ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12(1 от 18.09.2017 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

дело № 12(1)-215/2017

РЕШЕНИЕ

г.Бузулук 18 сентября 2017 года

Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Кривенков О.В., при секретаре Моисеевой А.В., с участием защитника Паниной М.П., действующей на основании доверенности от ** ** ****.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» Карповой Г.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г.Бузулука оренбургской области от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» (ИНН , ОГРН <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

ООО «Бугурусланнефть» не выполнило требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением мирового судьи судебнго участка № 3 г.Бузулука Оренбургской области от ** ** ****. ООО «Бугурусланнефть» признано виновным в том, что не выполнило требования, установленные ст.14 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.п.2, 4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002г. № 240, п. 2 Приказа МЧС РФ от 04.11.2004г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», Приказа МЧС РФ от 28.12.2004г. № 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2005г. за рег. № 6514), а именно не составили паспорта безопасности на опасные производственные объекты I и II классов опасности, а также не разработало планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти для объектов ООО «Бугурусланнефть», за что предусмотрена ответственность ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Бузулукский районный суд Оренбургской области, защитник просит постановление мирового судьи отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Панину М.П., поддержавшую доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с п.2 приложения к приказу МЧС России от 04.11.2004г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта», Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается на объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнические сооружения в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Как установлено в ходе рассмотрения дела, в соответствии со свидетельством о регистрации опасных производственных объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов от 02.06.2015 № А49-02468 ООО «Бугурусланнефть» эксплуатировало опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, а именно: <данные изъяты>

В данном случае, определения «опасный производственный объект», «потенциально опасный объект» и «критически важный объект» не применимы. Соответственно, судья не может согласиться с доводов жалобы защитника о том, что в связи с неравнозначностью определений «критически важный объект», «потенциально опасный объект», «опасный производственный объект», паспорта безопасности опасного объекта должны разрабатываться исключительно на критически важные объекты и потенциально опасные объекты.

Объекты, использующие, производящие, перерабатывающие, хранящие или транспортирующие радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнические сооружения являются опасными производственными объектами, на которые в обязательном порядке разрабатываются паспорта безопасности опасного объекта.

В соответствии с п.п.14, 15 Правил разработки и согласования и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (Приложение к Приказу МЧС России от 28.12.2004г. № 621) Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителем и органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.

Таким образом, с учетом вышеизложенных положений п.3 раздела III Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (Приложение к Приказу МЧС России от 28.12.2004г. № 621), ООО «Бугурусланнефть» обязано было по окончании срока действия ранее утвержденных планов осуществить разработку и утверждение планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, однако ООО «Бугурусланнефть» не были предприняты меры по устранению выявленных нарушений требований Федерального законодательства.

Выводы, изложенные в постановлении о наличии в действиях ООО «Бугурусланнефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, сделаны мировым судьей на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств: протокола об административном правонарушении, акта проверки в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, письменных объяснений, оцененных мировым судьей по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах бездействие ООО «Бугурусланнефть» правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

При оценке наличия субъективной стороны во вменяемом правонарушении мировой судья пришел к правильному выводу, что обществом не были приняты все зависящие от него своевременные меры по соблюдению требований публичного порядка и не проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание публично-правовых последствий.Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено, процедура привлечения общества к административной ответственности и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено в минимальном размере в соответствии с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по ст.2.9 КоАП РФ судьей не установлено.

Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного акта в части назначенного обществу наказания в силу следующего.

Федеральным законом от 31.12.2014г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ. Указанным Федеральным законом ст.4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, ч.3.2 и ч.3.3.

В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела ООО «Бугурусланнефть» с ** ** **** находится в процессе реорганизации путем присоединения к ПАО «Оренбургнефть», в частности между указанными юридическими лицами ** ** ****. был подписан договор присоединения, а ** ** ****. передаточный акт. Процедура реорганизации была завершена путем подачи ** ** ****. соответствующего заявления и ** ** ****. ООО «Бугурусланнефть» исключено из реестра юридических лиц в связи с его реорганизацией путем присоединения к ПАО «Оренбургнефть». Указанные обстоятельства подтверждена выпиской из ЕГРН от ** ** ****., представленной защитником в судебное заседание.

Согласно заявлению от ** ** ****. ПАО «Оренбургнефть» направляло в адрес надзорного органа соответствующие планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые содержали, в том числе, производственные объекты ранее принадлежащие ООО «Бугурусланнефть». То есть ПАО «Оренбургнефть», как правопреемником ООО «Бугурусланнефть» были осуществлены необходимые действия по разработке и согласованию указанных планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Судья принимает во внимание то обстоятельство, что к моменту рассмотрения дела ООО «Бугурусланнефть» реорганизовано и уплата (взыскание) штрафа в назначенном размере будет затруднительно и повлечет неблагоприятные последствия в осуществляемой обществом экономической деятельности уже правопреемника – ПАО «Оренбургнефть».

Несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч.1 ст.34, ст.35, ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

При таких обстоятельствах назначенное обществу административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> руб. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, не соответствует его материальному положению, характеру производственной деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного постановление мирового судьи судебного участка № 3 г.Бузулука Оренбургской области от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть», подлежат изменению путем снижения назначенного ему наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты> руб.

Кроме того, с учетом того, что к моменту рассмотрения дела ООО «Бугурусланнефть» исключено из ЕГРЮЛ в качестве юридического лица, а его права и обязанности в порядке универсального правопреемства в связи с реорганизацией в форме присоединения перешли к ПАО «Оренбургнефть», судья приходит к выводу о том, что обязанность по уплате указанного штрафа необходимо возложить на правопреемника ООО «Бугурусланнефть» – ПАО «Оренбургнефть».

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть» Карповой Г.В. удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 г.Бузулука Оренбургской области от ** ** ****. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Бугурусланнефть», изменить: назначенное административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей снизить до <данные изъяты> рублей и определить плательщиком штрафа публичное акционерное общество «Оренбургнефть» (ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, 461040, <адрес>

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, установленном ст.ст.30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья О.В. Кривенков