дело № 12(1)-6/2020
РЕШЕНИЕ
г. Ясный 25 июня 2020 года
Судья Ясненского районного суда Оренбургской области Ковалева Н.Н.
при секретаре Магияровой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 № от дд.мм.гг. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 № от дд.мм.гг. начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части 68545 гражданского персонала Вооруженных сил РФ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 16000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указал, что доказательства по административному делу получены с нарушением закона, при рассмотрении дела были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ. В качестве специалиста к осмотру объектов воинской части привлечен заместитель начальника отделения ФГПН Специального управления ФПС № МЧС России майор внутренней службы Ф.И.О4, который дополнительные требования пожарной безопасности не знает, поэтому не мог объективно оценивать состояние пожарной безопасности объектов воинской части. При производстве осмотра производилось фотографирование на мобильные телефоны проверяющих. В акте указано на недостающее количество пожарно-технического имущества (далее - ПТИ) в пожарной команде войсковой части 68545. Между тем, ПТИ выдано в необходимом количестве двум пожарным расчетам для несения суточного дежурства. Материально ответственным лицом в пожарной команде является начальник пожарной команды, который на момент проверки находился в отпуске. В отпуск был отпущен без полной передачи ПТИ. Указано на отсутствие макета (схемы) территории объекта защиты, однако, фактически схема имеется, что подтверждается приложенной к акту фотографией (фото №). В соответствии с п. 7 ПП РФ от дд.мм.гг.№ наличие планов эвакуации предусмотрено на объектах с рабочими местами на этаже для 10 и более человек. В пожарном депо одновременно на смене находится менее 10 человек (фото №). То есть наличие планов эвакуации ничем не предусмотрено. Как недостаток указано, что отсутствуют сертификаты на отделочные материалы на путях эвакуации. Пожарное депо одноэтажное, по периметру имеются открывающиеся окна, имеются в наличии приставные лестницы для эвакуации. В соответствии с программой боевой подготовки для подразделений пожарной охраны Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной заместителем Министра обороны Российской Федерации дд.мм.гг., выход личного состава дежурной смены, посадка в пожарный автомобиль предусмотрены через ворота пожарного депо, никаких препятствий для выхода пожарного расчёта и посадки в пожарный автомобиль не имеется. Кроме того, прилегающая к пожарному депо территория ежедневно очищается от мусора, проверяется при приёме - сдачи дежурства ежесуточно с 8 до 9 часов. На момент проверки личный состав дежурной смены находился на занятиях, за время которых ветром надуло листву. В ходе осмотра территории комиссия не учла осеннее время года и непрекращающийся в день проверки ветер и листопад. При проектировании и строительстве зданий дивизии автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения людей о пожаре, внутренний противопожарный водопровод не были предусмотрены. В течение 2018-2019 годов командование дивизии неоднократно обращалось в обслуживающие организации по вопросам оборудования объектов охранно-пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре. Должностным лицом не учтено, что на расстоянии двести метров от парка ББО в зоне видимости находится пожарное депо с двумя заправленными водой и пеной пожарными автомобилями и пожарными расчётами, осуществляющими круглосуточное дежурство. В 10 метрах от пожарного депо имеется пожарный водоём с запасом воды 60 куб. м. В парке ББО имеется стационарная связь с пожарной командой. Время подъезда пожарных автомобилей к объектам ББО не более 1 минуты. Кроме того, в войсковой части 68545 разработан и утверждён командиром дивизии план противопожарной охраны, в соответствии с которым в случае возникновения пожаров на объектах дивизии, в том числе и в парке ББО, для тушения задействуются пожарные расчеты войсковой части 12466, войсковой части 93766, подразделения МЧС, то есть обеспечение пожарной безопасности парка ББО соответствует предъявляемым требованиям. Указание на отсутствие молниезащиты на объектах ББО не соответствует действительности. На всех плоских крышах зданий (в том числе на боксах ББО) имеются по периметру металлические сетки с контуром заземления, что и является молниезащитой. Эти моменты отражены в проектно-сметной документации. В период с 2017 по 2019 годы во все части и подразделения дивизии, в том числе и в ББО, выдавались новые огнетушители. Всего за указанный период получено и выдано 495 огнетушителей. Наличие новых огнетушителей в парке ББО подтверждается фотографией №, приложенной к акту осмотра. Обеспеченность парка ББО огнетушителями соответствует нормам положенности, утверждённым приказом МО РФ 2018 г. №. Пожарные щиты в парке ББО укомплектованы в соответствии с нормами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг.№.
Большая часть выявленных и указанных нарушений допущены в связи с не выполнением обслуживающими войсковую часть организациями возложенных на них приказом Министра обороны Российской Федерации 2018 г. № «Об утверждении инструкции по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации пожарно-технической продукцией», приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» 2017 г. № «Об утверждении регламентов «О порядке проведения работ по санитарному содержанию внутренних помещений и прилегающих территорий казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» и «О порядке проведения технического обслуживания и ремонта собственными силами зданий и сооружений казарменного и иных фондов Минобороны России структурными подразделениями ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» обязанностей.
В соответствии с указанными приказами в январе 2019 года был разработан и согласован со структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России» годовой план график обслуживания систем противопожарной защиты войсковой части 68545. Приказом командира войсковой части 68545 от дд.мм.гг.№ «О назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объектов» ответственным за противопожарное состояние соединения назначен заместитель командира по тылу - начальник тыла войсковой части 68545, то есть он является субъектом административного правонарушения.
В своем дополнении к жалобе указывает, что проверенные комиссией 1 объекты введены в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона от дд.мм.гг. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», с момента постройки капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение не проводились. В соответствии с «Положением о ведомственной пожарной охране Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденным приказом Министра Обороны Российской Федерации от дд.мм.гг.№, возложенными на меня должностными обязанностями и приказом командира войсковой части 68545 от дд.мм.гг.№ «Об организации противопожарной охраны войсковой части 68545 в 2019 году» он, как должностное лицо, осуществляет контроль организации и состояния противопожарной защиты войсковых частей соединения. Ответственными за противопожарное состояние объектов назначены командиры частей и подразделений соединения. При привлечении к административной ответственности какие-либо действия с его стороны, направленные на подрыв пожарной безопасности соединения, не выявлены. Бездействие так же ничем не доказано. За период работы в занимаемой должности все возложенные приказом Министра Обороны Российской Федерации и командиром войсковой части 68545 должностные обязанности выполнялись. Просит суд постановление государственного инспектора Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 № от дд.мм.гг. отменить, производство по делу прекратить.
Лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался надлежащим образом, в представленном суду заявлении просил о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Государственный инспектор Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, с учетом доводов жалобы, суд пришел к следующему.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Частью 2 статьи вышеуказанной статьи установлена ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, в том числе между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности урегулированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В этой же статье закреплено понятие особого противопожарного режима как дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 30 Федерального закона № 69-ФЗ особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2019 года № 297-п в связи с в связи с повышением пожарной опасности на территории Оренбургской области и в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Оренбургской области с 01 мая 2019 года и до принятия соответствующего постановления Правительства Оренбургской области о его отмене был установлен особый противопожарный режим.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 30 сентября 2019 № 749-пп отменен с 1 октября 2019 года особый противопожарный режим на территории Оренбургской области, введенный постановлением Правительства Оренбургской области от 30 апреля 2019 года № 297-п "Об установлении на территории Оренбургской области особого противопожарного режима.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, дд.мм.гг. старшим помощником военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549 майором юстиции Ф.И.О8 с участием специалистов - заместителя начальника отделения ФГПН Специального управления ФПС № МЧС России майора внутренней службы Ф.И.О4, заместителя командира группы охраны и обороны войсковой части 21424 cт. л-та Ф.И.О6 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности. В ходе осуществления проверки противопожарного состояния помещений и территории войсковой части 68545, находящейся по адресу: ЗАТО ФИО3, ..., выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами, правилами и стандартами, совершенные в условиях особого противопожарного режима, а именно:
- пожарное ДЕПО, помещения парка батальона боевого обеспечения, учебные корпуса №.2 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре. Основание: cm.52 ФЗ от дд.мм.гг.№ ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
- отсутствуют сертификаты на материалы, применяемые для отделки полов и стен на путях эвакуации пожарного ДЕПО, коридоров АСО. Основание: п.4.3.2 свода правил 1.13130.2009 г.:
- прилегающая территория парка ББО от сухой травы, листвы и мусора не очищена. Основание: п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№.
- в парке ББО, в учебных корпусах №,2 своевременная перезарядка и замена огнетушителей не обеспечена. Основание: п. 70.478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№:(Лото 37,41,42 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- пожарные щиты в парке ББО разукомплектованы. Основание: п. 482 (приложение 6) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№: (фото 38,39 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- все помещения парка ББО и учебного корпуса АСО молниезашитой не оборудованы. Основание: ст. 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности - ФЗ от дд.мм.гг.№: п.1.1, таблицы 1 РД 34.21.122-87 (Инструкция по устройству молниезашиты здании и сооружений).
- Во всех помещениях парка ББО, а также на автомобильной технике находятся огнетушители с истекшими сроками перезарядки, освидетельствования и своевременной замены (неисправны). Основание: п. 70, п.478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№: (фото 37 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- техническая территория парка ББО, а также полоса прилегающей местности шириной 25 метров вокруг внешнего ограждения, от мелкой поросли, сухостоя не очищена, трава, на расстоянии 1 метра вокруг каждого сооружения, не выкошена. Основание: п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№: (фото 31-33,36 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- план эвакуации учебного корпуса АСО, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планам эвакуации, не переработан. Основание: п.6.2.4 и 6.2.7 ГОСТа Р дд.мм.гг.-2009 г. «Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесиентные эвакуационные. Требования и методы контроля».
- в здании учебного корпуса АСО и учебного корпуса № знаки пожарной безопасности, обозначающие пути эвакуации и эвакуационные выходы, а также эвакуационное освещение, отсутствуют. Основание: п.43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№: п.4.3.1 СП 1.13130.2009 г. (Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы фото 53 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- в учебном корпусе АСО второй эвакуационный выход отсутствует. В учебном корпусе № для второго, третьего этажей, эвакуационные выходы отсутствуют (заложены) Основание: п. 25 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№:п.6.16 СНиП 21-01-97*. п.4.2.1 СП 1.13130.2009 (Системы противопожарной зашиты. Эвакуационные пути и выходы).
- дверной проем, ведущий из коридора в холл в учебном корпусе АСО высотой менее 2 метров. Основание: п. 6.16 СНиП 21-01-97*.
- дверь в учебном корпусе АСО, ведущая в электрощитовую, выполнена из деревянной конструкции. Основание: п. 7.4. С НиП 21-01-97*.
- эвакуационный выход учебного корпуса № заперт на навесной замок. Основание: п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от дд.мм.гг.№:(фото 63 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- двери, в учебном корпусе № отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров учебного корпуса, устройством для самозакрывания и уплотнением в притворе не оборудованы. Основание: п.6.18* СНиП 21-01-97*:(фото 60 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- вторая дверь, ведущая к выходу из учебного корпуса № открывается не по направлению выхода из здания. Основание: п.6.17 СНиП 21-01-97*.
- в учебном корпусе № выходы на чердак или кровлю оборудованы не противопожарными люками 2-го типа. Основание: п.7.7. СП 4.13130.2013 (Системы противопожарной зашиты. Ограничение распространения пожара на объектах зашиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям).
- пожарные водоемы и гидранты, расположенные возле пожарного депо, казарм №.2 и штаба ГРСС войсковой части 68545 не оборудованы подъездными путями с площадками, размерами 12x12 метров для разворота пожарных автомобилей. Основание: ст. 98 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности-ФЗ от дд.мм.гг.:(фото 67-72 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.) (фото 67-71 приложения к акту осмотра пожарного депо от дд.мм.гг.).
- у пожарных гидрантов и водоемов, а также по направлениям к ним, соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации) с четко нанесенными цифрами, указывающими расстояние до водоисточников, отсутствуют. Основание: п.8.6 СП 8.13130.2009.
В соответствии с пунктом 1.1 СП 1.13130.2009 Свода правил. "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от дд.мм.гг. N 171 (далее - СП 1.13130.2009), данный свод правил разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от дд.мм.гг. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Согласно пункту 1.2 СП 1.13130.2009 требования настоящего свода правил не применимы к зданиям специального назначения (для производства и хранения взрывчатых веществ и средств взрывания, военного назначения, горных выработок). Как следует из ответа на запрос суда командира войсковой части 68545 полковника Ф.И.О11 пожарное депо, парк батальона боевого обеспечения, учебный корпус АСО, учебный корпус №, противопожарное водоснабжение, расположены на территории войсковой части 68545 и относятся к объектам военного назначения. В связи с чем, суд считает необходимым исключить указание в постановлении на несоответствие требованиям СП 1.13130.2009.
Согласно п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гг. N 390 на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
Между тем, доказательства наличия планов эвакуации граждан заявителем не представлены. Ссылка заявителя на то, что в пожарном депо одновременно на смене находится менее 10 человек, является несостоятельной, поскольку, должностным лицом вменяется нарушение в виде отсутствия переработанного плана эвакуации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к нему, в учебном корпусе АСО.
Кроме того, выявленный в ходе проверки факт отсутствия молниезащиты в парке ББО и учебного корпуса АСО документально не опровергнут.
Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. N 390 "О противопожарном режиме", правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Пунктом 4 ППР определено, что руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
К первичным средствам пожаротушения данными Правилами отнесены, в том числе, огнетушители (воздушно-пенные, порошковые и углекислотные).
Согласно пункту 70 ППР руководитель организации обеспечивает объект защиты огнетушителями по нормам согласно пунктами 468 и 474 настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя (п.478). Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в специальном журнале произвольной формы.
Вопреки доводу заявителя, несмотря, на обеспеченность парка ББО огнетушителями соответствует нормам положенности, утверждённым приказом МО РФ 2018 г. №, своевременная перезарядка и замена огнетушителей в парке ББО и в учебных корпусах №,2 не производилась, что подтверждается пояснениями ФИО1 о наличии на момент проверки огнетушителей с просроченным сроком перезарядки, данными им в ходе судебного заседания дд.мм.гг., актом проверки и фотографиями к нему.
Согласно п. 482 постановления Правительства Российской Федерации от дд.мм.гг.№ «О противопожарном режиме» пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению N 6.
При этом суд считает необходимым исключить из объема вмененных должностному лицу нарушений нарушение п.482 ППР РФ, указанное в п.5 оспариваемого постановления, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, замеры объема песка в ящиках не производились.
В силу ст. 52 Федерального закона от дд.мм.гг. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч.1 ст. 54 Федерального закона от дд.мм.гг. N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из пункта 4 таблицы 1 Ведомственного свода правил 21-07-07 от дд.мм.гг. «По определению зданий, сооружений, помещений и оборудования объектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» казармы, солдатские общежития подлежат автоматической установки пожарной сигнализации, в связи с чем довод заявителя о том, что при проектировании и строительстве зданий дивизии автоматическая пожарная сигнализация и системы оповещения людей о пожаре не были предусмотрены, является не состоятельным. Данные требования настоящих Правил имеет обязательный характер.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549 подполковника юстиции Ф.И.О7 от дд.мм.гг.; решением о проведении проверки № от дд.мм.гг.; актом осмотра пожарного депо, парка батальона боевого обеспечения, учебного корпуса АСО, учебного корпуса № и противопожарного водоснабжения, расположенных на территории войсковой части 68545 от дд.мм.гг.; фототаблицами к акту осмотра; письменными объяснениями начальника службы противопожарной защиты спасательных работ ФИО1; ходатайством старшего помощника военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549 Ф.И.О8 о продлении срока проверки от дд.мм.гг.; решением военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549 Ф.И.О9 о продлении срока проведения проверки № от дд.мм.гг. и иными материалами дела.
Оценив приведенные выше доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ и его виновности в совершении правонарушения, как должностного лица, верно установив в оспариваемом постановлении фактические и юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Объектом административного правонарушения, вменяемого в вину начальнику службы противопожарной защиты и спасательных работ войсковой части 68545 гражданского персонала Вооруженных сил РФ ФИО1 предусмотренного ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона N 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно части 1 стать 38 Федерального закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ установлены права и обязанности должностных лиц в области пожарной безопасности. В соответствии с указанной статьей должностные лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями статей 242 и 265 руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от дд.мм.гг.№ начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ обязан организовать и проводить контроль за соблюдением в соединении (воинской части) требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Направленных на повышение живучести материально-технической базы соединения (воинской части) в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени.
Согласно трудовому договору № от дд.мм.гг. и приказа командира войсковой части №№ от дд.мм.гг. ФИО1 принят на работу в войсковую часть № на должность начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ.
Как следует из должностной инструкции от дд.мм.гг., утвержденной заместителем командира по тылу — начальником тыла войсковой части №Ф.И.О10, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ гарнизона ФИО1 отвечает за организацию противопожарной защиты в гарнизоне и за постоянную готовность военных команд противопожарной защиты и спасательных работ, штатных пожарных расчетов, штатных и нештатных пожарных команд воинских частей гарнизона. Кроме того, должностная инструкция возлагает на начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ гарнизона ФИО1 обязанности по принятию мер к немедленному устранению недостатков в противопожарном состоянии жилых и служебных помещений, складов, парков, и других объектов, запрещать пользование неисправными приборами отопления и освещения, а также зрительными залами и другими помещениями, не оборудованными в противопожарном отношении; следить за содержанием в исправности средств пожаротушения на гарнизонных объектах и в воинских частях гарнизона.
То есть на момент проведения проверки, проводимой на основании Решения военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть №Ф.И.О9 о проведении проверки от дд.мм.гг.№ ответственность за организацию противопожарной защиты в гарнизоне возлагалась на начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ гарнизона ФИО1
Как следует из текста представленных писем и заявок, направляемых начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ гарнизона ФИО1 до проведении проверки, в которых указывалось о необходимости принятия мер по проведению обслуживания и ремонта пожарных кранов, перезарядки огнетушителей, замене неисправных пожарных гидрантов, обработке огнезащитной смесью стен и занавеси солдатского клуба войсковой части 68545. Факт направления заявок ФИО1 судом установлен. Копии заявок приобщены к материалам дела.
Данные обстоятельства подтверждают, что определенная работа начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ ФИО1 проводилась, но в большей степени они доказывают, что принятые меры явились недостаточными для обеспечения пожарной безопасности объектов проверки и виновность в выявляемых нарушениях именно ФИО1, который согласно должностным инструкциям, должным образом и своевременно работу по проведению мероприятий по принятию мер к немедленному устранению недостатков в противопожарном состоянии жилых и служебных помещений не организовал.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами, оценка которым дана должностным лицом при вынесении обжалуемого постановления от дд.мм.гг..
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность освобождения физического лица от административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в состоянии крайней необходимости или невменяемости. Начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ ФИО1 не представлено доказательств совершения административного правонарушения при указанных условиях, соответственно объективные причины освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Вина начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ ФИО1 согласно ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, заключается в том, что он, являясь лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, совершил административное правонарушение, в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Суд, проанализировав представленные материалы, полагает, что выявленные в ходе проведенной проверки органом государственного пожарного надзора нарушения составляют объективную сторону состава ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с чем, начальник службы противопожарной защиты и спасательных работ ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности за их совершение.
Однако необходимо учитывать, что в объективную сторону состава административного правонарушения по ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ не входит обязанность доказать соблюдение или несоблюдение должностным лицом факта исполнения или неисполнения им своих обязанностей по направлению заявок по исполнению требований пожарной безопасности, а лишь факт нарушения требований пожарной безопасности руководителем организации, либо лицом, в установленном порядке назначенным ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, несостоятелен, поскольку в силу положений ст. 38 ФЗ РФ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, руководители, а ФИО1 являлся начальником службы противопожарной защиты и спасательных работ и на него возложено обязанности по обеспечению пожарной безопасности.
Привлечение ФИО1 к административной ответственности как должностного лица не противоречит положениям ст. 38 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку материалами дела объективно подтверждается, что он является лицом ответственным за пожарную безопасность.
Судом отклоняется довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1, поскольку опровергается представленными в материалы дела доказательствами.
Объективная сторона вменяемого административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает противопожарные правила, технические регламенты, нормы в условиях особого противопожарного режима. Нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы не влекут сомнений в правильности постановления должностного лица и не могут являться причиной его отмены, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм материального или процессуального права, а сводятся к несогласию заявителя жалобы с оценкой доказательств его вины и обстоятельств выявления правонарушения.
Назначенные ФИО1 вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.4 КоАП РФ. Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, и является справедливым. Оснований для изменения назначенного наказания не имеется.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление государственного инспектора Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 № от дд.мм.гг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника службы противопожарной защиты и спасательных работ ФИО1 является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Специального управления ФПС № МЧС России по пожарному надзору ФИО2 № от дд.мм.гг. по делу об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1, без удовлетворения
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья