Дело № 12-09/2015
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2016 года п. Октябрьский
Судья Устьянского районного суда Архангельской области Рогачева А.М., с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - главы МО ... ФИО2- Корелина Н.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, главы МО ... ФИО2 на постановление руководителя Вельского межтерриториального отдела-заместителя руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ФИО1 от ...г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы муниципального образования ...ФИО2, ... г.р., уроженца ..., проживающего в ..., образование высшее, женатого, имеющего троих малолетних дней, ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя Вельского межтерриториального отдела - заместителя руководителя инспекции государственного строительного надзора ...ФИО1 от ...г., должностное лицо - глава муниципального образования ... ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, установленного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе должностное лицо ФИО2 просит отменить данное постановление, производство по делу прекратить, считая его незаконным и необоснованным, так как при его вынесении должностное лицо неправильно определило обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Указывает, что предметом закупки контракта ... от ...г. были работы по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры, в микрорайонах ... (строительство улиц). В постановлении указано «согласно контракту должны быть выполнены работы: строительство дорог с устройством пешеходных дорожек (тротуаров), оканавливанием (наружный водоотвод), и наружным освещением, сети водоснабжения, электроснабжения». Указанных условий контракт не содержит. Само понятие «обустройство» не тождественно понятию «строительство», так же как и понятие «улица» не является тождественным по отношению к понятию «дорога». «Улица» не является зданием, строением или сооружением, а представляет из себя комплексное понятие, включающее в себя перечень мероприятий по благоустройству территории. Таким образом, улица не является объектом капитального строительства по смыслу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ, а, следовательно, для строительства улиц не требуется выдача разрешения на строительство, предусмотренное статьей 51 ГрК РФ. В постановлении по делу об административном правонарушении не указан адрес должностного лица, вынесшего постановление, что не отвечает требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 29.10. КоАП РФ.
Должностное лицо- глава администрации МО ... ФИО2 просил рассмотреть жалобу в его отсутствии, доводы жалобы поддержал.
Защитник Корелин Н.Ф. в судебном заседании доводы жалобы должностного лица поддержал. Просил отменить постановление должностного лица от ...г....В и прекратить производство по делу за отсутствием в действиях главы администрации МО ... ФИО2 состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ, так как предметом муниципального контракта ... от ...г. не являлись работы по строительству объектов капитального строительства.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ наступает за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство. Санкция статьи предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ, носит характер длящегося правонарушения, поскольку заключается в длительном непрекращающемся невыполнении установленной законодательством обязанности, в частности в осуществлении строительства объекта без соответствующего разрешения.
Согласно ч. 1,2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о градостроительной деятельности не может быть вынесено по истечении одного года со дня обнаружения административного правонарушения.
Срок давности в данном случае необходимо исчислять со дня обнаружения правонарушения административным органом.
В целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Таким образом, днем обнаружения может является день составления акта проверки либо протокола об административном правонарушении.
Установлено, что в адрес Вельского межтерриториального отдела инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ...г. поступили материалы из прокуратуры Устьянского района для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в отношении главы администрации МО ... ФИО2 в связи с тем, что администрацией МО ... заключен муниципальный контракт от ...г.... с ООО ... на выполнение работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры, в микрорайонах ...; строительство инфраструктуры проведено в период с июля ... года по сентябрь ... года в отсутствие разрешения на строительство линейного объекта в нарушение требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Применительно к данной ситуации днем обнаружения правонарушения является день составления протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ составлен руководителем Вельского межтерриториального отдела- заместителем руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ФИО1 в отношении главы администрации МО ......г..
Постановлением руководителя Вельского межтерриториального отдела- заместителем руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ФИО1 от ...г. глава администрации МО ... ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ и ему назначено административное наказание.
Таким образом, постановление вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение.
Как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Проверив представленные в обоснование вынесенного постановления доказательства судья приходит к выводу о его законности и обоснованности.
В ст. 26.1 КОАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения;4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2, 7 ст. 51 Градостроительного кодекса строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 данной статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Определен перечень документов, которые прилагаются к указанному заявлению
Таким образом, субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, может являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство.
Установлено, что администрацией МО ... заключен муниципальный контракт от ...г.... с ООО ... на выполнение работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры, в микрорайонах .... Согласно контракту должны быть выполнены работы: строительство дорог с устройством пешеходных дорожек (тротуаров), оканавливанием (наружный водоотвод) и наружным освещением, сети водоснабжения, электроснабжения.
Таким образом, администрация МО ... является застройщиком (заказчиком по договору строительного подряда), на котором в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации лежит обязанность по получению разрешения на строительство.
Материалами дела, в том числе постановлением Устьянской территориальной избирательной комиссии от ...г...., Уставом МО ... объективно подтверждается, что ФИО2 является главой МО ..., высшим должностным лицом муниципального образования и возглавляет администрацию Устьянского муниципального района, определяет основные направления деятельности администрации Устьянского муниципального района и организует ее работу.
Указанный выше контракт от ...г.... от лица заказчика подписан главой администрации МО ... ФИО2, поэтому как должностное лицо глава администрации МО ... ФИО2 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, бюджетным учреждением (далее в статьях 3.5, 7.29 - 7.32, части 7 статьи 19.5, статье 19.7.2, статье 19.7.4 настоящего Кодекса - заказчики), уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
Понятие объекта капитального строительства содержится впункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии спунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерациик недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все то, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Вместе с темГрадостроительный кодекс Российской ФИО3 отождествляет понятие объекта недвижимости и объекта капитального строительства и не ограничивается критерием прочной связи с землей (пункт 10статьи 1 Кодекса).
Положениями ч. 17ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерациипредусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Из системного толкования положений ч.1ст. 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхи ч. 17ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерацииследует, что для привлечения к административной ответственности необходимо установить, факт строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, непоименованного в ч. 17ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела объективно подтверждается факт строительства объекта капитального строительства, на строительство которого требуется получение разрешения в силу требований ч.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Установлено, что администрация МО ... обратилась с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства- строительство инженерной и транспортной инфраструктуры- в администрацию МО ... (peг. от ...г.). Администрация МО ... в выдаче разрешения на строительство отказала - письмо от ...г..... Застройщиком - администрацией МО ... отказ в выдаче разрешения не был оспорен в судебном порядке.
Муниципальным контрактом от ...г...., техническим заданием (приложение ... к контракту) предусмотрено выполнение работ по обеспечению земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, объектами инженерной инфраструктуры, в микрорайонах ...: обустройство улиц с устройством пешеходных дорожек (тротуаров), оканавливанием (наружный водоотвод) и наружным освещением, сети водоснабжения, электроснабжения; в перечень работ согласно техническому заданию входит: устройство автомобильных дорог, оснований автомобильных дорог, устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами, устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств, устройство мостов, путепроводов, укладка труб водопропускных на готовых фундаментах и лотков водоотводных.
Согласно актам о приемке выполненных работ в период ... годов были выполнены, в том числе работы: устройство дорог с асфальтовым покрытием, тротуаров с асфальтовым покрытием, устройство водопропускных труб, строительство системы водоснабжения с установкой водоразборных колонок с врезкой в действующие внутренние сети трубопроводов отопления и водоснабжения.
Указанные работы по строительству объекта капитального строительства выполнялись без разрешения на строительство, строительство объекта не завершено, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не получено.
Таким образом, нарушение установленного порядка строительства объекта капитального строительства выразилось в строительстве дорог с устройством пешеходных дорожек (тротуаров), оканавливанием (наружный водоотвод) и наружным освещением, сети водоснабжения, электроснабжения в микрорайонах ... без разрешения в случае, когда предусмотрено его получение.
Отсутствие разрешения на выполнение данных работ подателем жалобы не оспаривается.
Доводы подателя жалобы об отсутствии в действиях должностного лица состава вменяемого административного правонарушения в силу того, что предметом муниципального контракта не являются объекты капитального строительства, не состоятельны, поскольку строительство дорог с устройством пешеходных дорожек (тротуаров), оканавливанием (наружный водоотвод), и наружным освещением, водоснабжением, электроснабжением не входят в перечень объектов, выдача разрешения на строительство которых согласно ч. 17ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется, строительство объектов по муниципальному контракту от ...г.... в силу закона по характеру выполняемых работ относятся к объектам капитального строительства.
Административный орган пришел к обоснованному выводу о том, что должностным лицом- главой администрации МО ... ФИО2 в рамках предоставленных ему полномочий, имеющим возможность обеспечить соблюдение требований закона, не принято всех зависящих от него мер по получению соответствующего разрешения на строительство объекта капитального строительства.
В постановлении по делу об административном правонарушении указано место его вынесения- ... в соответствии с частью 1 статьи 29.10. КоАП РФ, что необходимо и достаточно для определения территориальной подсудности при его обжаловании поэтому доводы подателя жалобы об отсутствии в постановлении адреса места нахождения должностного лица, вынесшего данное постановление, являются несостоятельными.
Порядок привлечения должностного лица к административной ответственности не нарушен, постановление отвечает требованиям ч. 1ст. 29.10 КоАП РФ, оно вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1ст. 4.5 КоАП РФдля данной категории дел, наказание назначено в виде административного штрафа в размере, предусмотренного санкцией ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ с учетом требованийст. 4.1 КоАП РФ, является соразмерным выявленному нарушению.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности не имеется.
Оснований для признания правонарушения малозначительным с учетом характера выявленного нарушения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясьст.ст. 30.5-30.8КодексаРФоб административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление руководителя Вельского межтерриториального отдела-заместителя руководителя инспекции государственного строительного надзора Архангельской области ФИО1 от ...г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - главы муниципального образования ...ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного решения.
Судья А.М.Рогачева