Дело № 12 – 09/2017
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2017 г. г. Миасс Челябинской области
Судья Миасского городского суда Челябинской области Захаров А.В., при секретаре судебного заседания Холкиной Н.В.,
рассмотрев протест прокурора г. Миасса Ветошкина Е.А. на определение министра строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО1 от ДАТА по делу НОМЕР о возвращении протокола (постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол (постановление)
У С Т А Н О В И Л:
ДАТА министром строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО1 вынесено названное выше определение, которым было возвращено и.о. прокурору г. Миасса постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДАТА и иные материалы дела в отношении ... ФИО2 по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ (л.д. 6 – 10).
На указанное определение прокурором г. Миасса принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене определения и направлении дела на новое рассмотрение в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области.
В обоснование протеста прокурор указал, что причиной вынесения определения явилось ошибочное мнение должностного лица, его вынесшего, о наличии в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении существенных недостатков, препятствующих его рассмотрению, что является не верным (л.д. 2 – 4).
В судебном заседании прокурор Романова О.В. поддержала протест по указанным в нём основаниям, пояснив, что существенных недостатков постановление о возбуждении административного дела не имеет, поскольку вынесено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ. Установив, что в действиях привлеченного к административной ответственности лица отсутствует состав инкриминируемого проступка, должное лицо вправе принять решение по существу и прекратить производство по делу. В данном случае возвращение административных материалов противоречит действующему законодательству.
Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении – ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, в письменных возражениях полагал протест прокурора г. Миасса не подлежащим удовлетворению, ходатайствовав о прекращении производства по делу.
Лицо, вынесшее опротестованное определение – министр строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представители Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО3 и ФИО4 возражали против удовлетворения протеста прокурора, полагая вынесенное определение о возвращении административных материалов законным и обоснованным.
Огласив протест прокурора, заслушав участвующих лиц и исследовав все материалы дела, судья полагает необходимым удовлетворить протест прокурора города Миасса Челябинской области по следующим основаниям.
Из представленных суду материалов установлено, что ДАТА и.о. прокурора г. Миасса вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ, в отношении ... ФИО2, которое вместе с приложенными к постановлению материалами было направлено для рассмотрения по подведомственности в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области (л.д. 23 – 26).
ДАТА первый заместитель министра строительства и инфраструктуры Челябинской области вынес определение, которым возвратил постановление прокурора о возбуждении административного дела в связи с наличием в нём, по мнению должностного лица, недостатков (неверно указано число совершения проступка, выражено несогласие с наличием определённого прокурором состава правонарушения – л.д. 18 – 21).
ДАТА и.о. прокурор г. Миасса повторно направил постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и иные материалы дела для рассмотрения по подведомственности в Министерство строительства и инфраструктуры (л.д. 12 – 16).
Опротестованным определением от ДАТА постановление и.о. прокурора г. Миасса вновь было возвращено в связи с наличием недостатков, препятствующих рассмотрению дела по существу (л.д. 6 – 10).
В связи с тем, что определение о возвращении протокола об административном правонарушении исключает возможность дальнейшего движения дела, оно может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, поскольку затрагивает право указанных лиц на судебную защиту, а также опротестовано прокурором.
Указанную правовую позицию высказал Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ».
При этом пересмотр данных определений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ для обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ не вступившее в законную силу постановление (определение) по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные ст. ст. 30.1, 30.2, чч. 1 и 3 ст. 30.3 КоАП РФ.
Срок для опротестования определения о возвращении постановления по делу об административном правонарушении прокурором (с учётом получения копии опротестованного акта ДАТА), не пропущен (л.д. 5).
Как следует из оспариваемого определения, основанием для возвращения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и иных материалов послужил следующий недостаток: отсутствие в постановлении прокурора состава вмененного административного проступка (определение содержит описание совершённого деяния и развёрнутые выводы должностного лица Министерства об отсутствии состава правонарушения, имеется ссылка на положения ст. 24.5 КоАП РФ о необходимости прекращения производства в случае отсутствия события и состава проступка – л.д. 6 – 10).
В соответствии сот ст. 24.6 КоАП РФ генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
Право прокурора возбуждать производство по делу об административном правонарушении прямо регламентировано ст. 25.11 КоАП РФ.
Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии у и.о. прокурора г. Миасса права на возбуждение административного дела, определение по которому является предметом настоящего опротестования.
В соответствии с ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором соответствующего постановления о его возбуждении. При этом составление прокурором дополнительных процессуальных документов не требуется.
Требования к постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении установлены ч. 2 ст. 28. 4 и ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, согласно которым данный акт должен содержать дату и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если таковые имеются), место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Постановление и.о. прокурора г. Миасса от ДАТА соответствует названным выше требованиям Закона и содержит все указанные выше сведения.
Таким образом, проверив соответствие постановления и.о. прокурора г. Миасса о возбуждении дела об административном правонарушении и не установив нарушение требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, соответствующее должностное лицо, к компетенции которого относится его рассмотрение, обязано рассмотреть административное дело по существу.
Довод представителей Министерства о допущенных и.о. прокурора в постановлении недостатках, препятствующих его рассмотрению, судья полагает не верным по следующим основаниям.
В данном случае существенным недостатком постановления будет являться отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки постановления (протокола), которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных ст. 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления процессуального документа и его направления для рассмотрения, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление процессуального документа в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»).
Возвращая опротестованное постановление и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении иные материалы дела, должностное лицо не указало существенных недостатков процессуального акта, поскольку доводом должностного лица фактически явилось мнение последнего об отсутствии в действиях привлечённого к административной ответственности субъекта состава вменённого проступка.
Однако к данному выводу должностное лицо может придти только после рассмотрения административного дела по существу, что прямо вытекает из положений ст. ст. 24.5 и 29.9 КоАП РФ, согласно которым по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Однако в нарушение действующих норм должностное лицо Министерства не преступило к рассмотрению дела по существу, а возвратило опротестованное постановление, фактически придя к выводу об отсутствии в действиях лица, в отношении которого было возбуждено административное дело, состава инкриминируемого правонарушения, и указав данное обстоятельство в определении.
Должностное лицо, придя при рассмотрении дела к выводу об отсутствии в действиях лица состава инкриминируемого проступка, вправе прекратить производство по делу, но не вправе выносить определение о возвращении административного материала.
С учётом изложенных выше обстоятельств судья приходит к выводу об отсутствии в постановлении и.о. прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении существенных недостатков, которые было невозможно восполнить при рассмотрении дела по существу, и которые в действительности могли являться основанием для возвращения дела прокурору.
В силу ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатами рассмотрения жалобы (протеста) на постановление (определение) об административном правонарушении выносится соответствующее решение.
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Определение министра строительства и инфраструктуры Челябинской области ФИО1 от ДАТА по делу НОМЕР о возвращении протокола (постановления) о возбуждении дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол (постановление) отменить, направив постановление и.о. прокурора г. Миасса от ДАТА о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ... ФИО2 по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ и иные материалы дела на новое рассмотрение.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Миасский городской суд.
Судья: А.В. Захаров