2017 год-в сумме 133 руб., за 2018 год- в сумме 139 руб., пени в размере 35 руб. 49 копеек, а также государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1678 рублей 78 копеек, всего 50 971 рубль 37 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья. Подпись:

Копия верна. Судья: