ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12(Ж от 29.11.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Романов В.В. Дело №21-545/2021 (№12(ж)-873/2021)

64RS0048-01-2021-004273-94

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2021 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Домнина А.В.,

при секретаре судебного заседания Мухиной А.В.,

рассмотрев жалобу Царева Н.П. на решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 30 сентября 2021 года по жалобе Царевой Нины Павловны на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 064/04/7.324-466/2021 от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ в отношении Царева Н.П.,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 064/04/7.324-466/2021 от 27 августа 2021 года Царева Н.П. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 30 сентября 2021 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Царевой Н.П. подана жалоба, в которой заявитель просит об отмене постановленных актов должностного лица и районного суда. В обоснование доводов жалобы ссылается на малозначительность вмененного правонарушения, указывая, что общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Лифт-Надежность» впоследствии повторно участвовало в предварительном отборе квалифицированных подрядных организаций и было включено в Сводный реестр квалифицированных подрядных организаций в силу того, что ими был представлен спорный договор с АО «ЦПИРТИ им. Академика А.И. Берга» со сведениями о том, что договор подписан электронными подписями. Также, указывает, что не может нести административную ответственность по части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ, так как не является должностным лицом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, она является членом комиссии по проведению предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций, и была избрана как представитель общественности.

В судебном заседании Царева Н.П. и ее защитник Исламов М.Р. доводы жалобы поддержали.

Представитель должностного лица Пастухов Н.Г. в судебном заседании возражал по доводам жалобы, указывая на законность постановленных актов.

Проверив законность и обоснованность решения судьи районного суда, постановление должностного лица в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении, а также не оспаривалось заявителем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах по предмету предварительного отбора, № 55 от 07 сентября 2020 года Царева Н.П., является членом комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

Порядок формирования реестра квалифицированных подрядных организаций определен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2016 года № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») (далее – Положение).

Постановлением Правительства Саратовской области от 05 августа 2016 года № 413-П «Об уполномоченном органе исполнительной власти Саратовской области» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее – Министерство) определено уполномоченным органом исполнительной власти области на ведение реестра квалифицированных подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории области.

06 августа 2020 года извещение № 016020000092000090 о проведении предварительного отбора было опубликовано Министерством в Единой информационной системе в сфере закупок. Предметом предварительного отбора согласно извещению № 016020000092000090 является выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов). Дата окончания подачи заявок – 25 августа 2020 года.

Согласно подпункту «в» пункта 8 Положения предварительный отбор подрядных организаций (далее – предварительный отбор) проводится для оказания услуг и (или) выполнения работ по следующим предметам электронного аукциона: оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (далее - ремонт (замена, модернизация) лифтов).

Согласно пункту 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, ремонт (замена, модернизация) лифтов, разработка проектной документации, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с настоящим Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам устанавливается органом по ведению реестра в документации о проведении предварительного отбора в размере: не более 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым участником предварительного отбора как членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случаях проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций по предметам электронного аукциона, предусмотренным подпунктами «а» - «в» пункта 8 настоящего Положения.

Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам.

Согласно пункту 38 Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения: копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора, предусмотренного подпунктом «п» пункта 23 настоящего Положения, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, в которых указаны установленный срок оказания услуг и (или) выполнения работ и их первоначальная стоимость, копии актов приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ или иных документов по таким контрактам и (или) договорам, в которых указана их окончательная стоимость и которыми подтверждается приемка заказчиком услуг и (или) работ, оказанных и (или) выполненных в полном объеме.

Также согласно разделу IV документации по предварительному отбору одним из требований к участнику является: наличие у участника предварительного отбора за 3 года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в предварительном отборе, опыта оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора, не менее чем по 3 исполненным контрактам и (или) договорам, предметом которых являлись ремонт (замена) лифтового оборудования, в том числе по договорам, заключенным в соответствии с Положением. При этом минимальный размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по указанным исполненным контрактам и (или) договорам должен составлять 10 процентов предельного размера обязательств по договорам строительного подряда, в соответствии с которым указанным участником предварительного отбора, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Размер стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ по всем исполненным контрактам и (или) договорам, представленным участником предварительного отбора и соответствующим требованиям настоящего пункта, определяется как совокупная стоимость услуг и (или) работ по таким контрактам и (или) договорам.

Требование о представлении копии не менее 3 исполненных контрактов и (или) договоров содержится в разделе V документации о предварительном отборе.

В силу пункта 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях: несоответствие участника требованиям, установленным пунктом 23 настоящего Положения; заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным пунктом 38 настоящего Положения.

Аналогичные основания к отказу во включении в реестр установлены в разделе IX документации о предварительном отборе.

Согласно протоколу № 55 рассмотрения заявок от 07 сентября 2020 года на участие в предварительном отборе подано 8 заявок. Также из протокола № 55 рассмотрения заявок от 07 сентября 2020 года следует, что заявка ООО «Лифт-Надежность» признана несоответствующей требованиям документации по предварительному отбору ввиду следующего: «Несоответствие заявки участника пункту 4 раздела V документации и пункту 38 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615: представлены контракты и (или) договора, предметом которых являлись строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, являющихся объектами капитального строительства, подтверждающие опыт оказания услуг и (или) выполнения работ, аналогичных предмету проводимого предварительного отбора в количестве менее 3 штук (1 договор представлен в формате Word без подписей, 1 договор и акт с датами 25 января 2017 года – 05 мая 2017 года, то есть более 3-х лет)».

Дата окончания срока подачи заявок – 25 августа 2020 года. Таким образом, контракты/договоры должны быть представлены за период с 25 августа 2017 года по 25 августа 2020 года.

14 сентября 2020 года в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО «Лифт-Надежность» на действия органа по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области при проведении предварительного отбора по извещению № 016020000092000090 «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов)».

Решением Саратовского УФАС России № 064/10/18.1-1311/2020 от 23 сентября 2020 года в действиях организатора торгов – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области при проведении предварительного отбора по извещению № 016020000092000090 «Выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт (замена, модернизация) лифтов)» выявлены нарушения, установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах.

При вынесении решения № 064/10/18.1-1311/2020 от 23 сентября 2020 года о признании жалобы ООО «Лифт-Надежность» обоснованной комиссия Саратовского УФАС России установила, что в заявке ООО «Лифт-Надежность» в подтверждение опыта заявителем представлены следующие документы: договор на поставку и замену грузопассажирского лифта с АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», срок оказания услуг: 13 сентября 2017 года – 01 ноября 2017 года; договор на выполнение работ по постановке и установке лифта с ФГУП «Научно-исследовательский институт «Квант», срок оказания услуг с 25 января 2017 года по 05 мая 2017 года; договор на выполнение работ по установке лифта с АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга», срок оказания услуг - с 08 ноября 2018 года по 19 июня 2019 года; договор на монтаж лифтов с ПАО «Туполев», срок оказания услуг - с 25 января 2019 года по 13 июля 2019 года. Из текста спорного договора следует, что основанием для его заключения является решение закупочной комиссии: протокол № 31806949326 от 18 октября 2018 года (пункт 1.5 договора). Из открытых данных ЕИС следует, что 21 сентября 2018 года АО «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга» разместило извещение № 31806949326 о проведении закупки на «Выполнение работ по установке лифта г/п 400 кг, v=1 м/с, 4 ост. в корпусе № 3». Из протокола проведения аукциона следует, что наименьшее предложение в ходе закупки сделано ООО «Лифт-Надежность». По данным ЕИС дата заключения спорного договора – 18 ноября 2018 года.

В свою очередь, в силу требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» договор должен быть подписан электронной подписью (статьи 3, 3.3, 4).

Также ООО «Лифт-Надежность» в составе заявки представлены: акт о приемке выполненных работ № 1 от 13 сентября 2019 года, акт о приемке выполненных работ № 2 от 13 сентября 2019 года; справка о стоимости выполненных работ от 20 июня 2019 года, справка о стоимости выполненных работ от 13 сентября 2019 года в формате pdf с подписями и печатями обеих сторон. Учитывая, что сведения о договоре имеются в открытом доступе, а сведения об исполнении спорного договора представлены с подписями и печатями организаций, у комиссии отсутствовали основания для отклонения заявки, представленной ООО «Лифт-Надежность».

27 апреля 2021 года должностным лицом в отношении члена комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капительному ремонту, Царевой Н.П. составлен протокол по делу об административном правонарушении № 064/04/7.32.4-466/2021 о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

14 октября 2020 года Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания УФАС по Саратовской области от 23 сентября 2020 года № 064/10/18.1-1311/2020.

Решением Арбитражного суда Саратовской области по делу № А57-19930/2020 от 19 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных Министерством строительства и ЖКХ Саратовской области требований отказано.

Таким образом, член комиссии Царева Н.П., не допустив к участию в торгах заявку ООО «Лифт-Надежность», совершила 07 сентября 2020 года по адресу: город Саратов, улица Челюскинцев, дом № 114, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ.

Представленные в материалы дела доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются достаточными и допустимыми для выводов о виновности Царевой Н.П. как члена комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, в совершении вменяемого административного правонарушения. Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами.

При таком положении должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности совершенного Царевой Н.П. административного правонарушения предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ. Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Учитывая изложенное, виновные должностные лица, в том числе члены комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 7.32.4 КоАП.

Поскольку должностным лицом – членом комиссии по проведению предварительного отбора подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту, не было принято достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства в сфере порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административный орган имел доказательства и достаточные данные для установления вины Царевой Н.П. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ. Эти выводы суда мотивированы, оснований с ними не согласиться не имеется.

Постановление о привлечении Царевой Н.П. к административной ответственности вопреки доводам жалобы вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

При этом исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Царевой Н.П. от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное наказание назначено Царевой Н.П. как должностному лицу в пределах санкции части 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного административного правонарушения, личности Царевой Н.П., является справедливым и соразмерным содеянному.

Иные доводы жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности и решение судьи районного суда по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в районном суде, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судьи районного суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 30 сентября 2021 года, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области № 064/04/7.324-466/2021 от 27 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 7.32.4 КоАП РФ в отношении Царева Н.П., оставить без изменения, жалобу Царева Н.П. - без удовлетворения.

Судья А.В. Домнина