мировой судья Асессоров Д.Г. №12(1)-68/20157
РЕШЕНИЕ
г.Бузулук 18 июня 2015г.
Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Матыцина Е.И.,
при секретаре Казадаевой О.А.,
с участием защитника ФИО1 – Степаненко С.В. представившего удостоверение №, ордер № от ** ** **** года,
должностного лица составившего протокол об административном правонарушении - С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области от ** ** ****, ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление в которой просила суд вышеуказанное постановление отменить, указывая, что Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 года №1425 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», утверждены «Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции». Согласно п.4.5 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория). Дополнительная территория определяется:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Выводы суда о том, что она нарушила требования Постановления администрации г.Бузулука №4-п «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и постановления №54-п от 09.06.2014 года «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.08.2013 №4-п «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Ни в одной из представленных схем, не зафиксировано четко расстояние от входа в кафе <данные изъяты> до входа в здание МОБУ <данные изъяты>. На схеме указана лишь граница обособленной территории МОБУ <данные изъяты> и не указана граница обособленной территории кафе <данные изъяты>, которая проходит по стене клуба <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> в здании которого расположено кафе <данные изъяты>п.5 Постановления Правительства РФ «1425 от 27.12.12 предусмотрено, что при отсутствии обособленной территории -расстояние, определяется от входа посетителей в здание, в котором расположены организации или объекты, до входа посетителей в стационарный торговый объект.
В материалах дела имеется постановление администрации г.Бузулука №25-п от 03.09.2013 года «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.08.2013 №4-п», которым п.1.2 внесены изменения в п.3.4 Приложения №2 к Постановлению администрации города №4-п от 01.08.2013 года «о порядке расчета расстояния от организации и объектов на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до границ, прилегающих к ним территорий в городе Бузулуке», которые, как и п.5 Приложения №2 противоречат п.4,5 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
ФИО1 в судебное разбирательство не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель ФИО1 – Степаненко С.В. просил суд отменить постановление мирового судьи и пояснил, что определение границ прилегающей территории включает в себя: правила определения границ, установление расстояния от социальных организаций до границ прилегающих территорий, способ расчета расстояния до границ прилегающих территорий. Орган местного самоуправления справе самостоятельно определить только расстояние до границ прилегающих территорий, на которой установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции, что следует из п.6,7 правил.
Федеральный законодатель прямо указал на право органа местного самоуправлении самостоятельно определить границы прилегающих территорий, на которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции и не ограничил его в выборе способа расчета расстояния от социальных объектов до границ прилегающих территорий. Порядок определения границ прилегающих территорий урегулирован правилами.
В силу пункта 4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
На основании подпункта "а" пункта 5 Правил при наличии обособленной территории дополнительная территория определяется от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Из постановления администрации усматривается иной порядок определения границ. Орган местного самоуправления вышел за пределы полномочий и установил свой порядок определения границ. В этом случае, если разными нормативными актами регулируются одни и те же правоотношения, то подлежит применению нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. В части порядка установления границ предполагается установление следующих юридически значимых обстоятельств: место положение входа для посетителей на обособленную территорию школы №, расстояние от вышеуказанного входа до входа для посетителей бар <данные изъяты>. Вышеуказанные обстоятельства не были установлены материалами по делу об административном правонарушении. Просит постановление мирового судьи в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав защитника, должностное лицо, составившее протокол, специалиста, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам:
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривается административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не предусмотренных ч. 1 и 2 названной статьи).
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В качестве субъекта административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 года N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ).
Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях, в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях, на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях, в нестационарных торговых объектах, несовершеннолетним, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 указанного Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 указанного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона.
Цель названного запрета заключается в изоляции мест, в которых осуществляется реализация алкогольной продукции, от мест, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, в том числе, в которых осуществляется образовательная деятельность.
При этом указанное ограничение не может восприниматься субъектами таких правоотношений как ограничение конкуренции, либо ограничение гарантированного статьей 8 Конституции Российской Федерации единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, а также декларируемого в статье 19 Конституции Российской Федерации равенства всех перед законом и судом.
Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в статье 34 Конституции Российской Федерации, предусматривает возможность реализации такого права лишь при соблюдении правил поведения и норм действующего законодательства Российской Федерации, регулирующих сферу осуществляемой таким субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 статьи 16, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции (пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.11.1995 года N 171-ФЗ органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 27.12.2012 N 1425 утвердило Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее - Правила N 1425).
Пунктом 2 Правил также установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта, к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к объектам военного назначения.
Согласно пункту 4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил (далее - дополнительная территория).
В силу пункта 5 Правил дополнительная территория определяется: при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект; при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
В соответствии с пунктами 7, 8 Правил способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Изложенное означает, что Правительство Российской Федерации устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции.
Однако непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Приведенные положения законодательства направлены на ограничение доступности приобретения алкогольной продукции несовершеннолетними, и запрещают реализацию этих изделий в торговых точках, находящихся в непосредственной близости от образовательных учреждений.
Согласно постановлению Администрации г. Бузулука № 4-П «Об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» и постановлением № 54-п от 09.06.2014 г. «О внесении изменений в постановление Администрации города от 01.08.2013 г. № 4-п «Об определении границ, прилегающих территорий, на которых допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города» п. 2 п.п. 2.4. от образовательных организаций до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в размере 27 метров», указанное расстояние увеличено на 30 % и в настоящее время составляет 35,10 м.
Как следует из пункта 3 Постановления №181-п от 17.10.2013 года «О внесении изменений в постановление администрации г. Бузулука от 01.08.2013 года №4-п расчёт расстояния от организаций и (или) их объектов, перечисленных в приложении №1 к постановлению, до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяется по прямой с использованием кадастрового плана города и технических паспортов объектов до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Как установлено судом ** ** **** в <данные изъяты>. в кафе <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>,, в нарушение п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1425 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», ФИО1 осуществляла реализацию алкогольной продукции (пиво разливное) в пределах границы территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а именно МБОУ <данные изъяты>
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.16 КоАП РФ подтверждается следующими доказательствами:
-протоколом об административном правонарушении № от ** ** **** года,
-рапортом инспектора ОИАЗ МО МВД РФ «Бузулукский» ФИО2 от ** ** ****.,
-протоколом осмотра помещений, территорий от ** ** ****
-письменными объяснениями А., Е., П., ФИО3,
-свидетельством о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя от ** ** **** года,
-выпиской из ЕГРИП № от ** ** **** г., Договором аренды нежилого помещения от ** ** **** г.,
-схемой границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
-показаниями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2 которая пояснила в судебном заседании, что при составлении протокола руководствовались п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также постановления Правительства РФ от 27 декабря 2012 года № 1425 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», а также приложением к постановлению администрации г. Бузулука № 108-п от 18.08.2014 года – схемой границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Бар <данные изъяты> расположен на территории, на которой запрещена реализация алкогольной продукции.
- пояснениями специалиста Б., которая пояснила, что орган местного самоуправления утверждает перечень мест, определяет расстояние, способ подсчёта расстояния на котором запрещена реализация алкогольной продукции. Способ расчёта расстояния определён по прямой. В школе № имеются игровые площадки, расстояние взяли по периметру от ближайшей точки ограждения до кафе <данные изъяты> метров. В данном случае прилегающая территория включает обособленную.
Определение границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 Правил в соответствии с Правилами от 27.12.2012 N 1425 является прерогативой органа местного самоуправления и устанавливаются ими самостоятельно. К решениям органа местного самоуправления прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Из содержания пункта 4 Правил от 27.12.2012 N 1425 следует, что в нем даются понятия, что относится к территориям, прилегающим к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил.
Из толкования пункта 5 Правил от 27.12.2012 N 1425 следует, что подразумевается под точками отсчета для определения дополнительной территории. При наличии обособленной территории такими точками отсчета для определения расстояний будут являться: от первой точки - входа для посетителей на обособленную территорию, до второй точки отсчета - входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Из схемы границ прилегающих территорий к постановлению администрации г. Бузулука №108-п от 18.08.2014 года, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, границы обособленной территории школы обозначены красным цветом, границы территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции - синим цветом. Кафе «Пятый орёл» расположено в границах территорий, на которой запрещена реализация алкогольной продукции.
Расстояние органом местного самоуправления определено по прямой по периметру в метрах.
Доводы защитника о том, что орган местного самоуправления при определении границ в указанной части фактически вышел за пределы предоставленных федеральным законом полномочий сводятся к правоприменению нормативных актов, что не входит в предмет рассмотрения районным судом по настоящему делу об административном правонарушении.
Довод защитника о необоснованности применения мировым судьёй нормативного правового акта, который противоречит закону, не могут быть приняты во внимание, поскольку нормы данного нормативного правового акта, которым руководствовался мировой судья при принятии решения, в установленном гражданским процессуальным законодательством порядке недействительными не признаны недействительными не признаны.
Доводы жалобы заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении не указаны обстоятельства, имеющие значение для дела, и составлен с нарушениями ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ не может быть принят во внимание, поскольку протокол соответствует требовании ям, предъявляемым законом.
Иные доводы жалобы были предметом судебном разбирательства и получили оценку в постановлении мирового судьи, в связи с чем, отклоняются районным судом как необоснованные.
Таким образом, все доказательства получили оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья пришёл к правильному выводу о том, что имело место нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Административное наказание назначено, как должностному лицу в пределах санкции ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
С учетом изложенного постановление мирового судьи следует оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области мирового судьи судебного участка № г.Бузулука Оренбургской области от ** ** **** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента оглашения.
Судья Матыцина Е.И.