ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-100/2021 от 18.02.2022 Ливенского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

г.Ливны Орловской области 18 февраля 2022 года

Судья Ливенского районного суда Орловской области Скрябин Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области жалобу Колхоза «50 лет Октября» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от 27 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Орловской области, вынесенного ведущим специалистом – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО5 от 27 июля 2021 г. Колхоз «50 лет Октября» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 22000 рублей.

Постановлением установлено, что в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 16.06.2021 г. по 13.07.2021 г. в отношении Колхоза «50 лет Октября», юридический адрес: <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>, установлено (акт проверки от 13.07.2021 г. №309-р/57-2021), установлено, что предприятием обеспечена постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт. Разработаны и утверждены председателем колхоза «50 лет Октября» программы производственного экологического контроля (далее – программы ПЭК).

Однако в программах производственного экологического контроля колхоза «50 лет Октября» по объектам: производственный участок №4 «Телятник» (объект 54-0157-001464-11), производственный участок №3 «Коровник» (объект 54-0157-001463-П) в разделе 1 «Общие положения» некорректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчёт ПЭК, отсутствует дата утверждения Программы ПЭК. В разделе 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» отсутствуют сведения о схемах систем водопотребления. В разделе 5 «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» не указана численность сотрудников подразделений.

В программах производственного экологического контроля колхоза «50 лег Октября» по объектам: производственный участок №2 «Свиноферма 2» (объект 54-0157-001462-П), производственный участок №1 «Свиноферма 1» (объект 54-0157-001461-П) в разделе 1 «Общие положения» некорректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчёт ПЭК, отсутствует дата утверждения Программы ПЭК. В разделе 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» отсутствуют сведения о схемах систем водопотребления. В разделе 5 «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» не указана численность сотрудников подразделений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Требования).

Согласно п.2 Требований Программа должна содержать разделы: общие положения; сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Исходя из п.5 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74, программа ПЭК должна содержать сведения о схемах систем водопотребления.

Программы производственного экологического контроля колхоза «50 лет Октября» разработаны с нарушением требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» и с нарушением требования п.п.3,4 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно в Программах ПЭК на объекты 54-0157-001464-И, 34-0157-001463-П. 54-0157-001462-П, 54-0157-001461-П не указаны даты утверждения Программ, некорректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчёт ПЭК отсутствует информация о численности сотрудников подразделений, отсутствует схема систем недопотреблении.

Колхоз «50 лет Октября» в лице представителя по доверенности ФИО3 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой, не оспаривая событие административного правонарушения и вины юридического лица в его совершении, просит изменить постановление в части административного наказания, заменив его на предупреждение, указав, что программы производственного экологического контроля Колхоза «50 лет Октября» по объектам негативного воздействия на окружающую среду: 54-0157-001464-П, 54-0157-001463-П, 54-0157- 001462-П, 54-0157-001461-П не отвечают требованиям Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Срок исправления нарушения установлен до 1 октября 2021 г. В целях своевременного исправления нарушения Колхозом заключен договор с организацией, специализирующейся на корректировке программы производственного экологического контроля. На момент подачи жалобы идёт анализ коммерческих предложений. Также в Предписании №309-р/57-2021 от 13 июля 2021 г. (далее – Предписание) приведены иные нарушения, в отношении которых Колхозом ведутся работы по их исправлению. Колхоз «50 лет Октября» является многоотраслевым и стабильным сельскохозяйственным предприятием, осуществляющим свою деятельность в сфере животноводства и растениеводства. С учетом специфики деятельности предприятия для обеспечения бесперебойной работы всех подразделений: молочно-товарного комплекса, свинофермы, автопарка, мастерских, необходимы колоссальные финансовые затраты. В настоящее время колхоз вынужден оформить <данные изъяты> Совершённое Колхозом «50 лет Октября» правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, не повлекло соответствующих угроз, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и полностью отвечает требованиям, указанным в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ. Колхоз «50 лет Октября» признает свою вину в правонарушении в полном объёме.

В судебном заседании представитель Колхоза «50 лет Октября» доводы жалобы поддержала, просила заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку колхоз является субъектом малого предпринимательства.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – государственный инспектор РФ в области окружающей среды по Орловской области, специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального управления Росприроднадзора Кузнецов С.А., будучи извещенным о дате, месте и времени разбирательства, в судебное заседание не явился, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Выслушав представителя юридического лица ФИО3, проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ (в ред. от 02 июля 2021 г.) «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В соответствии с п.1, п.2 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

В соответствии с п.3, п.4 ст.67 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчёта об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 16.06.2021 г. по 13.07.2021 г. в отношении Колхоза «50 лет Октября», юридический адрес: <адрес>, место фактического осуществления деятельности: <адрес>, установлено (акт проверки от 13.07.2021 г. №309-р/57-2021) установлено, что предприятием обеспечена постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт. Разработаны и утверждены председателем колхоза «50 лет Октября» Программы производственного экологического контроля (далее – Программа ПЭК).

В программах производственного экологического контроля колхоза «50 лег Октября» по объектам: производственный участок №4 «Телятник» (объект 54-0157-001464-11), производственный участок №3 «Коровник» (объект 54-0157-001463-П) в разделе 1 «Обпит положения» не корректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет ПЭК, отсутствует дата утверждения Программы ПЭК. В разделе 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников отсутствуют сведения о схемах систем недопотребления. В разделе 5 «Сведения о подразделения: и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологической контроля не указана численность сотрудников подразделений.

В программах производственного экологического контроля колхоза «50 лег Октября» по объектам: производственный участок №2 «Свиноферма 2» (объект 54-0157-001462-П), производственный участок №1 «Свиноферма 1» (объект 54-0157-001461-П) в разделе 1 «Общие положения» не корректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет ПЭК, отсутствует дата утверждения Программы ПЭК. В разделе 3 «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников отсутствуют сведения о схемах систем водопотребления. В разделе 5 «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» не указана численность сотрудников подразделений.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждены приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» (далее – Требования).

Согласно п.2 Требований Программа должна содержать разделы: общие положения: сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных к соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

Исходя из п.5 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74 программа ПЭК должна содержать сведения о схемах систем водопотребления.

Программы производственного экологического контроля колхоза «50 лет Октября» разработаны с нарушением требований Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. №74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» и с нарушением требования п.п. 3,4 ст.67 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а именно в Программах ПЭК на объекты 54-0157-001464-И, 34-0157-001463-П. 54-0157-001462-П, 54-0157-001461-П не указаны даты утверждения Программ, не корректно указано наименование уполномоченного органа, в который направляется отчет ПЭК отсутствует информация о численности сотрудников подразделений, отсутствует схема систем недопотреблении.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Колхоза «50 лет Октября» протокола об административном правонарушении №57-02-257/2021 от 13 июля 2021 г. и привлечения юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ.

С учётом анализа имеющихся в деле доказательств в их совокупности, а также конкретных обстоятельств дела, административный орган обоснованно пришел к выводу о виновности Колхоза «50 лет Октября» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.

Наряду с изложенным, имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного юридическому лицу наказания.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 16.02.2022 г. Колхоз «50 лет Октября» относится к субъектам среднего предпринимательства.

Согласно ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершённое административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учётом приведённых выше правовых положений, принимая во внимание фактические обстоятельства совершённого административного правонарушения, в том числе отсутствие реального вреда в результате его совершения, финансовое положение юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, принятие юридическим лицом мер к устранению выявленных нарушений, отсутствие сведений о том, что ранее данное юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за однородные административные правонарушения, прихожу к выводу о несоразмерности назначенного административного наказания характеру и тяжести совершённого административного правонарушения и считаю возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.

Руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление от 27 июля 2021 г. государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста – эксперта отдела государственного экологического надзора по Орловской области Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора ФИО5 вынесенное в отношении Колхоза «50 лет Октября» по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Назначенное Колхозу «50 лет Октября» наказание в виде штрафа в размере 22000 рублей изменить на предупреждение.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Ливенский районный суд Орловской области в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья