ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12(1 от 08.07.2016 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

дело №12(1)-82/16

РЕШЕНИЕ

г.Бузулук 08 июля 2016г.

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.

при секретаре Кирьяновой Д.А.

с участием представителя должностного лица ПАО «Оренбургнефть» ФИО1 - ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании протест Оренбургского природоохранного межрайпрокурора на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ** ** ****. вынесенного в отношении должностного лица – начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» - ФИО1 по ст.7.6 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

** ** **** старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, начальником отдела Управления Росприроднадзора по Оренбургской области вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» - ФИО1 по ст.7.6 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеназванным постановлением Оренбургский природоохранный прокурор обратился с протестом. В обосновании доводов протеста указывают, что данное постановление вынесено незаконно и подлежит отмене по следующему основанию. ** ** **** в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об охране водных объектов в деятельности ПАО «Оренбургнефть» установлено, что основным видом деятельности Общества является деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации. Юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 ВК РФ. Использование акватории водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется на основании договоров водопользования. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007г. №230 утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе». В нарушение вышеуказанных требований законодательства Обществом в целях транспортировки углеводородного сырья эксплуатируются водные переходы трубопроводов, расположенные в акваториях нижеследующих водных объектов, в отсутствие заключенных договоров водопользования.

Согласно должностной инструкции, утвержденной ** ** ****., начальник управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть»-ФИО1 обязан, в том числе организовывать и осуществлять контроль соблюдения в Обществе законодательства по охране окружающей среды; организовать и контролировать разработку мероприятий, направленных на исключение негативного техногенного воздействия на окружающую среду; нести ответственность за допущенные нарушения в области охраны окружающей среды на предприятии; рассматривать и согласовывать технические задания, договора в области охраны окружающей среды. Нести ответственность за сроки их заключения, контролировать их исполнение.

** ** ****. Управлением Росприроднадзора Оренбургской области по результатам плановой проверки и выявленных в ходе нее нарушений, заместитель начальника цеха по эксплуатации и ремонту трубопроводов ОАО «Оренбургнефть» - Г. был привлечен к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с этим вышеуказанное должностное лицо Управления Росприроднадзора по Оренбургской области прекратило производство по делу об административном правонарушении - из-за наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий постановления о назначении административного наказания, предусмотренного той же статьей КоАП РФ.

Однако, постановление от ** ** ****. возбуждено не в отношении начальника цеха по эксплуатации и ремонту трубопроводов ОАО «Оренбургнефть» - Г., а в отношении начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» -ФИО1

Кроме того, согласно постановления о прекращении производства по делу от ** ** ****., в момент возбуждения дела прокурором имелось выданное Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области предписание об обязании ПАО «Оренбургнефть» в срок до ** ** ****. принять меры по приведению деятельности в соответствии с требованиями п.2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса в части использования акватории рек. Наличие предписания по устранению нарушений требований законодательства не исключает ответственность за их нарушение.

Просят, постановление от ** ** ****. о прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в отношении начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» - ФИО1, отменить, дело направить на новое рассмотрение в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области.

Оренбургский природоохранный межрайпрокурор в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении протеста в их отсутствии, доводы протеста поддерживает.

Представитель административного органа Управления Росприроднадзора Оренбургской области в судебное заседание не явился, представили отзыв на протест Оренбургского природоохранного прокурора, просят оставить постановление от ** ** ****. без изменения, протест Оренбургской природоохранной прокуратуры без удовлетворения.

Представитель должностного лица ПАО «Оренбургнефть» ФИО1 - ФИО2, действующая по доверенности от ** ** ****., в судебном заседании указала, что постановление административного органа Управления Росприроднадзора Оренбургской области является законным и обоснованным, просила в удовлетворении протеста отказать.

Изучив материалы дела, с учетом позиции подателя протеста Оренбургского природоохранного прокурора, административного органа Управления Росприроднадзора Оренбургской области, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения протеста, по следующим основаниям:

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст.52 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

Законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч.1 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Водное законодательство является составной частью законодательства об охране окружающей среды. Водным кодексом РФ дано определение водопользователя – это физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом. п.14 ст.1 Водного кодекса РФ использование водных объектов (водопользование) – это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Любая эксплуатация объектов и сооружений, в том числе и эксплуатация трубопроводов должна быть безопасной для окружающей среды (ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

При эксплуатации трубопроводного транспорта нефти требуется проводить техническое обслуживание. Эксплуатация и обслуживание подводных переходов возможна лишь в пределах акватории поверхностных водных объектов.

При эксплуатации нефтепромыслового трубопровода необходимо проводить его техническое обслуживание в соответствии с «Правилами по эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов» (РД 39-132-94).

Отсутствие договора водопользования приводит к бесконтрольному использованию водным объектом, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительна водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 года № 230 утверждены «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе». Пунктом 2 данных Правил установлено, что предметом договора водопользования является использование акватории водного объекта.

Как усматривается из материалов дела, проверкой Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры, проведенной ** ** ****. установлено, что ПАО «Оренбургнефть» с ** ** **** в целях транспортировки углеводородного сырья, введены в эксплуатацию водные переходы трубопроводов, расположенные в акваториях следующих водных объектов, которые эксплуатируются и по настоящее время: <данные изъяты>

Акватории вышеуказанных водных объектов используются ПАО «Оренбургнефть» в отсутствие заключенных договоров водопользования.

ст.11 Водного кодекса РФ устанавливается закрытый перечень случаев, когда заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование не требуется, предоставление водных объектов в пользование при эксплуатации подводных переходов трубопроводного транспорта с установленной охранной зоной, надлежит осуществлять как в случае использования акватории водных объектов (пункт 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса РФ) на основании договора водопользования.

Обязанности по охране водных объектов при эксплуатации подводных переходов должны быть закреплены и прописаны в договорах водопользования.

В настоящее время договоры пользования водными объектами ПАО «Оренбургнефть» с Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области не заключались.

Постановлением Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратуры от ** ** ****., актом проверки от ** ** ****. и иными материалами дела, подтверждаются обстоятельства административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.6 КоАП РФ, как самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий.

Административное правонарушение по пользованию водными объектами без договоров о предоставлении водных объектов в пользование допущено должностным лицом - начальником управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» ФИО1

В случае совершения должностным лицом административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность указанного лица.

Согласно должностной инструкции от ** ** ****., утвержденной зам. генерального директора по ПБ ОТ ОС ОАО «Оренбургнефть» Л., должностными обязанностями начальника управления охраны окружающей среды ОАО «Оренбургнефть» - ФИО1 является:

- организовывать и осуществлять контроль соблюдения в Обществах законодательства по охране окружающей среды;

организовывать и контролировать разработку мероприятий, направленных на исключение негативного техногенного воздействия на окружающую среду;

нести ответственность за допущенные нарушения в области охраны окружающей среды на предприятии;

рассматривать и согласовывать технические задания, договора в области охраны окружающей среды. Нести ответственность за сроки их заключения, контролировать их исполнение;

организовывать и контролировать планирование/использование затрат по Бизнес-плану на выполнение природоохранных работ.

В период с ** ** ****. с участием Управления Росприроднадзора по Оренбургской области неоднократно проводились плановые выездные и внеплановые документарные проверки в отношении ОАО «Оренбургнефть». По результатам их проведения выдавались предписания об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта.

Статья 7.6 КоАП РФ включена в Главу 7 названного Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности".

Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии водного объекта или его части, использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, водопользовании с нарушением его условий.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.7.6 КоАП РФ, составляет 3 месяца.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника отдела Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Н. прекращено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» - ФИО1 по ст.7.6 КоАП РФ.

Из материалов дела усматривается, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место ** ** ****.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, в совершении административного правонарушения.

Таким образом, установленный ч.1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности в настоящее время истек.

В силу положений ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о наличии в действиях лица состава административного правонарушения при отсутствии процессуального акта о привлечении лица к административной ответственности обсуждаться не может.

Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в части 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая, что срок давности в настоящее время истек, ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено постановление не допускается, основания для удовлетворения протеста и отмены или изменения вынесенного постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении от ** ** ****. вынесенного в отношении должностного лица – начальника управления охраны окружающей среды ПАО «Оренбургнефть» - ФИО1 по ст.7.6 КоАП РФ - оставить без изменения, протест Оренбургского природоохранного межрайпрокурора - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Дегтярева И.В.