ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1-110/2021 от 24.01.2022 Красноуфимского городского суда (Свердловская область)

Дело № 12-1-2/2022

66MS0150-01-2021-000308-11

РЕШЕНИЕ

от 24 января 2022 г. по делу N 12-1-2/2022

Судья Красноуфимского районного суда Свердловской области И.А.Цивилев, при помощнике судьи, исполняющей обязанности секретаря судебного заседания А.А.Серебренниковой, рассмотрев в открытом судебном заседании 24.01.2022 г. жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 18.02.2021 года, которым должностное лицо - специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области ФИО2 от 18.02.2021 года должностное лицо - специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде предупреждения за то, что, являясь должностным лицом - специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах, находясь по месту нахождения юридического лица по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, <адрес>, в период с <дата> года по <дата> года в нарушение приложения № 1 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 года № 415, нарушила требования законодательства о государственном контроле (надзоре), то есть более двух раз в течение одного года внесла недостоверную информацию о проверке в ФГИС «Единый реестр проверок», а именно, <дата> года внесла в единый реестр проверок недостоверную информацию о дате распоряжения о проведении проверки ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ», о дате начала проведения проверки ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ», о дате уведомления проверяемого лица о проведении проверки ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ», а также более двух раз в течение одного года внесла неполную информацию о проверке в единый реестр проверок, а именно, не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МКОУ Ачитского городского округа «Заринская СОШ»; не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ»; не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МУП ЖКХ Ачитского городского округа; не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МКОУ Ачитского городского округа «Ачитская СОШ»; не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении ООО «Водолей»; не внесла в единый реестр проверок в срок до <дата> года информацию об обязательных требованиях, подлежащих проверке в отношении МКОУ Ачитского городского округа «Русскопотамкая СОШ».

ФИО1 не согласилась с вынесенным в отношении нее постановлением и принесла жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, указав, что мировым судьей в качестве доказательств по делу об административном правонарушении использовано постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 26.01.2021 года, а также представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) от 11.12.2020 года, полученные с нарушением закона, а именно, порядок проведения проверки органами прокуратуры, предметом которой является соблюдение требований законодательства, как в отношении коммерческих, так и некоммерческих организаций, в том числе и органов государственной власти, определен положениями ст. 21 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и предусматривает принятие решения о проведении проверки, которое не позднее дня начала проверки доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации), а также, в случае получения сведений, указывающих на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки, и доводит указанное решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия. В нарушение указанных норм законодательства, 10.12.2020 года в Красноуфимский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступил запрос заместителя прокурора Ачитского района ФИО5 от <дата>№1-109/2014 о предоставлении информации для проведения «анализа исполнения законодательства о социальном, о государственном контроле (надзоре) на территории Ачитского городского округа», иные документы, свидетельствующие о проведении проверки в отношении Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области не поступали.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации. Однако в связи с отсутствием информации о дне начала и дне окончания проверки, невозможно установить соблюдение сроков проведения проверки в отношении Красноуфимского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, следовательно, отсутствует возможность проверки законности действий заместителя прокурора Ачитского района по проведению проверки.

Представление прокуратуры Ачитского района обжаловано в порядке административного судопроизводства в Красноуфимский районный суд Свердловской области, однако мировым судьей было отклонено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в силу решения суда по обжалованию действий органов прокуратуры.

Также, по мнению ФИО1, мировым судьей допущено неверное толкование норм права - Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в результате чего административное правонарушение признано длящимся. Так, в соответствии со ст. 14 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ, не выполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку, свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Так, распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки ГБУЗ СО «Ачитская ЦРБ» №1-109/2014 датировано <дата>, дата начала проведения внеплановой выездной проверки – <дата>, то есть срок внесения информации в ФГИС ЕРП установлен до <дата>, срок внесения информации об уведомлении представителя проверяемого лица - <дата>, а срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться с <дата> и с <дата>, соответственно. По другим проверкам срок давности привлечения к административной ответственности также установлен неверно. В соответствии с п. 2 приложения № 2 Правил формирования и ведения единого реестра проверок, информация, указанная в подпунктах «а» - «в» п. 1 настоящего документа подлежит внесению в единый реестр проверок уполномоченным должностным лицом органа контроля не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки, если иное не указано в п. 3 настоящего документа. Внеплановая выездная проверка ООО «Водолей» в д. Верх-Тиса и д. Кочкильда Ачитского городского округа проводилась с <дата> по <дата> по распоряжению о проведении проверки от <дата>, соответственно, последний день окончания срока для внесения информации <дата>. Внеплановая выездная проверка МКОУ Ачитского городского округа «Заринская СОШ» проводилась с <дата> по <дата> по распоряжению о проведении проверки от <дата>, соответственно, последний день окончания срока для внесения информации <дата>, следовательно, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности истек. Внеплановая выездная проверка МКОУ Ачитского городского округа «Русскопотамская СОШ» проводилась с <дата> по <дата> по распоряжению о проведении проверки от <дата>, соответственно, последний день окончания срока для внесения информации <дата>. Внеплановая выездная проверка МКОУ Ачитского городского округа «Ачитская СОШ» проводилась с <дата> по <дата> по распоряжению о проведении проверки от <дата>, соответственно, последний день окончания срока для внесения информации <дата>. Внеплановая выездная проверка МУП ЖКХ Ачитского городского округа проводилась с <дата> по <дата> по распоряжению о проведении проверки от <дата>, соответственно, последний день окончания срока для внесения информации <дата>. Мировым судьей, при рассмотрении дела, неверно указаны даты, с которых начинает исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности.

Указывает, что мировым судьей не дана оценка доводам должностного лица о том, что при заполнении раздела «Обязательные требования, подлежащие проверке» в карточке контрольно-надзорного мероприятия в ФГИС ЕРП требуется выбор шаблона обязательных требований, заполнение которого не входит в ее должностные обязанности, а также заполнение такого рода шаблонов не предусмотрено Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 года № 415.

В судебном заседании ФИО1 жалобу поддержала, обосновала ее доводами, изложенными в жалобе, просила постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу.

В судебном заседании заместитель прокурора Ачитского района ФИО5 с жалобой ФИО1 не согласился, просил оставить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в невнесении информации о проверке в единый реестр проверок, либо в нарушении два и более раза в течение одного года сроков внесения информации о проверке в единый реестр проверок, либо во внесении два и более раза в течение одного года неполной или недостоверной информации о проверке в единый реестр проверок.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля, права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно пункту 6 статьи 2 названного Федерального закона проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действия (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг), обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В силу части 1 статьи 13.3 указанного Федерального закона в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок, а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой. Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 года N 415. Правилами определяются, в том числе состав включенной в единый реестр проверок информации о проверке, ее результатах и принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, сроки и порядок включения данной информации в этот реестр.

Пунктом 11 Правил, закреплено, что каждой проверке или контрольной закупке в едином реестре проверок присваивается учетный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в единый реестр проверок.

Согласно п. 12 Правил органы контроля принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие определение должностных лиц органов контроля, уполномоченных на внесение информации в единый реестр проверок; осуществляют внесение информации в единый реестр проверок в соответствии с разделом IV настоящих Правил; несут ответственность за достоверность информации, внесенной в единый реестр проверок.

Пунктом 13 названных Правил установлено, что единый реестр проверок в части плановых и внеплановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ, включает в себя, в том числе: информацию о проверке, содержащую дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя), органа контроля о проведении проверки, даты начала и окончания проведения проверки (подпункт "а"); информацию об органе контроля, содержащую фамилию, имя, отчество и должность должностного лица (должностных лиц), уполномоченного на проведение проверки (подпункт "б"); информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным законом 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ (подпункт "г") информацию о результатах проверки, содержащую, в том числе дату, время и место составления акта проверки; дату, время, продолжительность и место проведения проверки; сведения о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (с указанием положений правовых актов); сведения о причинах невозможности проведения проверки (в случае если проверка не проведена) (подпункт "д"); информацию о мерах, принятых по результатам проверки, содержащую в числе иного сведения о выданных предписаниях об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (реквизиты, сроки выполнения, содержание предписания) (подпункт "е").

Согласно пунктам 16, 18, 19, 20 Правил соответствующая информация должна быть внесена уполномоченным должностным лицом органа контроля в единый реестр проверок в следующие сроки: информация о проверке и об органе контроля (подпункт "а", "б" пункта 13 Правил) не позднее 3 рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки; информация об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки (подпункт "г" пункта 13 Правил) не позднее дня направления уведомления; информация о результатах проверки (подпункт "д" пункта 13 Правил) не позднее 10 рабочих дней со дня окончания проверки; информация о мерах, принятых по результатам проверки (подпункт "е" пункта 13 Правил) не позднее 5 рабочих дней со дня поступления такой информации в орган контроля.

Как следует из постановления заместителя прокурора Ачитского района о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от <дата>, ФИО1 вменено внесение в единый реестр проверок два и более раза неполной и недостоверной информации.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам в единый реестр проверок подлежит внесению информация о проверке, содержащую в том числе дату и номер распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки; дату начала и окончания проведения проверки; подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами (подп. «а» п. 1), в течение трех рабочих дней со дня издания распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа контроля о проведении проверки (п. 2 Приложения № 1 к Правилам); а также информацию об уведомлении проверяемого лица о проведении проверки с указанием даты и способа уведомления в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 294-ФЗ, не позднее дня направления проверяемому лицу уведомления о начале проведения проверки (п. 4 Приложения № 1 к Правилам).

Внесение информации возложено на уполномоченное должностное лицо органа контроля (п. 2-7 Приложения № 1 к Правилам).

ФИО1 с <дата> работает в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах в должности специалиста-эксперта.

Согласно приказу начальника территориального отдела от <дата>№1-109/2014 на ФИО1 возложено внесение в единый реестр проверок сведений о распоряжении или приказе о проведении проверки, мерах, принятых по результатам проверки, об исполнении постановления о назначении наказания. Внесение сведений о вручении распоряжения о проведении проверки, об организации проведения проверки, о правовых основаниях проведения проверки, о подлежащих проверке обязательных требованиях, о результатах проверки возложено на должностное лицо, ответственное за проведение проверки. Из п. 5 приказа следует, что при отсутствии этого лица по причине отпуска, временной нетрудоспособности сведения о проверках в единый реестр проверок вносит ФИО1 (л.д. 69-70).

Таким образом, внесение в единый реестр проверок сведений об уведомлении проверяемого лица, о подлежащих проверке обязательных требованиях, входит в должностные обязанности ФИО1 только в том случае, если она является лицом, уполномоченным на проведение проверки, либо такое лицо отсутствует на работе по уважительным причинам.

Из имеющихся в деле распоряжений о проведении проверок в отношении Русскопотамской СОШ, Ачитской ЦРБ, ООО «Водолей», Заринской СОШ, Ачитской СОШ, МУП ЖКХ следует, что уполномочены на проведение проверок были иные должностные лица ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Красноуфимск, Красноуфимском, Ачитском и Артинском районах, а не ФИО1

Вместе с тем, в материалах дела не имеется данных о том, отсутствовали ли временно на работе должностные лица ТО, уполномоченные на проведение проверок, вследствие чего их обязанности по внесению информации в единый реестр проверок должна была исполнять ФИО1

Такой информации не было представлено как мировому судье при рассмотрении постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении жалоб ФИО1 как районным судом, так и кассационным судом, и впоследствии после отмены постановления снова районным судом.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 3 Красноуфимского судебного района Свердловской области от 18.02.2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, жалобу - удовлетворить.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Жалоба (протест) подается непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья И.А.Цивилев