Дело № 12-1-101/2017
РЕШЕНИЕ
07 декабря 2017 года г.Вольск
Судья Вольского районного суда Саратовской области Маштакова М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Регион» на постановление начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в Калужской области от 18 июля 2017 года по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в Калужской области № 6-1955-17-ИЗ/66/22/Ю/16 от 18 июля 2017 года Общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее по тексту - ООО «Регион») было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно за то, что на предприятии не создана комиссия по проверке знаний требований охраны труда в установленном порядке, состоящая из работников предприятия, прошедших обучение по охране труда в установленном порядке; ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Регион» в лице своего представителя обжаловал указанное выше постановление в суд, указав, что на момент составления протокола об административном правонарушении предписание № 6-1955-17-ИЗ/66/22/3 от 03 мая 2017 года было обжаловано в Калужский районный суд Калужской области, и решение по жалобе вынесено не было. На момент вынесения постановления от 18 июля 2017 года решение Калужского районного суда по жалобе ООО «Регион» на указанное выше предписание в полном объеме изготовлено не было, в законную силу не вступило. В связи с этим, выводы о виновности ООО «Регион» в совершении административного правонарушения основаны на недопустимых доказательствах, поэтому решение о его привлечении к административной ответственности является незаконным.
Изучив материалы дела, материалы расследования несчастного случая на производстве, судья приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве общего правила установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения административного правонарушения.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в подпункте «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судом при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», при определении подсудности необходимо также учитывать закрепленные в статье 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правила о территориальной подсудности дел об административных правонарушениях. В части 1 этой статьи закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из материалов дела следует, что ООО «Регион» зарегистрирован в качестве юридического лица по адресу: <адрес> - по месту регистрации по месту жительства директора Общества ФИО1
В соответствии с п. 3.4Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденных Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 (ред. от 30.11.2016) для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и т.д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.
В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда обучающих организаций входят руководители и штатные преподаватели этих организаций и по согласованию руководители и специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, органов местного самоуправления, профсоюзных органов или иных уполномоченных работниками представительных органов.
Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.
Следовательно, местом совершения правонарушения является город Вольск Саратовской области.
Согласно пункту 2 Положения о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости - Государственной инспекции труда в Калужской области, утвержденному приказом Роструда от 31 марта 2017 года № 189, инспекция является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости, осуществляющим ее полномочия, предусмотренные настоящим Положением, на территории Калужской области.
Таким образом, поскольку местом совершения административного правонарушения является город Вольск Саратовской области, на который юрисдикция Государственной инспекции труда в Калужской области не распространяется, следовательно, постановление о привлечении ООО «Регион» к административной ответственности было вынесено Инспекцией за пределами своих правомочий, с нарушением правил подведомственности.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Однако, при рассмотрении дела было установлено, что ООО «Регион» ликвидировано 27.11.2017 года, в связи с чем рассмотрение Государственной инспекцией труда в Саратовской области административного материала в отношении ООО «Регион» и вынесение постановления о привлечении его к административной ответственности в связи с ликвидацией невозможно (отсутствие субъекта правонарушения), потому в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде в Калужской области от 18 июля 2017 года по ч.1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Регион» отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Вольский районный суд Саратовской области.
Судья М.Н. Маштакова