ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12(1 от 01.06.2022 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

дело № 12(1)-18/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ясный 01 июня 2022 года

Ясненский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.,

при секретарях Савченко Н.Н., Шариповой А.Х.

с участием начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапова К.С.

защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Шмидт В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапова Константина Сергеевича на постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг., вынесенное в отношении администрации Городского округа закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.7, ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. администрация городского округа закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области (ОГРН 1025602138088, ИНН 5618003959) признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.7, ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапов К.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит суд отменить обжалуемое постановление как незаконное, необоснованное, и противоречащее обстоятельствам дела указывая, что в мотивировочной части постановления мировой судья исключил из обвинения юридического лица наличие нарушений в области гражданской обороны, а именно: неосуществление реконструкции и модернизации системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения), отсутствие разработанного положения о спасательной службе муниципального образования. Вместо с тем, в плане гражданской обороны и защиты населения Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», предусмотрено выполнение мероприятий светомаскировки спасательной службой энергоснабжения гражданской обороны. Контроль за качеством светомаскировки осуществляет спасательная служба гражданской обороны охраны общественного порядка. В целях обеспечения своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим создана медицинская спасательная служба гражданской обороны. Продовольственное обеспечение эвакуированного населения обеспечивает спасательная служба гражданской обороны торговли и питания (организации не указываются в связи с пометкой на документах - «для служебного пользования»). В плане приведения в готовность гражданской обороны Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», предусмотрено выполнение мероприятий по уточнению запасов воды для эвакуированного населения коммунальнотехнической спасательной службой гражданской обороны. Уточнение продовольственных и иных запасов первой необходимости, для размещенного эвакуированного населения, а также доведение до установленных нормативных объемов запасов материально-технических, продовольственных, медицинских иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны, осуществляет спасательная служба гражданской обороны торговли и питания. Уточнение запасов медицинских средств для эвакуируемого населения осуществляет медицинская спасательная служба гражданской обороны (организации не указываются в связи с пометкой на документах - «для служебного пользования»). Данные планы в январе 2022 года уточнены по состоянию на 1 января текущего года. Таким образом, администрация ГО ЗАТО Комаровский воспользовалось правом создания спасательной службы муниципального образования, что подтверждается вышеуказанными документами, однако, в нарушение действующего законодательства, не разработало положение о ней. В соответствии с проектной документацией «Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области», выполняемой в рамках работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Оренбургской области, включая создание на её платформе региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), предусмотрена модернизация пунктов управления и оповещения в муниципальных образованиях «Ясненский городской округ» и ЗАТО «Комаровский» Оренбургской области. В муниципальном образовании ЗАТО «Комаровский» предусмотрено проведение дооборудования существующей сирены С-40, путем оснащения цифровыми модулями запуска сирен и сопряжения с элементами управления и оповещения. При этом, управление модернизированной системы будет осуществляться через единую дежурно-диспетчерскую службу Ясненского городского округа и ЗАТО Комаровский. Модернизация муниципальной системы оповещения, как и ее создание, является расходным обязательством органа местного самоуправления (часть 3 статьи 18 Федерального закона о гражданской обороне). Из чего, следует, что система оповещения ГО ЗАТО Комаровский требует реконструкции и модернизации. Просил суд изменить постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. по делу в отношении юридического лица - администрации ГО ЗАТО Комаровский по ч.1 и ч.2 ст.20.7 КоАП РФ и признать администрацию ГО ЗАТО Комаровский виновной в совершении нарушений в области гражданской обороны: органом местного самоуправления (ГО ЗАТО Комаровский) не разработано положение о спасательной службе муниципального образования в нарушение ч. 2 ст.8 Федерального закона о гражданской обороне, п. 3 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п. 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 №687; не осуществляется реконструкция и модернизация муниципальной системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения) в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона о гражданской обороне», п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804, п. 15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапов К.С. поддержал доводы жалобы, дополнительно указал, что система оповещения ГО ЗАТО Комаровский требует реконструкции и модернизации, поскольку зона уверенного звукового оповещения для сирены С-40 является территория в радиусе 800 м. существующая сирена, установленная на крыше здания по ул. Южная, д. 29а не оповещает людей, находящихся на территории по ул. Комарова, по ул. Южной включая многоквартирные дома № 16, 17, 18, 19, а также социально значимые объекты – школа по ул. Южная, д. 20, детский сад по ул. Комарова д. 14. Просил жалобу удовлетворить и отменить обжалуемое постановление мирового судьи.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области Шмидт В.Н. возражал против удовлетворения жалобы указал, что создание спасательных служб не является обязанностью органов местного самоуправления, ввиду отсутствия необходимой базы для создания спасательные службы администрацией ГО ЗАТО Комаровский не создавались, соответственно отсутствует необходимость в разработке положения о спасательных службах. В 2017 г. силами администрации установлена сирена С-40, в 2020 г. с целью улучшения сигнала установлена система оповещения населения удаленного доступа. В 2021 году выполнен комплекс работ по ремонту системы оповещения, в связи с чем реконструкция и модернизация не требуется. Просил постановление мирового судьи оставить в силе жалобу должностного лица без удовлетворения.

Свидетель Казаков М.В. суду показал, что он работает главным специалистом по гражданской обороне в администрации ГО ЗАТО Комаровский. В феврале 2022 г. должностными лицами отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка в отношении администрации ГО ЗАТО Комаровский, в ходе которой были выявлены факты невыполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны, составлены протоколы об административных правонарушениях. В 2017 г. силами администрации установлена сирена С-40, в 2020 г. с целью улучшения сигнала установлена система оповещения населения удаленного доступа, которая в настоящее время не сопряжена с региональной системой оповещения. Действительно, существующая сирена, установленная на крыше здания администрации, не оповещает людей, находящихся на территории по ул. Комарова, по ул. Южной включая многоквартирные дома № 16, 17, 18, 19, а также школы по ул. Южная, д. 20, детского сада по ул. Комарова д. 14. В 2020 г. разработан план гражданской обороны и защиты населения ГО ЗАТО Комаровский, который был согласован с Главным управлением МЧС России по Оренбургской области, Департаментом пожарной безопасности и гражданской обороны Оренбургской области, утвержден главой ГО ЗАТО Комаровский. В указанном плане имеется указание на организации, которые должны обеспечивать выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, НФГО. Отдельного перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, НФГО не имеется. В ЗАТО Комаровский не имеется спасательной службы, поскольку отсутствуют медицинские учреждения, автотранспортные предприятия, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций командование переходит к командиру дивизии, в связи с чем положения о спасательной службе, об эвакуационной комиссии не разрабатывались.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также разрешение его в соответствии с законом.

Согласно части 6 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения в области гражданской обороны урегулированы рядом нормативных правовых актов, в том числе Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее Закон о гражданской обороне), Указом Президента РФ от 13 ноября 2012 года № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ», а также приказами МЧС России, ГОСТ.

В соответствии со ст. 1 Закона о гражданской обороне гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под мероприятиями по гражданской обороне понимаются организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании ст. 18 названного закона обеспечение мероприятия местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 8 названного закона органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с п. 8 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются, в том числе: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения, установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации; сбор информации и обмен ею.

В силу п. 6.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях обеспечение выполнения мероприятий по гражданской обороне в органах местного самоуправления осуществляется их органами управления, силами и средствами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Органы местного самоуправления определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне местного уровня по гражданской обороне.

Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с полномочиями в области гражданской обороны создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне (п. 7 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях).

По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах. В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства гражданской обороны, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) задач. Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта Российской Федерации и утверждается руководителем органа местного самоуправления (п. 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны муниципальных образованиях и организациях).

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны (п. 9 Положения об организации и ведении гражданской обороны муниципальных образованиях и организациях).

Органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия:

- по подготовке населения в области гражданской обороны: организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований; проведение учений и тренировок по гражданской обороне; организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создание, оснащение курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности либо обеспечение курсового обучения соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях; пропаганда знаний в области гражданской обороны;

- по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

- по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы: создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава;

- по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

- по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий: заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

- по вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время: создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации; создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды; создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств; создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения;

- по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики; заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса (п.п. 15.1, 15.2, 15.3, 15.6, 15.7, 15.10, 15.12, 15.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях).

Согласно п. 8 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся в их ведении, в пределах своих полномочий: определяют организации, создающие НФГО; организуют поддержание в состоянии готовности НФГО; организуют подготовку и обучение личного состава НФГО; создают и содержат запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения НФГО.

В силу п.п. 6, 6 (1), 7 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379, создание запасов и определение их номенклатуры и объемов исходя из потребности осуществляются органами местного самоуправления - для первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, и оснащения аварийно-спасательных формирований, спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Органы местного самоуправления осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием запасов. Информация о накопленных запасах представляется органами местного самоуправления - в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу п.п. 3-5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841, должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) подлежащие подготовке в области гражданской обороны. Повышение квалификации или курсовое обучение в области гражданской обороны должностных лиц местного самоуправления, возглавляющих местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований) муниципальных образований, расположенных на территориях, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне, работников гражданской обороны, руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, а также организаций, продолжающих работу в военное время, проводится не реже одного раза в 5 лет, повышение квалификации преподавателей предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также работников учебно-методических центров и курсов гражданской обороны - не реже одного раза в 3 года. Органы местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований: организуют и проводят подготовку населения муниципальных образований к защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; осуществляют подготовку личного состава формирований и служб муниципальных образований; проводят учения и тренировки по гражданской обороне; осуществляют организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований; создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Главным управлением МЧС России по Оренбургской области дд.мм.гг. принято решение -ГО о проведении в период с 09 час. 00 мин. дд.мм.гг. по 17 час. 00 мин. дд.мм.гг. плановой выездной проверки администрации ГО ЗАТО Комаровский в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны. Решение принято на основании ч. 2.3 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с наступлением сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий органов местного самоуправления на 2022 г.

В ходе проверки были выявлены факты невыполнения администрацией ГО ЗАТО Комаровский требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:

- органом местного самоуправления (ГО ЗАТО Комаровский) не осуществляется реконструкция и модернизация муниципальной системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения);

- муниципальная система оповещения населения не поддерживается в состоянии готовности (не актуализировано положение о муниципальной системе оповещения и информировании населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, не организовано эксплуатационно-техническое обслуживание системы оповещения населения);

- не установлены номенклатура, объем, порядок создания и использования резервов технических средств оповещения;

- не определен перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне;

- не разработано положение о спасательной службе муниципального образования (ГО ЗАТО Комаровский)

- не определены организации, создающие НФГО;

- заблаговременно в мирное время не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны;

- не организована подготовка должностных лиц, включенных в состав эвакуационной комиссии, должностных лиц, включенных в состав комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики;

- не созданы и не оснащены курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и не организована их деятельность или не обеспечено курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях.

Начальником отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области в связи с выявленными нарушениями дд.мм.гг. в отношении администрации ГО ЗАТО Комаровский составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Определением мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п. Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации ГО ЗАТО Комаровский объединено в одно производство с делом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, в отношении администрации ГО ЗАТО Комаровский.

Фактические обстоятельства совершения правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 и частью 2 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нашли свое подтверждение в судебном заседании, к выводу о виновности администрации ГО ЗАТО Комаровский в совершении административных правонарушениях мировой судья пришел на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, а именно: протоколов об административном правонарушении от дд.мм.гг., в которых отражены дата, время, место, обстоятельства совершения администрацией ГО ЗАТО Комаровский административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.7, ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ. При составлении протоколов об административных правонарушениях законному представителю юридического лица Ф.И.О9 были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.4 КоАП РФ, ему были вручены копии протоколов, что подтверждается его подписями; копии решения Главного управления МЧС России по Оренбургской области от дд.мм.гг.-ГО о проведении плановой выездной проверки; письма Главного управления МЧС России по Оренбургской области от дд.мм.гг., в котором руководитель администрации ГО Ф.И.О1 В.Ю. извещается о том, что в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. будет проведена плановая выездная проверка в области гражданской обороны в отношении объектов администрации ГО ЗАТО Комаровский. В приложении указана копия решения о проведении плановой выездной проверки от дд.мм.гг.-ГО; скриншота страницы, из которой усматривается, что письмо Главного управления МЧС России по Оренбургской области от дд.мм.гг. № ИВ-166-476 прочитано администрацией ГО ЗАТО Комаровский дд.мм.гг.; копии протокола осмотра -ГО/1 от дд.мм.гг., согласно которому был проведен осмотр системы централизованного оповещения населения; приложением к протоколу осмотра от дд.мм.гг. с изображениями электросирены С-40, рупорных громкоговорителей, усилителя мощности; копии протокола опроса главного специалиста по ГО Ф.И.О6 от дд.мм.гг., выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой руководителем – главой ГО ЗАТО Комаровский является Ф.И.О1 В.Ю.; копии Устава муниципального образования ГО ЗАТО Комаровский, копии постановления администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг.-п об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский; копии Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский; копией постановления администрации ГО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг.-п об утверждении Положения о муниципальной службе оповещения и информирования населения ГО ЗАТО Комаровский в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени; копии Положения о муниципальной службе оповещения и информирования населения ГО ЗАТО Комаровский в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, в соответствии с которым ответственность за поддержание сил и технических средств оповещения и информирования в постоянной готовности к применению, организацию своевременного технического обслуживания и ремонта несут руководители организаций, в ведении которых находятся эти силы и средства, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (п. 8 указанного Положения); копии паспорта системы оповещения ГО ЗАТО Комарвоский по состоянию на дд.мм.гг., согласно которому сирена С-40 установлена в 2017 г., год ввода в эксплуатацию СО УД – 2020 г. (договор от дд.мм.гг.); копии постановления администрации ГО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг.-п об утверждении Положения о подготовке населения ГО ЗАТО Комаровский в области гражданской обороны; копией Положения о подготовке населения ГО ЗАТО Комаровский в области гражданской обороны, в соответствии с которым в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны органы местного самоуправления создают, оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне и организуют их деятельность либо обеспечивают курсовое обучение соответствующих групп населения и оказание населению консультационных услуг в области гражданской обороны в других организациях (подп. «а» п. 5 указанного Положения); копии постановления администрации ГО ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг.-п об утверждении составов постоянно действующих комиссий при администрации ГО ЗАТО Комаровский, которым утверждены составы эвакуационной комиссии, комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций ЗАТО в мирное и военное время; копии постановления администрации муниципального образования ЗАТО Комаровский от дд.мм.гг.-п об утверждении Положения о создании муниципальных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне, номенклатуры и объемов создаваемых муниципальных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне; копией Положения о создании муниципальных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне; копией рекомендуемой номенклатуры и объема создаваемых муниципальных запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения мероприятий по гражданской обороне; копии плана гражданской обороны и защиты населения ГО ЗАТО Комаровский, утвержденного главой ГО ЗАТО Комаровский дд.мм.гг.г., согласованного с Главным управлением МЧС России по Оренбургской области, Департаментом пожарной безопасности и гражданской обороны Оренбургской области и иными материалами дела, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и сделан правильный вывод о виновности администрации городского округа закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области в совершении административных правонарушений.

Действия (бездействие) ГО ЗАТО Комаровский мировой судья верно квалифицировал: в части неактуализации положения о муниципальной системе оповещения и информировании населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, неорганизации эксплуатационно-технического обслуживания системы оповещения населения, неустановления номенклатуры, объема, порядка создания и использования резервов технических средств оповещения по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ - невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения; в части неопределения перечня организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, организаций, создающие нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, несоздания запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств в целях гражданской обороны, неорганизации подготовки должностных лиц, включенных в состав эвакуационной комиссии, комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики, несоздания и неоснащения курсов гражданской обороны и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ - невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

При этом неразработка положения о спасательной службе муниципального образования, мировым судьей исключено из предъявленного объема обвинения, оснований не согласится с данным выводом мирового судьи не имеется, так как спасательная служба в ГО ЗАТО Комаровский отсутствует, в соответствии с п. 8 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании ЗАТО Комаровский, по решению администрации ЗАТО Комаровский создаются спасательные службы гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций). Вид и количество спасательных служб, создаваемых администрацией ЗАТО Комаровский и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планом гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны организаций) задач и оформляется в виде перечня спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций), который утверждается постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации). Порядок создания спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций) определяется постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации).

Вопреки доводам должностного лица, указание в плане гражданской обороны и защиты населения Городского округа «Закрытое административно-территориальное образование Комаровский Оренбургской области», утвержденного главой ГО ЗАТО Комаровский дд.мм.гг.г., на выполнение мероприятий светомаскировки спасательной службой энергоснабжения гражданской обороны, контроль за качеством светомаскировки спасательной службой гражданской обороны охраны общественного порядка, обеспечение своевременной и квалифицированной помощи пострадавшим медицинской спасательной службой гражданской обороны, продовольственное обеспечение эвакуированного населения спасательной службой гражданской обороны торговли и питания, не свидетельствует о создании спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский, поскольку перечень спасательных служб гражданской обороны ЗАТО Комаровский (организаций) постановлением администрации ЗАТО Комаровский (приказом руководителя организации) не утверждался, соответствующее постановление о создании спасательных служб не издавалось, что также нашло своё подтверждение в пояснениях защитника Шмидт В.Н. и свидетеля Ф.И.О6

При отсутствии спасательной службы вменение должностным лицом администрации ГО Ф.И.О1 в нарушение неразработку положения о спасательной службе муниципального образования является преждевременным.

Доводы жалобы об излишнем исключении мировым судьей из обвинения юридического лица неосуществление реконструкции и модернизации системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения) заслуживают внимания.

Пунктом 32 Устава муниципального образования ГО ЗАТО Комаровский установлено, что к вопросам местного значения ЗАТО Комаровский относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории ЗАТО Комаровский от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны

В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона о гражданской обороне, органы местного, самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности с использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии с п.8 Положения о гражданской обороне, основным мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих пря военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения.

В соответствии с п.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют полномочия по оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации.

Согласно п. 3 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 578/365 (далее - Положение о системах оповещения населения), оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения в экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

В силу п. 7 Положения о системах оповещения населения, системы оповещения населения создаются: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения; на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения.

Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия муниципальной системы оповещения являются административные границы муниципального образования.

Согласно п. 13 Положения о системах оповещения населения, основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с проектной документацией «Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны Оренбургской области», выполняемой в рамках работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Оренбургской области, включая создание на её платформе региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО), предусмотрена модернизация пунктов управления и оповещения в муниципальных образованиях «Ясненский городской округ» и ЗАТО «Комаровский» Оренбургской области.

Как следует из материалов дела, в муниципальном образовании ЗАТО «Комаровский» предусмотрено проведение дооборудования существующей сирены С-40, путем оснащения цифровыми модулями запуска сирен и сопряжения с элементами управления и оповещения действующих устройств или (и) систем оповещения, а также расширение зон речевого оповещения на базе компактных цифровых блоков оповещения. При этом, управление модернизированной системы будет осуществляться через единую дежурно-диспетчерскую службу Ясненского городского округа и ЗАТО Комаровский.

Поскольку, зона уверенного звукового оповещения для сирены С-40 является территория в радиусе 800 метров и существующая сирена, установленная на крыше здания по ул. Южная, 29 А не оповещает людей, находящихся на территории по ул. Комарова, по ул. Южной (ниже Госпиталя) включая многоквартирные жилые дома №№ 16, 17, 18, 19, а также на социально значимых объектах: школа по ул.Южная, 20 А, детский сад по ул. Комарова, 14 А., следовательно, система оповещения ГО ЗАТО Комаровский требует реконструкции и модернизации.

Вместе с тем, вывод мирового судьи об исключении из обвинения юридического лица нарушения - неосуществление реконструкции и модернизации системы оповещения населения (системы централизованного оповещения населения), является ошибочным, поскольку система оповещения ГО ЗАТО Комаровский требует действий по реконструкции и модернизации со стороны администрации ГО ЗАТО Комаровский.

Выявленные судом нарушения являются существенными, в связи с чем постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Допущенные нарушения не позволили мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а потому постановление, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, подлежит отмене с возвращением административного дела на новое рассмотрение.

Согласно п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" следует иметь в виду, что ст. 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п.6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

По смыслу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, составляет 3 месяца.

После истечения данного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.

На момент рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей Ясненского районного суда Оренбургской области, трехмесячный срок привлечения к административной ответственности истек.

Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее рассмотрение дела по существу.

При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение мировому судье невозможно, следовательно, постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. о привлечении администрации Городского округа закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области к административной ответственности, также подлежит отмене, а производство по делу прекращению, за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу начальника отдела надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Оренбургской области Потапова Константина Сергеевича – удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка в административно-территориальных границах всего Ясненского района и ЗАТО п.Комаровский Оренбургской области от дд.мм.гг. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.7, ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Городского округа закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации Городского округа закрытое административно – территориальное образование Комаровский Оренбургской области прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст. ст. 30.12 — 30.19 КоАП РФ, путем обращения с жалобой (протестом) в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья