ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-03/2016 от 26.01.2016 Агрызского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 12-03/2016

Р Е Ш Е Н И Е

По делу об административном правоотношении

Город Агрыз РТ 26 января 2016 года.

Судья Агрызского районного суда Республики Татарстан Галявиева А.Ф.,

при секретаре Хузяхметовой Г.Р.,

рассмотрев жалобу ОАО «РЖД» на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 01 по Агрызскому судебному району Республики Татарстан от 02.11.2015 года юридическое лицо – ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Согласно обжалуемому постановлению административное правонарушение со стороны ОАО «РЖД» выразилось в осуществлении перевозки применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте с нарушением условий лицензии на данный вид деятельности.

Представитель ОАО «РЖД» в жалобе просит отменить указанное постановление в связи с тем, что оно является необоснованным, незаконным, поскольку мировым судьей нарушены процессуальные нормы права и не доказаны обстоятельства, на основании которых было принято решение о виновности ОАО «РЖД» в нарушении условий лицензии.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» Шарычева Ю.С. жалобу поддержала по указанным в ней основаниям и пояснила, что в силу ст.ст. 26.2, 28.2, 29.10 КоАП РФ суд не вправе выходить за рамки события административного правонарушения, изложенного в протоколе об административном правонарушении. Согласно протоколу об административном правонарушении поводом для возбуждения дела послужило происшествие на железнодорожной станции Агрыз 05.08.2015 года при перевозке (транспортировке) опасного груза, связанное с его проливом, возникшее вследствие повреждения вагона № 50003953, которое, по мнению административного органа, произошло при производстве маневровой работы в результате превышения скоростей соударения вагонов. Однако в ходе рассмотрения данного административного дела факт того, что течь груза произошла вследствие повреждения вагона при производстве маневровой работы работниками ОАО «РЖД» в результате превышения скоростей соударения вагонов, не нашел своего подтверждения, материалами дела данный факт не подтверждается. Вывод суда о том, что повреждение вагона № 50003953 05.08.2015 года произошло на горке сортировочной станции при маневровых работах по расформированию поезда № 2652 сделан на основе предположений, прямые доказательства данного факта в материалах дела отсутствуют. Не была проведена экспертиза на предмет разграничения повреждений имевшихся у вагона № 50003953 05.08.2015 года и полученных в порожнем состоянии после обнаружения течи 06.08.2015 года. Соответственно не разграничена ответственность ОАО «РЖД» по событиям, произошедшим 05.08.2015 года и по событиям, произошедшим 06.08.2015 года, что привело к привлечению ОАО «РЖД» к ответственности за события, которые не вменялись в вину, то есть за рамками обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении. Исходя из указанного Шарычева Ю.С. полагала постановление от 02.11.2015 года незаконным и подлежащим отмене. Так же полагала, что не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено указанное постановление. В частности, 05.08.2015 года ОАО «РЖД» были соблюдены все нормативные документы по безопасности движения поездов и по эксплуатации грузовых вагонов, то есть были соблюдены лицензионные требования, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденного постановлением Правительства РФ 21.03.2013 года № 221, иного по материалам административного дела, не доказано. 05.08.2015 года в 18:10 час. при расформировании состава грузового поезда № 2652 составителем поездов станции Агрыз была обнаружена течь груза струйкой (толщиной 1мм) по сварному шву в месте соединения сливного прибора с котлом цистерны, о чем телеграммой № 83 в 23:00 час. того же дня были извещены собственник вагона, грузоотправитель, грузополучатель и иные заинтересованные структуры. Так же незамедлительно, в 18:31 час. 05.08.2015 года были предприняты исчерпывающие меры по предотвращению и недопущению негативных последствий как для граждан, так и для окружающей среды, то есть тут же была организована перекачка опасного груза в другой исправный вагон. Указанные мероприятия были завершены 01:45 час. 06.08.2015 года. Было установлено, что течь груза была обнаружена не при производстве маневровых работ, а на «горбе» сортировочной горки непосредственно перед проведением маневровых работ с вагоном. Указанное подтверждается совместно составленным с участием представителя собственника вагона АО «СГ Транс» Нуреева Ф.Р. актом совместного прослушивания течи груза от 13.08.2015 года, другими материалами служебного расследования. Тем самым вывод о повреждении груженого вагона при производстве маневровых работ 05.08.2015 года в результате превышения скоростей соударения вагонов является ошибочным и недоказанным, вина ОАО «РЖД» в повреждении вагона, в результате которого произошла течь груза, не подтверждается материалами дела, соответственно привлечение ОАО «РЖД» к административной ответственности по данному событию не обоснованно. Кроме того Шарычева Ю.С. полагала, что данное административное дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности исходя из следующего: территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, должна определяться местом нахождения юридического лица. Местом нахождения ОАО «РЖД», определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ, является г. Москва. С учетом изложенного просила отменить постановление от 02.11.2015 года и производство по делу прекратить.

Представители Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Козлов В.Л. и Савельев В.М. с жалобой и доводами представителя ОАО «РЖД» не согласились. Пояснили, что повреждение вагона-цистерны, груженого опасным грузом, произошло 05.08.2015 года на станции Агрыз при производстве маневровых работ, что является нарушением лицензионных требований к осуществлению перевозок железнодорожным транспортом. Так как событие произошло 05.08.2015 года, а грузополучателю о нем было сообщено только 06.08.2015 года, когда вагон был уже порожний, то возникает закономерное предположение о том, что повреждение вагона произошло при производстве маневровых работ, что привело к течи опасного груза, а неизвещение грузоотправителя в день обнаружения течи было сделано с целью сокрытия факта данного правонарушения и возложения ответственности на грузоотправителя за неисправный вагон. Факт того, что течь опасного груза была обнаружена до проведения с вагоном маневровых работ не является неоспоримым доказательством того, что повреждение вагона произошло не по вине ОАО «РЖД», так как согласно имеющимся в деле доказательствам ООО «Татнефть-Транс» сдало к перевозке исправный вагон, не имеющий течи, течь произошла при нахождении вагона у перевозчика – ОАО «РЖД». Обязанность по проведению экспертизы для разграничения повреждений вагона, имевшихся на период обнаружения течи 05.08.2015 года и полученных 06.08.2015 года, лежит на ОАО «РЖД», а поскольку такая экспертиза не проведена, ОАО «РЖД» несет ответственность как за все повреждения, обнаруженные у данного вагона 05.08.2015 года, так и за все повреждения, обнаруженные в дальнейшем. Тот факт, что в протоколе об административном правонарушении не разграничены события, произошедшие с вагоном 05.08.2015 года и события 06.08.2015 года, не имеют существенного значения для квалификации действий ОАО «РЖД», поскольку ОАО «РЖД» несет ответственность не только за повреждение груженого опасным грузом вагона, но и за повреждение порожнего не очищенного от опасного груза вагона. Просят отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы административного дела, прихожу к выводу об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по данному административному делу по следующим основаниям:

В соответствии с требованиями части 4 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть отменено и производство по делу прекращено при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В данном случае установлено, что имеются предусмотренные ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельства, исключающие производство по делу и влекущие прекращение дела об административном правонарушении. Такой вывод следует исходя из следующего:

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно протоколу об административном правонарушении № 1406 от 08.10.2015 года юридическому лицу - ОАО «РЖД» в вину вменяется то, что в нарушение лицензионных требований к осуществлению перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов ОАО «РЖД» допустило пролив опасного груза, возникший вследствие повреждения вагона при производстве маневровой работы в результате превышения скоростей соударения вагонов на станции Агрыз.

Из материалов административного дела следует, что указанное правонарушение имеет место быть 05.08.2015 года, в частности установлено, что 05.08.2015 года в 18:10 час. при расформировании состава на «горбе» сортировочной горки станции Агрыз была обнаружена течь опасного груза струйкой (толщиной 1мм) по сварному шву в месте соединения сливного прибора с котлом цистерны (вагон-цистерна № 50003953).

Между тем в протоколе об административном правонарушении вывод о виновности ОАО «РЖД» в совершении правонарушения делается со ссылкой на перечень повреждений вагона № 50003953, обнаруженных при его осмотре в порожнем состоянии 06.08.2015 года после проведения с ним маневровых работ (установлено и никем не оспаривается, что вагон стал порожним 06.08.2015 года, поскольку после обнаружения течи груза, в период с 18:31 час. 05.08.2015 года по 01:45 час. 06.08.2015 года проводились мероприятия по перекачиванию груза в другой вагон).

В ходе расследования данного происшествия между грузоотправителем, собственником вагона и перевозчиком (ОАО «РЖД») возникли разногласия относительно времени и причин образования повреждений вагона, повлекших течь опасного груза, в связи с чем возникла необходимость осмотра вагона в специализированной организации и необходимость проведения экспертизы с целью устранения спорных вопросов о разграничении имевшихся 05.08.2015 года повреждений вагона и повреждений этого же вагона, обнаруженных 06.08.2015 года, а так же повреждений, обнаруженных дополнительно уже по прибытию данного вагона в ВЧДэ ст. Бензин, поскольку разнятся сведения об объеме этих повреждений. Об этом в период расследования происшествия заявляли представитель ОАО «РЖД» и представитель грузоотправителя ООО «Татнефть-Транс», что подтверждается соответствующими документами, приобщенными к административному делу. Однако обследование вагона специализированной организацией, а так же соответствующая экспертиза для разграничения этих повреждений не были проведены. При этом имеющийся в материалах дела акт осмотра вагона № 50003953 от 22.09.2015 года, составленный ОАО «Вагонная ремонтная компания-2», на основании которого был сделан вывод о том, что все обнаруженные повреждения вагона образовались вероятно 05.08.2015 года при производстве маневровых работ, не может расцениваться как достоверное, допустимое доказательство в подтверждение вины ОАО «РЖД», поскольку указанные в нем выводы сделаны без специальных исследований и как следует из текста акта, являются предположительными.

Вместе с тем установлено, что 05.08.2015 года произошло первое событие – выявление коммерческой неисправности – течи груза в вагоне № 50003953, а 06.08.2015 года произошло второе событие – повреждение в ходе маневровой работы неочищенного порожнего вагона № 50003953. Однако протокол об административном правонарушении от 08.10.2015 года не содержит описания такого события административного правонарушения, как необеспечение безопасности перевозки порожнего вагона с остатками опасного груза, которое произошло 06.08.2015 года. Согласно протоколу об административном правонарушении предметом доказывания по делу являются события, произошедшие 05.08.2015 года с груженым вагоном-цистерной № 50003953 по выявлению течи груза. Между тем судом выводы о виновности ОАО «РЖД» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ сделаны исходя в том числе из событий, произошедших 06.08.2015 года с вагоном-цистерной № 50003953 по факту его повреждения в порожнем состоянии (после перелива груза), тогда как эти события в административном деле не рассматривались и в вину ОАО «РЖД» не вменялись, соответственно, ответственность ОАО «РЖД» по каждому из событий не разграничена и ОАО «РЖД» привлечено к ответственности за события, которые в вину не вменялись.

Таким образом вывод о виновности ОАО «РЖД» по данному делу сделан без исследования обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении (ст. 26.1), что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ и указанное обстоятельство не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с требованиями статьи 30.7 ч 4 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а так же в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если подана жалоба на мягкость примененного административного наказания, постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело – возвращению на новое рассмотрение.

В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

В данном случае установлено, что правонарушение имеет место быть 05.08.2015 года, следовательно, постановление о привлечении виновного лица к административной ответственности могло быть вынесено только до 08.11.2015 года.

Между тем в настоящее время истек срок, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, в соответствии с которой правонарушитель не может быть привлечен к административной ответственности по истечению двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Поэтому производство по административному делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Рассматривая доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что данное административное дело рассмотрено мировым судьей с нарушением подсудности, то указанные доводы являются несостоятельными, поскольку объективная сторона данного правонарушения выражается не в форме бездействия, а в форме действий, нарушающих лицензионные требования к осуществлению перевозок железнодорожным транспортом.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. ст. 4.5, 30.4 – 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу ОАО «РЖД» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 01 по делу об административном правонарушении от 02 ноября 2015 года в отношении ОАО «РЖД» по части 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ отменить и на основании статьи 4.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в порядке, предусмотренном статьей 30.9 КоАП РФ через Агрызский районный суд РТ.

Судья Агрызского районного суда РТ Галявиева А.Ф.