ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 11М0010-01-2022-001160-58Д от 22.06.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД № 11MS0010-01-2022-001160-58 Дело № 12-874/2022

РЕШЕНИЕ

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Печинина Л.А.,

с участием привлекаемого лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 22 июня 2022 года дело по протесту и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора на постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 12.04.2022 № 5-285/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела <данные изъяты> ФИО1,

установил:

постановлением мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми № 5-287/2022 от 12.04.2022 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ФИО1 объявлено устное замечание.

Не согласившись с указанным постановлением, и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с протестом, в котором просил постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.

В судебном заседании ФИО1 настаивала на законности вынесенного мировым судьей постановления.

Иные лица, будучи извещены о месте и времени рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.

Заслушав ФИО1, изучив доводы протеста, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу части 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, осуществляющего исполнительно-распорядительные полномочия, порядка предоставления государственной услуги в случае, если нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением данной государственной услуги, осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные полномочия, в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» урегулированы отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном частью 2 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Правоотношения по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Так, исходя из положений статьи 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относится, в том числе согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения.

Согласно подпункту 7 пункта 11 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 № 452, для реализации задач, указанных в разделе II названного Положения, Минприроды Республики Коми предоставляет государственную услугу по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения.

Во исполнение статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» приказом Минприроды Республики Коми от 02.07.2019 № 1060 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.

Государственную услугу предоставляет Минприроды Республики Коми (пункт 2.1 Административного регламента).

Результатом предоставления государственной услуги является согласование технических проектов или отказ в предоставлении государственной услуги (пункт 2.4 Административного регламента).

Согласно пункту 2.5 Административного регламента общий срок предоставления государственной услуги - не более 37-ми календарных дней со дня регистрации заявления в Министерстве. Срок приостановления предоставления услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Административного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление в Министерство заявления и документов к нему: на бумажном носителе непосредственно в Министерство; на бумажном носителе в Министерство через организацию почтовой связи, иную организацию, осуществляющую доставку корреспонденции. Способом фиксации результата административной процедуры является - поступившие заявочные материалы зарегистрированы в системе электронного документооборота.

На основании пункта 3.6.3 Административного регламента, результат административной процедуры: принято решение о согласовании технического проекта или об отказе в предоставлении государственной услуги. Способ фиксации результата административной процедуры - извещение об отказе в предоставлении государственной услуги или подписанный приказ о согласовании технического проекта передан Ответственному должностному лицу для направления заявителю по почте или вручения лично. Иных действий, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе связанных с проверкой действительности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя, использованной при обращении за получением государственной услуги не предусмотрено.

Способ фиксации результата административной процедуры - извещение об отказе в предоставлении государственной услуги или подписанный приказ о согласовании технического проекта зарегистрированы в СЭД (пункт 3.7.3 Административного регламента).

В силу подпункта 16 пункта 10 Положения об отделе лицензирования недропользования Управления природопользования Минприроды Республики Коми, утвержденного и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 11.01.2021, Отдел лицензирования недропользования Управления природопользования Минприроды Республики Коми оказывает услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.Как следует из материалов дела, прокуратурой Республики Коми на основании решения от 24.02.2022 проведена проверка исполнения должностными лицами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) законодательства о защите прав субъектов предпринимательства при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, регистрационных и разрешительных функций, предоставлении государственных услуг, применении мер административного принуждения.

Проверкой установлено, что 13.01.2022 Минприроды Республики Коми в рамках предоставления государственной услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, зарегистрировано письмо ООО «...», которому присвоен входящий № ....

Ответственным лицом за организацию работ по согласованию технического проекта разработки месторождения общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, назначена начальник отдела лицензирования недропользования Управления природопользования Минприроды Республики Коми ФИО2

Вместе с тем, в нарушение пункта 2.5 Административного регламента государственная услуга по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, предоставлена Заявителю с нарушением общего, определенного в 37 календарных дней, срока предоставления государственной услуги, поскольку административная процедура исполнена на 50-ый календарный день, что подтверждается приказом Минприроды Республики Коми от 11.03.2022 № 325.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении должностного лица начальника отдела лицензирования недропользования Управления природопользования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела мировой судья, установив, что в действиях начальника отдела лицензирования недропользования Управления природопользования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО1, нарушившей установленный законодательством РФ порядок предоставления государственной услуги, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ограничился устным замечанием с прекращением производства по делу в связи с его малозначительностью.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях определен главой 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Из пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда постановление о прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности либо решение по результатам рассмотрения жалобы на это постановление обжалуется лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, настаивающим на своей невиновности, то ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица (часть 3 статьи 30.6, часть 3 статьи 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Из указанного следует, что по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, может обсуждаться только в случае обжалования решения лицом, в отношении которого составлялся протокол об административном правонарушении, в иных случаях обсуждаться не может, поскольку это ухудшает положение лица, привлекаемого к ответственности.

В силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца и начинает исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.

Принимая во внимание, что на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении истек, возможность правовой оценки действий, вменяемых ФИО1 на предмет наличия события или состава правонарушения, ее виновности в совершении правонарушения, а также соблюдения порядка привлечения к административной ответственности, в том числе оценки прекращения по делу производства в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, утрачена.

Ввиду невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено по малозначительности, оснований для пересмотра постановления мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара от 12.04.2022 года не имеется, постановление подлежит оставлению без изменения, а протест и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми № 5-285/2022 от 12.04.2022 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 5.63 Кодекса РФации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела <данные изъяты> ФИО1 прекращено в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, оставить без изменения, протест и.о. Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 30.12-30.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба, протест на постановление мирового судьи, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции, находящийся по адресу: <...>.

Судья Л.А. Печинина